Дело № 2-90/2024
70RS0012-01-2024-000158-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Бакчар Томской области 27 июня 2024 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Корнеевой Т.С.,
при секретаре Глухове А.Л.,
помощник судьи П.А.Н.,
с участием:
помощника прокурора Бакчарского района Томской области Цуркан Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Томской области в лице Департамента охотничьего и рыболовного хозяйства Томской области, муниципального образования Бакчарский район в лице Администрации Бакчарского района Томской области, а также в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Агропромышленная компания «Галкинская» о возмещении вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания,
УСТАНОВИЛ:
Томский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, Томской области в лице Департамента охотничьего и рыболовного хозяйства Томской области, муниципального образования Бакчарский район в лице Администрации Бакчарского района Томской области, а также в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Агропромышленная компания «Галкинская» (далее – ОАО «АПК «Галкинская») о возмещении вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания.
В обоснование иска указано, что 09.12.2009 Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, правопреемником которого является Департамент лесного хозяйства Томской области, с ОАО «АПК «Галкинская» заключен договор аренды частей лесного участка № 94/04/09. В соответствии с пунктами 1.1-1.4 договора и приложениями №№ 1-7 к нему арендатору предоставлена для заготовки древесины часть лесного участка площадью 4091 га, расположенная: <адрес> 71- 73,87,88. Арендатору часть лесного участка передана в целях использования лесов для заготовки древесины с ведением лесного хозяйства. По условиям договора аренды среднегодовой объем использования лесов составляет 7102 куб.м. Согласно информации Департамента лесного хозяйства Томской области площадь сплошной рубки, проведенной ОАО «АПК Галкинская» по договору аренды составила: в 2016 году- 23,50 га; в 2017 году - 11,36 га; в 2018 году - 18,9 га; в 2019 году - 0 га; в 2020 году - 29 га; в 2021 году - 44,38 га; в 2022, году - 0 га; в 2023 году - 3,20 га. На основании материалов Департамента лесного хозяйства Томской области об арендованной площади, пройденной вырубкой в 2016 - 2023 годах, данных (нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, фактической численности охотничьих ресурсов на территории арендованного участка Департаментом охотничьего и рыбного хозяйства Томской области произведен расчет размера вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам), и среде их обитания. После проведенной природоохранной прокуратурой оценки правильности определения уполномоченным органом размера вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам), сумма ущерба составила 222 331,40 руб. Имущественная ответственность за вред, причиненный объектам животного мира (охотничьим ресурсам) рубкой лесных насаждений на арендованной территории, должна быть возложена на ответчика.
Томский межрайонный природоохранный прокурор просит взыскать с ОАО «АПК «Галкинская» в пользу муниципального образования «Бакчарский район» Томской области 222 331,40 руб. в счет возмещения вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурса
В судебном заседании помощник прокурора Бакчарского района Томской области иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Материальный истец Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области, извещенный должным образом о времени месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, представил суду заявление о рассмотрении дела без участия представителя, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.
Материальный истец Администрация Бакчарского района Томской области, извещенный должным образом о времени месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, об отложении дела не просил.
Ответчик ОАО «АПК «Галкинская», извещенный должным образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, возражений на исковые требования не представил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Суд на основании ст.ст.35, 167 ГПК РФ, ст.ст.10, 165.1 ГК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие истцов, ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства.
Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Из положений п.1 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 1 ст.1064 ГК РФ закреплено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п.1 ст.77 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов, и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
При этом ст.401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства, исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания.
Согласно п.1 ст.615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из положений пунктов 2, 6 Постановления Пленума ВС РФ № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» следует, что непривлечение к административной, уголовной, дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения обязанности по возмещению вреда окружающей среде; равным образом привлечение виновного лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения от обязанности возместить причиненный им вред.
Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей, среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.
В соответствии с разъяснениями в п.33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая ответственность, за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования, а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденная приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 (далее - Методика), устанавливает, что предусмотренный ее положениями порядок исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, применяется, в том числе, для расчета вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.
Согласно подпункту «б» пункта 5 Методики при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Методика предназначена для стоимостной оценки вреда, факт причинения которого, равно как и наличие вины причинителя вреда, при ее применении считается доказанным (решение Верховного Суда Российской от 29.03.2018 №АКПИ18-3).
