Судья: Миронова Ю.А. адм. дело № 33а-7064/2023
Дело № 2а-872/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июня 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Лёшиной Т.Е.
судей – Ромадановой И.А., Мыльниковой Н.В.
при помощнике судьи секретаре Исмаилове Э.М.
с участием прокурора Сергеевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Самарского района г. Самары на решение Самарского районного суда г. Самары от 18 апреля 2023 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда
Лёшиной Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник ОП по Самарскому району Управления МВД Рроссии по г. Самаре обратился в суд с административным исковым заявлением к Кроткову А.И. об установлении дополнительных ограничений, продлении срока административного надзора.
В обоснование заявленных требований указал, что Кротков А.И. ранее неоднократно судим, последний раз был осужден 24.09.2019 мировым судьей судебного района № г. Чапаевска Самарской области за совершение преступления по ч. 1 ст. 119 УК РФ и ему назначено наказание в виде одного года лишения свободы на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год.
Постановлением Чапаевского городского суда Самарской области от 25.06.2020 отменено условное осуждение и Кротков А.И. направлен для отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима сроком на 1 год. 24.06.2021 Кротков А.И. освобожден их ФКУ ИК - 13 УФСИН России по Самарской области по отбытию срока наказания.
15.02.2021 решением Красноярского районного суда Самарской области в отношении Кроткова А.И. установлен административный надзор по основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 3 Федерального закона РФ от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», сроком на 3 года с возложением ограничений: обязательная явка два раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
После установления административного надзора Кротков А.И. неоднократно был привлечен к административной ответственности, после чего решением Самарского районного суда г. Самары от 25.07.2022 были установлены дополнительные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В течение года Кротков А.И. неоднократно привлекался к административной ответственности, а именно: № от 19.08.2022 по ст. 19.24 ч. 3 КоАП РФ; № от 08.11.2022 по ст. 19.24. ч. 3 КоАП РФ.
По месту жительства Кротков А.И. характеризуется удовлетворительно, однако склонен к нарушению ограничений и обязанностей, установленных в отношении него судом.
За неоднократное в течение года привлечение Кроткова А.И. к
административной ответственности и на основании вышеизложенного, административный истец просит суд в отношении вышеуказанного лица установить дополнительные ограничения и обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 64-ФЗ от 06.04.2011, продлить срок административного надзора на шесть месяцев.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 18 апреля 2023 г., административные исковые требования удовлетворены. Дополнены ранее установленные административные ограничения в отношении Кроткова А.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ограничением в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального Закона Российской Федерации от 06.04.2011г. №64-2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в виде обязательной явки четыре раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Продлен срок административного надзора в отношении Кроткова А.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> на шесть месяцев ( л.д.36-40).
В апелляционном представлении, дополнительном апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об изменении решения суда.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционного представления в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционного представления, дополнительного апелляционного представления прокурора, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о продлении административного надзора и административное исковое заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений подаются в суд органом внутренних дел.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Кротков А.И. был осужден 24.09.2019 мировым судьей судебного района № г. Чапаевска Самарской области за совершение преступления по ч. 1 ст. 119 УК РФ и ему назначено наказание в виде одного года лишения свободы на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год.
Постановлением Чапаевского городского суда Самарской области от 25.06.2020 отменено условное осуждение и Кротков А.И. направлен для отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима сроком на 1 год.
24.06.2021 Кротков А.И. освобожден их ФКУ ИК - 13 УФСИН России по Самарской области по отбытию срока наказания.
15.02.2021 решением Красноярского районного суда Самарской области в отношении Кроткова А.И. установлен административный надзор по основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 3 Федерального закона РФ от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», сроком на 3 года с возложением ограничений: обязательная явка два раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 25.07.2022 Кроткову А.И. были установлены дополнительные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В течение года Кротков А.И. неоднократно привлекался к административной ответственности, а именно: № от 19.08.2022 по ст. 19.24 ч. 3 КоАП РФ; № от 08.11.2022 по ст. 19.24. ч. 3 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования в части установления дополнительных ограничений, суд первой инстанции указал, что необходимость установления дополнительного административного ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации обусловлена образом жизни Кроткова А.И. неоднократного привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, а как следствие более строго строгого контроля за его поведением. Каких-либо объективных данных о том, что административные ограничения произвольно и несоразмерно ограничивают реализацию гражданских прав и интересов административного ответчика, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда перовой инстанции о наличии оснований для установления дополнительных ограничений, выборе дополнительных ограничений соответствует фактическим обстоятельствам дела, требованиям законодательства.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Часть 4 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ содержит перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (ред. 15.12.2022) суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона).
