Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2[1]-545/2022 ~ М[1]-441/2022 от 27.05.2022

Дело № 2(1)-545/2022                                                           56RS0038-01-2022-000715-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2022 года                                                                                        с.Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Плотникове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сакмарского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ», об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сакмарского района <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей, с иском к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ»    об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой указав, что прокуратурой района в отношении МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ» проведена проверка соблюдения прав инвалидов в деятельности объекта образования с пребыванием граждан – МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ».

При проведении проверки установлено, что в здании образовательного учреждения помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий не оснащено индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что нарушает права и интересы инвалидов по слуху, в том числе детей, поскольку цель применения индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры состоит в том, чтобы повысить качество жизни слабослышащих людей, и сделать их активными участниками жизни и деятельности общества.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

При этом, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований законодательства о социальной защиты инвалидов, в том числе создания инвалидам условий доступности услуг в здании образовательного учреждения, относящимся к объекту социальной инфраструктуры, является обязанностью образовательного учреждения.

    Просит суд обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верхнечебеньковская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить помещение, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Представитель прокуратуры Сакмарского района в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.

Представитель МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ» в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и признании исковых требований прокурора Сакмарского района в полном объеме.

Представители третьих лиц- МУ отдела образования администрации Сакмарский район <адрес>, администрация МО Сакмарского района <адрес> извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, представившего заявление о признании иска.

Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей OOН 10.12.1948 г., установлено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. В силу положений Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006 г. (далее Конвенция о правах инвалидов), государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, а также иные объекты инфраструктуры.

Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. В силу Федерального закона от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятой в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г., государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1). Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2). Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9). Одним из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающим, в том числе социально-бытовую адаптацию является социально-средовая реабилитация (ч. 2, 3 ст. 9).

В силу ст. 15 данного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности. К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

Дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, предусмотрено абзацем 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 15). Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 г. N 1309, вступившим в силу с 01.01.2016 года.

В силу пп. «г» п. 4 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами путем наличия в одном из помещений предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Согласно Уставу, учреждение является общеобразовательным учреждением, имущество учреждения является муниципальной собственностью и закреплено за учреждением на праве оперативного управления, учредителем является муниципальное образование Сакмарский район, полномочия которого осуществляет муниципальное учреждение отдел образования администрации МО Сакмарский район. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе, собственные средства Учреждения, бюджетные и внебюджетные средства, имущество, переданное Учредителем.

Предметом деятельности образовательного учреждения являются, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения (пп. «б» п. 22 Устава).

При проведении проверки установлено, что в здании образовательного учреждения помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий не оснащено индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что нарушает права и интересы инвалидов по слуху, в том числе детей, поскольку цель применения индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры состоит в том, чтобы повысить качество жизни слабослышащих людей, и сделать их активными участниками жизни и деятельности общества. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

При этом, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований законодательства о социальной защиты инвалидов, в том числе создания инвалидам условий доступности услуг в здании образовательного учреждения, относящимся к объекту социальной инфраструктуры, является обязанностью образовательного учреждения.

Указанные нарушения, нарушают права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, целью которой, является достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Таким образом, отсутствие в МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ» индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, свидетельствует о несоблюдении прав инвалидов в деятельности объекта образования с пребыванием граждан.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии с п.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Заявление представителя ответчика    МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ» директора школы ФИО2 о признании иска занесено в протокол судебного заседания, с приобщением к делу его письменного заявления о признании иска.

До принятия признания иска ответчик в заявлении указал, что разъяснены последствия указанного процессуального действия, предусмотренные п.3 ст.173 ГПК РФ.

Принимая во внимание, что признание иска ответчиком в данном случае закону не противоречит, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и иск удовлетворить.

Таким образом, исковые требования прокурора Сакмарского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ», об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковые требования прокурора Сакмарского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ», об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой - удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верхнечебеньковская СОШ» в срок до до ДД.ММ.ГГГГ в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить помещение, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 27 июля 2022 года.

Судья                                                                                                       И.А. Долгова

    Подлинник решения подшит в материалах гражданского дела 2(1)-545/2022 в производстве Сакмарского районного суда <адрес>.

Дело (1)-545/2022                                                      56RS0-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                        <адрес>

Сакмарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ», об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,

руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних детей к МБОУ «Верхнечебеньковская СОШ», об обеспечении помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой - удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верхнечебеньковская СОШ» в срок до до ДД.ММ.ГГГГ в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить помещение, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                       И.А. Долгова

2[1]-545/2022 ~ М[1]-441/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сакмарского района
Ответчики
МБОУ "Верхнечебеньковская СОШ"
Другие
Муниципальное учреждение отдел образования администрации муниципального образования Сакмарский район
Администрация Сакмарского района
Суд
Сакмарский районный суд Оренбургской области
Судья
Долгова Ирина Александровна
Дело на странице суда
sakmarsky--orb.sudrf.ru
27.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2022Передача материалов судье
27.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2022Дело оформлено
22.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее