Судья Бахарева Е.Б.
Дело № 7-551/2020 / 21-356/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 18 мая 2020 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием защитника Кейзерова Д.М., должностного лица вынесшего постановление Н1., рассмотрев в судебном заседании жалобу начальника управления охраны и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н1. на решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 21 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «МТМ-Строй» Вишницкого Павла Владимировича
у с т а н о в и л:
постановлением начальника управления охраны и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н1. от 28 октября 2019 г. № 05-01/84-19 директор общества с ограниченной ответственностью «МТМ-Строй» (далее – ООО «МТМ-Строй», общество) Вишницкий П.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 21 февраля 2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Вишницкого П.В., указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, начальник отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н1. просит решение судьи районного суда отменить как незаконное с оставлением без изменения постановления о назначении административного наказания. Жалоба мотивирована допущенными судьей районного суда процессуальными нарушениями и несогласием с выводами судьи относительно оценки представленных доказательств.
В судебном заседании в краевом суде Вишницкий П.В., извещенный надлежаще, участие не принимал.
Должностное лицо Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н1., в судебном заседании в краевом суде, жалобу поддержал.
Защитник Кейзеров Д.М., в судебном заседании в краевом суде, полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив доводы жалоб, возражений, заслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила заготовки древесины).
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
В целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке (пункт 17 Правил заготовки древесины).
Согласно пункту 18 Правил заготовки древесины отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В силу части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно части 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Основанием для привлечения должностного лица - директора ООО «МТМ-Строй» Вишницкого П.В. послужило то обстоятельство, что в ходе оперативно розыскных мероприятий Управлением Федеральной службы безопасности по Пермскому краю 04, 05, 06 сентября 2019 г. с участием специалиста Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края был осуществлен выезд в лесной массив, расположенный ****.
В ходе указанных мероприятий специалистом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края произведен осмотр делянки ** выдела ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества (урочище СХПК «***») Очерского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» внесенной в лесную декларацию ООО «МТМ-Строй» от 21 ноября 2017 г. № **, по результатам которого составлен акт осмотра лесного участка от 04, 05, 06 сентября 2019 г., ведомости перечета пней срубленных ликвидных деревьев, а также ведомость учета модульных деревьев породы «сосна».
По итогам сплошного перечета пней срубленных ликвидных деревьев произведен расчет кубомассы вырубленной древесины. На делянке ** выдела ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества (урочище СХПК «***») Очерского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края», незаконно вырублена древесина в объеме 745м3, деревьев пород «сосна» 587,2 м3 и «ель» 157,8 м3.
Незаконная рубка, связанная с превышением разрешенного объема изъятия древесины на делянке ** выдела ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества (урочище СХПК «***») Очерского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» произведена в период производства работ по заготовке древесины ООО «МТМ-Строй» на основании лесной декларации от 21 ноября 2017 г. № **.
Согласно договору аренды лесного участка от 12 ноября 2009 г. № 433 ООО «МТМ-Строй» является арендатором лесного участка площадью 7828 га, в том числе в квартале ** Большесосновского сельского участкового лесничества; срок аренды - 49 лет, цель аренды - заготовка древесины.
10 ноября 2017 г. ООО «МТМ-Строй» в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на основании указанного договора аренды подана лесная декларация **, согласно которой с 22 ноября 2017 г. по 21 ноября 2018 г. общество намерено в квартале ** выдела ** лесосеке ** Большееосновского участкового лесничества Очерского лесничества урочище СХПК «***» вырубить 1700м3, древесины мягколиственного хозяйства, вид рубки - рубка спелых и перестойных лесных насаждений, из них ель 170м3, сосна 340м3, береза 680м3, осина 510м3, (том 3 л.д. 18-64).
Директором ООО «МТМ-Строй» является Вищницкий П.В.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда указал на несоответствие акта осмотра лесосеки от 06 июля 2019 г. Приказу Минприроды России от 27 июня 2016 г. № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки», в связи с чем достоверным доказательством он по делу признан быть не может.