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу).
Исходя из образа жизни административного ответчика, характеристики личности, его поведения в период после отбытия наказания, неоднократного привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления и в связи с необходимостью более строгого контроля за поведением Кротова А.И., а также учитывая, что он является совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы, и имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованного дополнил ранее установленные ограничения, путем конкретизации ранее установленного административного ограничения
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что редакция, изложенная в резолютивной части решения суда, подлежит изменению, поскольку решением суда созвана правовая неопределенность в части установления Кротову А.И. дополнительного административного ограничения в виде обязательной явки 4 раза в месяц, необходимо конкретизировать количество явок в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, с учетом ранее установленных Самарским районный судом количества явок поднадзорного лица на регистрацию, установив Кротову А.И. дополнительно административное ограничение в виде обязательной явки 1 раз в месяц, а всего 4 раза в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения требований административного истца о продлении срока административного надзора Кротову А.И. не имеется, решение суда в данной части подлежит отмене.
Согласно пункту 4 статьи 7 указанного Федерального закона административный надзор может быть продлен судом в случае совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ, в случаях предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Из материалов дела следует, что Кротов А.И. отбывал наказание за совершение преступления, предусмотренного ч.1ст. 119 УК РФ. Указанное преступление относятся к категории преступлений небольшой тяжести (часть 3 статьи 15 УК РФ).
В соответствии с пунктом "в" части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 15 февраля 2021 Кротову А.И. установлен административный надзор сроком на три года до погашения судимости ( л.д. 9).
В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 41) указано, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, указанным в части 2.1 статьи 3 Закона.
Административный надзор может быть продлен судом на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений (часть 2 статьи 5, статья 7 Закона). При рассмотрении требований о продлении срока административного надзора суд не связан мнением административного истца и вправе установить менее или более продолжительный срок в пределах, установленных Законом, либо отказать в удовлетворении заявленных требований ( п. 41 указанного выше Постановления Пленума Верховного суда РФ).
Таким образом, учитывая дату освобождения из мест лишения свободы (24 июня 2021 года), судимость Кротова А.И. за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 119 УК РФ погашается по истечении трех лет после отбытия наказания, то есть в июне 2024 года.
Учитывая, что изначально срок административного надзора Кротову А.И. был установлен на срок погашения судимости, ранее установленный срок административного надзора не мог быть продлен Кротову А.И. еще на 6 месяцев.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции при решении вопроса о продлении Кротову А.И. срока административного надзора, неправильно принял во внимание данные обстоятельства, и продлил Кротову А.И. срок ранее установленного административного надзора за пределами срока погашения судимости по приговору мирового судьи судебного участка № судебного района г. Чапаевска Самарской области от 24 сентября 2019 года, довод дополнительного апелляционного представления в данной части, является обоснованным.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение Самарского районного суда г. Самары от 18 апреля 2023 г. подлежит отмене в части продления срока ранее установленного Кротову А.И. административного надзора на 6 месяцев, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 18 апреля 2023 г. отменить в части продления срока административного надзора, постановить в данной части новый судебный акт, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Административные исковые требования отдела полиции по Самарскому району Управления МВД России по г. Самаре к Кроткову А.И. об установлении дополнительного административного ограничения и продлении срока административного надзора – удовлетворить частично.
Дополнить ранее установленные административные ограничения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ограничением в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального Закона Российской Федерации от 06.04.2011г. №64-2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в виде обязательной явки один раз в месяц (всего четыре раза в месяц) в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В удовлетворении иной части заявленных требований отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –