Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
31 мая 2022 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Добиной Д.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1098/2022 по административному исковому заявлению административного истца Бирюкова Наиля Идрисовича об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости, с участием административного истца,
у с т а н о в и л:
Бирюков Н.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением и установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 656 664,09 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником названного нежилого здания, кадастровая стоимость которого превышает размер его рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, заинтересованное лицо – Администрация муниципального района Богатовский Самарской области, Администрация с.п. Богатое не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований - ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области представило письменные пояснения, в которых вопрос удовлетворения заявленных требований административного истца Бирюкова Н.И. оставляют на усмотрение суда.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Бирюкову Н.И. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 929,10 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость указанного нежилого здания, определенная в соответствии с постановлением Правительства Самарской области № 118 от 14 марта 2012 года в размере 8 793 894, 34 рублей по состоянию на 24 июля 2013 года, является архивной, поскольку приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2021 года утверждены результаты новой кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с пунктами 6, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
На дату обращения в суд (21 апреля 2022 года) у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимость нежилого здания, кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владевшего объектом недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество, в этой связи пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением подлежит восстановлению.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости № 74-1/21 от 14 октября 2021 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки и судебной экспертизы», которым величина рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 656 664,09 рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 24 июля 2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилого здания.
Оценка произведена в рамках сравнительного и доходного подходов, затратный подход не применялся.
Давая оценку представленному отчету об оценке, суд отмечает, что отчет соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, приведённые в нем выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, выводы оценщика базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилого здания на основе качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчеты величины рыночной стоимости приведены в рамках выбранных оценщиком подходов и методов. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, квалификация оценщика подтверждена приложенными к отчету документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Принимая во внимание, что административный истец просил об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости в размере 1 656 664,09 рублей, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 21 апреля 2022 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Бирюкова Наиля Идрисовича удовлетворить.
Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 929,10 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 656 664, 09 рублей.
Датой обращения Бирюкова Н.И. в суд считать 21 апреля 2022 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 1 июня 2022 года