При этом судья районного суда также указал, что единственным поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Вишницкого П.В. по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ явился имеющийся в материалах дела об административном правонарушении акт осмотра лесного участка от 04, 05, 06 сентября 2019 г., подписанный сотрудником Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н1., сотрудником УФСБ России по Пермскому краю К1., директором Очерского лесничества К2. и лесничим участкового лесничества Б., составленный по результатам оперативно-розыскной деятельности, в связи с чем не может являться ни поводом, ни основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, ни доказательством по нему, в связи с чем пришел к выводу, что 04, 05, 06 сентября 2019 г. заместителем главного государственного инспектора Пермского края Н1. в отношении ООО «МТМ-Строй» проводились собственные проверочные мероприятия. Указанный вывод послужил основанием для признания акта осмотра лесного участка от 04, 05, 06 сентября 2019 г., перечетных ведомостей, недостоверными доказательствами и полученными с нарушением закона, в частности пункта 3 части 1 статьи 27.1, части 2 статьи 25.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, судья городского суда при рассмотрении дела не принял во внимание следующее.
Акт осмотра лесосеки от 06 июля 2019 г. не являлся основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении в отношении Вишницкого П.В., что следует из материалов дела об административном правонарушении (справки по итогам проверки исполнения законодательства в области заготовки древесины от 09 сентября 2019 г.), в связи с чем соблюдение оснований и порядка его составления к предмету данного дела не относится.
В соответствии со статьей 6
Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Постановлением Правительства Пермского края от 03 сентября 2012 г. № 756-п, утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Положение о Министерстве).
В соответствии с пунктом 3.1.8 Министерство выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края по взаимодействию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления переданных полномочий Российской Федерации.
На основании указанных положений закона и нормативного акта, должностное лицо УФСБ России по Пермскому краю посредством письма от 04 сентября 2019 г. № 8016 привлекло должностное лицо Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края для участия в оперативно-розыскном мероприятии в связи с полученными сведениями о возможных нарушениях при проведении рубок лесных насаждений.
При этом следует отметить, что дата регистрации письма от 04 сентября 2019 г. № 8016 Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 09 сентября 2019 г., а также указание в нем о проведении мероприятий в Очерском районе Пермского края не свидетельствует о невозможности участия Н1. в оперативно-розыскном мероприятии, проведенном УФСБ России по Пермскому краю в период с 04 по 06 сентября 2019 г. в Большесосновском участковом лесничестве Очерского лесничества, учитывая оперативную необходимость участия должностного лица.
В судебном заседании в краевом суде Н1. пояснил, что информация о необходимости участия на основании указанного письма была передана по телефону, а впоследствии вручено письмо и передано для регистрации.
При этом участие Н1. с 04 по 06 сентября 2019 г. в проводимом УФСБ России по Пермскому краю оперативно-розыскном мероприятии подтверждается протоколом оперативно-розыскного мероприятия от 06 сентября 2019 г. составленного должностным лицом указанного органа по результатам оперативно-розыскной деятельности (том 2 л.д. 23-28). При этом каких либо противоречий указанный документ и акт осмотра лесного участка от 04, 05, 06 сентября 2019 г., как на то указано судьей районного суда не содержит, дата составления документов в данном случае с учетом различных целей их составления не свидетельствует о их противоречии, как на то указано судьей в решении.
Вывод судьи районного суда о том, что акт осмотра лесного участка от 04, 05, 06 сентября 2019 г. составлен по результатам оперативно-розыскной деятельности, является ошибочным и не основан на материалах дела, поскольку Н1. не является должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктами 3.4.27, 3.4.29 Положения о Министерстве, последнее осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации; устанавливает перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 18 марта 2020 г. № СЭД-30-01-02-296 начальник управления охраны, защиты и надзора в лесах - заместитель главного государственного лесного инспектора Пермского края отнесен к должностным лицам, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Согласно части 1 статьи 23.24, статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, начальник управления охраны, защиты и надзора в лесах - заместитель главного государственного лесного инспектора Пермского края Н1. непосредственно обнаружив 04, 05, 06 сентября 2019 г. достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, составил акт осмотра лесного участка, в котором зафиксировал событие выявленного административного правонарушения, что соответствует положениям статьи 28.1 КоАП РФ, выявленное правонарушение относительно объема незаконно вырубленной древесины также зафиксировано в перечетных ведомостях.