Частью 1 ст.36 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты: Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением, охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
Согласно ч.3 ст.36 Федерального закона № 209-ФЗ данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания.
В силу п.1 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды, их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Минприроды России от 27.07.2021 № 512, государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия; распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов.
На основании подп.7 п.2 Положения о Департаменте у охотничьего и рыбного хозяйства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 18.08.2015 №84, указанный орган осуществляет ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах Томской области.
На основании материалов Департамента лесного хозяйства Томской области об арендованной площади, пройденной вырубкой в 2016 - 2023 годах, данных нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, фактической численности охотничьих ресурсов на территории арендованного участка Департаментом охотничьего и рыбного хозяйства Томской области произведен расчет размера вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам), и среде их обитания.
Истцом – Межрайонной природоохранной прокуратурой размер вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам), предъявлен в размере 222 331,40 руб., который ответчиком не оспорен.
Материалами дела установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23.04.2024 ОАО «АПК «Галкинская» является юридическим лицом и имеет адрес: <адрес>. Из разрешенных видов деятельности имеется вид деятельности – лесозаготовки. В п. 229 указано, что в отношении юридического лица прекращено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Согласно Договору аренды лесного участка № от 09.12.2009 ОАО «АПК «Галкинская» приняло в аренду часть лесного участка площадью 4091 га, с местоположением: <адрес> кварталы 71-73,87,88, номер учетной записи в государственной лесном реестре 2067-2009-10. Часть лесного участка предоставляется для заготовки древесины, с ведением лесного хозяйства. Среднегодовой объем использования лесов 7102 куб.м. (п.п.1.2,1.3). Стоимость аренды установлена в сумме 237000 руб в год (п.2.1.) Согласно п. 4.2 убытки, в том числе вред, причиненный лесам вследствие нарушений требований лесного законодательства, должны быть взысканы в полном сумме сверх предусмотренной настоящим договором неустоек. В п. 4.3 установлены размеры неустоек. Срок аренды лесного участка установлена п. 7.1. – 25 лет.
Из расчета ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания на части участка лесного фонда, расположенного: <адрес> кварталы 71-73,87,88, номер учетной записи в государственной лесном реестре 2067-2009-10, принадлежащего на праве аренды лесного участка для заготовки древесины от 09.12.2009 № ОАО «АПК «Галкинская» произведенного Департаментом охотничьего и рыбного хозяйство Томской области за период с 2016 по 2023 годы составило 222331,4 руб.
Сведений о недостоверности произведенного расчета суду не представлено.
При этом, суд исходит из положений Определения Конституционного Суда РФ от 13.05.2019 N 1197-О, в котором Конституционный суд РФ указал, что при установлении принципов и ориентиров в сфере законодательного регулирования охраны окружающей среды, а равно управления находящимися в государственной собственности природными ресурсами необходимо достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.); лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом; соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам; таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации); хотя исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного лесу ущерба, такой подход снижает издержки, связанные с определением ущерба, причиненного лесу как экосистеме. Данные правовые позиции, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины.
Таким образом, Конституционный суд указал, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействий, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причинения ей ущерба. В связи с этим законодатель определил, что вред окружающей среде должен возмещаться в соответствии утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, который подлежит обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
С учетом изложенного имущественная ответственность за вред, причиненный объектам животного мира (охотничьим ресурсам) рубкой лесных насаждений на арендованной территории, должна быть возложена на ответчика.
Согласно ст. 98 и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканная государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 339.19 Налогового кодекса Российской Федерации и составляющая 5423 руб в пользу государства с зачислением в бюджет Бакчарского муниципального района (часть 2 ст. 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Агропромышленная компания «Галкинская» (ОГРН 1037000389337, ИНН 7003003130) в пользу муниципального образования «Бакчарский район» Томской области 222 331,40 рубль в счет возмещения вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, с обязанностью перечисления указанной суммы на счет со следующими реквизитами: УФК по Томской области (Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области) <данные изъяты>
Взыскать с Открытого акционерного общества «Агропромышленная компания «Галкинская» (ОГРН 1037000389337, ИНН 7003003130) в пользу муниципального образования «Бакчарский район» Томской области государственную пошлину в размере 5423 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий (подписано) Т.С. Корнеева
Мотивированное решение изготовлено 04.07.2024.