№ 2-2776/2021
№64RS0047-01-2021-004603-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года город Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Бахареве А.И.,
с участием представителей истца Жужгиной Ю.О., Мишиной С.В., представителя третьего лица Бондаренко С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Приоритет» о возложении обязанности определить и организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома и обеспечить их содержание,
установил:
администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» ( далее по тексту- администрация района) в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Приоритет» (далее по тексту- ООО «УК «Приоритет») о возложении обязанности определить и организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома и обеспечить их содержание, указав, что в соответствии с Положением об администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 года № 36-398, администрация района является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющем от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Октябрьского района.
Администрация района является держателем объектов имущественной части муниципальной казны муниципального образования «Город Саратов» - жилых помещений в домах № 100 по улице Большая Садовая и 104В по ул. 2-я Садовая г. Саратова, управление указанными домами осуществляется ООО «УК «Приоритет».
Специалистами отдела благоустройства администрации района осуществлен осмотр территории по адресам нахождения выше указанных жилых домов.
Осмотром установлено, что на прилегающей территории по вышеуказанным адресам контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) не оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, не включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования города Саратова. Управляющая организация не организовала контейнерные площадки для сбора и вывоза ТКО.
На основании изложенного просит обязать ООО «Управляющая компания «Приоритет» в течение двух месяцев определить и организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирных домов по адресам: <адрес> <адрес>, <адрес>, а также обеспечить их содержание.
Представители истца исковые требования поддержали
Представитель истца Мишина С.В. дала суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске, так же пояснила, что в их адрес от ответчика поступило сообщение, что контейнерная площадка находится у <адрес>, в связи с чем был произведен повторный выход по указанному адресу, 31.08.2021 года был составлен акт, согласно которому у дома 104А корп.2 по ул. 2-й Садовой в г. Саратове, наличие контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов не установлено. Контейнеры находятся у <адрес>, на значительном расстоянии, на красной линии, потому подлежат сносу.
Представитель третьего лица Бондаренко С.Е. полагала требования подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что при управлении многоквартирным домом управляющая компания несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее общего имущества в данном доме. Согласно п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной. Взяв на себя обязательство по надлежащему оказанию всех услуг, а также предоставлению коммунальных услуг, управляющая организация обязана предоставлять услуги надлежащего качества, соответственно, организовать место сбора ТКО, обеспечить его надлежащее содержание, а также осуществлять контроль вывоза ТКО.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дне и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Суд с учетом мнения участников судебного разбирательства и положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Заслушав представителей истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного самоуправления.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Из положений ст. 13.4 указанного закона следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра от 31 августа 2018 г. № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления и такая обязанность на ответчика возложена быть не может.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться управлением многоквартирным домом со стороны управляющей организации, либо товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, либо непосредственно собственниками многоквартирного дома (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 г. организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Более того, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения, утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290, где также указаны работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (п. 26(1).
Из материалов дела следует, что ООО «УК «Приоритет» является управляющей компанией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>.
Согласно акту обследования территории (объекта) от 04.08.2021 года (л.д.41) на придомовых территориях многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, отсутствуют контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, не оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых бытовых отходов, не включены в реестр мест накопления ТКО на территории муниципального образования «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования г. Саратова.
Контейнерные площадки для накопления твердых бытовых отходов отсутствуют и по адресу: г<адрес> (акт от 31.08.2021 года).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответчик не исполняет возложенную на него законно обязанность по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию, в связи с чем требования истца следует удовлетворить.
Согласно п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено
Таким образом, суд полагает, что в целях обеспечения исполнимости решения подлежит установлению срок его исполнения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Приоритет» о понуждении к определению и организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию удовлетворить в части.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Приоритет» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать места сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирных домов по адресам: <адрес>, <адрес>, а также обеспечить содержание таких мест.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2021 года.
Судья М.Н. Маштакова