Относительно выводов судьи о нарушении пункта 3 части 1 статьи 27.1, части 2 статьи 25.7 КоАП РФ при составлении акта и перечетных ведомостей, то судьей также не учтено, что в статье 27.1 КоАП РФ перечислены меры обеспечения производства по делу, к которым пункт 3 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ относит личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.
Указывая на составление акта осмотра и перечтных ведомостей с нарушением указанных выше положений судья районного суда не мотивировал вывод, в связи с чем он пришел к выводу о необходимости применения данных положений, о возникновении путем осмотра лесного участка отношений в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Акт и ведомости составлены не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в целях фиксации выявленного правонарушения, в связи с чем меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 27.1 КоАП РФ применению не подлежат, соответственно необходимость участия при их применении понятых, а также обязательность фотофиксации отсутствует.
Данная судьей оценка относительно участия Н1. в осмотре 04, 05, 06 сентября 2019 г. со ссылками на его участие в заседании Экспертного совета при Уполномоченном но защите прав предпринимателей в Пермском крае от 04 сентября 2019 г., а также на показания свидетелей и.о. лесничего Б. (том 2 л.д. 94-96), мастера леса Очерского лесничества Н2. (том 2 л.д. 143-145) произведена без учета объяснений К2. от 30 октября 2019 г. (том 2 л.д. 131-133), которым указывалось на участие Н1. и сотрудника УФСБ во все дни, указанные в акте осмотра, также не учтены противоречия в объяснениях Б., относительно составления перечетной ведомости 06 сентября 2019 г., несмотря на то, что перечетная ведомость в данную дату не составлялась, в материалах дела такая отсутствует. Таким образом оценка указанных доказательств произведена не в полном объеме в совокупности с иными представленными в дело доказательствами, подтверждающими участие Н1. в осмотре 04, 05, 06 сентября 2019 г. Сам Н1. судьей районного суда по обстоятельствам составления акта осмотра не допрашивался. Кроме этого, Н1. представлены трекеры навигатора за 04, 05, 06 сентября 2019 г. подтверждающие его нахождение в месте осмотра.
Кроме этого, вывод судьи, относительно примененного при осмотре лесного участка метода определения фактически срубленного объема древесины, примененного разряда высот со ссылками на Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. № 474, Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденному Приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 15 июня 1993 г. № 155, вырубки всех лесных насаждений на участке при сплошной рубке, со ссылкой на Лесной кодекс Российской Федерации, основан на ошибочном толковании указанных актов.
Частью 3 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. Аналогичное определение сплошной рубки приведено в Правилах заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. № 474. Приведенные положения опровергают указанный выше вывод судьи районного суда, относительно сплошной рубки. Также следует отметить, что ссылки на Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденное Приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 15 июня 1993 г. № 155 сделаны судьей районного суда без учета общих положений данного акта, определяющих, что Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации применяется при подготовке лесосечного фонда по главному пользованию, отводе древостоев для рубок ухода за лесом, санитарных и прочих рубок, подсочки (осмолоподсочки), а также при отпуске второстепенных лесных материалов. В рассматриваемом случае отвод, таксация, иные действия описанные выше не производились. Применение данного нормативного акта к рассматриваемым правоотношениям (выявление незаконной рубки лесных насаждений) судьей районного суда не мотивировано.
Таким образом, принимая решение по делу, судья районного суда в нарушение требований статей. 24.1, 26.1 КоАП РФ не установил все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в нарушение требований статей 26.2, 26.11 КоАП РФ не дал оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанное свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Следовательно, решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 21 февраля 2020 г. не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение судье, правомочному его рассматривать.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, установить все необходимые для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать все собранные по делу доказательства в их совокупности, при необходимости допросить лиц подписавших акт осмотра от 04, 05, 06 сентября 2019 г. и перечетные ведомости, исследовать дополнительные материалы.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 21 февраля 2020 г. отменить, дело об административном правонарушении - возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья - (подпись)