Дело № 2(1)-545/2022 56RS0038-01-2022-000715-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2022 года с.Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Плотникове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сакмарского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ», об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сакмарского района <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей, с иском к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ» об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой указав, что прокуратурой района в отношении МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ» проведена проверка соблюдения прав инвалидов в деятельности объекта образования с пребыванием граждан – МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ».
При проведении проверки установлено, что в здании образовательного учреждения помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий не оснащено индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что нарушает права и интересы инвалидов по слуху, в том числе детей, поскольку цель применения индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры состоит в том, чтобы повысить качество жизни слабослышащих людей, и сделать их активными участниками жизни и деятельности общества.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
При этом, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований законодательства о социальной защиты инвалидов, в том числе создания инвалидам условий доступности услуг в здании образовательного учреждения, относящимся к объекту социальной инфраструктуры, является обязанностью образовательного учреждения.
Просит суд обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верхнечебеньковская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить помещение, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Представитель прокуратуры Сакмарского района в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.
Представитель МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ» в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и признании исковых требований прокурора Сакмарского района в полном объеме.
Представители третьих лиц- МУ отдела образования администрации Сакмарский район <адрес>, администрация МО Сакмарского района <адрес> извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, представившего заявление о признании иска.
Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей OOН 10.12.1948 г., установлено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. В силу положений Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006 г. (далее Конвенция о правах инвалидов), государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, а также иные объекты инфраструктуры.
Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. В силу Федерального закона от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятой в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г., государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1). Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2). Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9). Одним из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающим, в том числе социально-бытовую адаптацию является социально-средовая реабилитация (ч. 2, 3 ст. 9).
В силу ст. 15 данного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности. К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
Дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, предусмотрено абзацем 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 15). Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 г. N 1309, вступившим в силу с 01.01.2016 года.
В силу пп. «г» п. 4 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами путем наличия в одном из помещений предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Согласно Уставу, учреждение является общеобразовательным учреждением, имущество учреждения является муниципальной собственностью и закреплено за учреждением на праве оперативного управления, учредителем является муниципальное образование Сакмарский район, полномочия которого осуществляет муниципальное учреждение отдел образования администрации МО Сакмарский район. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе, собственные средства Учреждения, бюджетные и внебюджетные средства, имущество, переданное Учредителем.
Предметом деятельности образовательного учреждения являются, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения (пп. «б» п. 22 Устава).
При проведении проверки установлено, что в здании образовательного учреждения помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий не оснащено индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что нарушает права и интересы инвалидов по слуху, в том числе детей, поскольку цель применения индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры состоит в том, чтобы повысить качество жизни слабослышащих людей, и сделать их активными участниками жизни и деятельности общества. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
При этом, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований законодательства о социальной защиты инвалидов, в том числе создания инвалидам условий доступности услуг в здании образовательного учреждения, относящимся к объекту социальной инфраструктуры, является обязанностью образовательного учреждения.
Указанные нарушения, нарушают права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, целью которой, является достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Таким образом, отсутствие в МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ» индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, свидетельствует о несоблюдении прав инвалидов в деятельности объекта образования с пребыванием граждан.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с п.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Заявление представителя ответчика МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ» директора школы ФИО2 о признании иска занесено в протокол судебного заседания, с приобщением к делу его письменного заявления о признании иска.
До принятия признания иска ответчик в заявлении указал, что разъяснены последствия указанного процессуального действия, предусмотренные п.3 ст.173 ГПК РФ.
Принимая во внимание, что признание иска ответчиком в данном случае закону не противоречит, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и иск удовлетворить.
Таким образом, исковые требования прокурора Сакмарского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ», об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сакмарского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ», об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верхнечебеньковская СОШ» в срок до до ДД.ММ.ГГГГ в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить помещение, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 27 июля 2022 года.
Судья И.А. Долгова
Подлинник решения подшит в материалах гражданского дела 2(1)-545/2022 в производстве Сакмарского районного суда <адрес>.
Дело №(1)-545/2022 56RS0№-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сакмарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ», об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,
руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ», об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верхнечебеньковская СОШ» в срок до до ДД.ММ.ГГГГ в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить помещение, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Долгова