Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1366/2023 (33-14734/2022;) от 21.12.2022

Судья: ФИО2      Гр. дело ()

(номер дела суда первой инстанции )

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2023 года                              <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – ФИО7,

судей - ФИО6, ФИО3,

при секретаре – ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России N 11 по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, морального вреда,

по апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России по <адрес> на решение Нефтегорского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО6, судебная коллегия

установила:

Истец ФИО1 обратилась с иском о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, морального вреда, указав, что работала в разных должностях в органах ФНС РФ и была уволена в связи с сокращением. При увольнении не были выплачены в полном объеме пособие по сокращению и компенсация за неиспользованный отпуск. Выплаты произведены без учета средств материального стимулирования и премий сверх фонда. В связи с этим просила взыскать с ответчика 122577,28 рублей недоплаченную сумму пособия по сокращению, 11159,54 рублей недоплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск, 10000 рублей компенсацию морального вреда.

Решение Богатовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Иск удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России по <адрес> (ИНН ) в пользу ФИО1 (паспорт ) 122577 рублей 28 копеек недоплаченную при увольнении сумму денежного содержания, 11159 рублей 54 копейки недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск, 10000 рублей компенсацию морального вреда. Всего 133736 (сто тридцать три тысячи семьсот тридцать шесть) рублей 82 копейки».

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России по <адрес> просит решение суда отменить полностью, принять по делу новое судебное решение, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Межрайонной ИФНС России по <адрес> по доверенности ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1, 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

В части 2 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истица проходила государственную гражданскую службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах Федеральной налоговой службы РФ и была уволена с должности старшего государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона № 79-Ф3 от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе РФ». При увольнении ей была выплачена компенсация по сокращению в размере 4-х месячного денежного содержания в размере 93241,56 рублей и компенсация за неиспользованный отпуск 10,67 дней в размере 7667,12 рублей.

Как усматривается из представленных документов, в числе иных выплат в период работы истице выплачивались средства материального стимулирования. Имеются приказы по МИФНС России за период с апреля по ДД.ММ.ГГГГ о материальном стимулировании работников, основанные на аналогичных приказах УФНС России по <адрес> в связи с выделением дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных гражданских государственных служащих сверх установленных фондов оплаты труда. При этом расчет компенсации за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания при сокращении произведены без учета указанных средств, что ответчиком не оспаривается.

Вместе с тем, согласно положениям ст.ст. 14, 37, 46, 50, 51, 70 Федерального закона № 79-Ф3 от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе РФ», Указов Президента РФ № 763 от 25.07.2006 года «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» и № 601 от 7.05.2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Постановления Правительства РФ № 562 от 6.09.2007 года «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», а также позиции Минфина России, изложенной в письме № 14-04-05/34482 от 15.07.2014 года «О дополнительном материальном стимулировании» средства материального стимулирования подлежат учету при расчете отпускных государственного гражданского служащего, а также расчете компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, поскольку такие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда, выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и подлежат включению в фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего.

Правила, утвержденные указанным постановлением Правительства, не исключают возможности учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, для исчисления денежного содержания, что следует из ч.10 ст.50 Федерального закона № 79-Ф3 от 27.07.2004 года, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Аналогичные положения предусмотрены служебным контрактом ФИО1

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ № 14.04-05/34482 от 15.07.2014 года, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п.6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 562 от 6.09.2007 года, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона № 79-Ф3 от 27.07.2004 года, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 238-7 от 27.03.2014 года.

Применение такого толкования согласуется с функциями Министерства финансов РФ, закрепленными в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ № 238-7 от 27.03.2014 года.

Применение такого толкования согласуется с функциями Министерства финансов РФ, закрепленными в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ № 329 от 30.04.2004 года. ФНС находится в ведении Министерства финансов РФ (п.2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ № 506 от 30.09.2004 года).

Учитывая указанные обстоятельства, суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем не принял во внимание возражения ответчика.

Истицей представлен расчет компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении и пособия по сокращению с учетом средств материального стимулирования, согласно которым размер недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск составляет 11159,54 рублей, недоплаченного пособия по сокращению 122577,28 рублей.

Данный расчет составлен исходя из структуры денежного содержания истицы и выплаченных денежных сумм, ответчиком по существу не оспаривается, в связи с чем принимается судом, иного расчета не представлено.

Поскольку установлено нарушение трудовых прав истицы, применительно к ст.237 ТК РФ и разъяснениям, содержащимся в п.63 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 17.03.2004 года, подлежат удовлетворению требования о взыскании компенсации морального вреда, размер которой с учетом принципов разумности и справедливости исходя из степени моральных и нравственных страданий истицы суд посчитал возможным определить в 10000 рублей.

В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.19 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы находит ошибочными, поскольку материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, в связи с чем, должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением штата, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные истцу средства материального стимулирования, ответчиком не учтены.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ отнесены: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

При этом, согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Составные части денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего определены Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, которыми в том числе установлен Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подп. "д" п. 1), а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (подп. "а" п. 1) (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подп. "д" и "з" п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. "а" - "г" п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. "д" - "ж" п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.

Как следует из части 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориального органа (органа) федерального государственного органа, аппарата федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда, управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, представительства Российской Федерации и представительства федерального органа исполнительной власти за рубежом, дипломатического представительства и консульского учреждения Российской Федерации, территориального органа - представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год): в территориальных органах (территориальных органах - представительствах) федеральных органов исполнительной власти, в аппаратах кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, городского суда, межрайонного суда, гарнизонного военного суда, в аппаратах арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, в управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, в прокуратуре субъекта Российской Федерации, прокуратуре города (района), в главном следственном управлении (следственном управлении) Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, в специализированном (в том числе военном) следственном управлении (следственном отделе), приравненном к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, в межрайонном следственном отделе, в следственном отделе и следственном отделении Следственного комитета Российской Федерации по району, городу и в приравненном к нему специализированном (в том числе военном) следственном подразделении Следственного комитета Российской Федерации, - в размере 12 должностных окладов.

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:

а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;

б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;

г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

При изложенном, в связи с тем, что положениями части 3 статьи 51 названного закона, фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входящее в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика премии за счет бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование, подлежали учету при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, за неиспользованный отпуск.

Доводы апелляционной жалобы о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 N 14-04-05/34482 разъяснено относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 20004 N 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.

Установив, что при увольнении расчет с истцом был произведен не полном объеме, суд, руководствуясь положениями ст. 237 Трудового кодекса РФ, обоснованно взыскал с ответчика компенсацию морального вреда.

Иные доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нефтегорского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России по <адрес> – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-1366/2023 (33-14734/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Карпова М.А.
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области
Другие
УФНС по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.12.2022[Гр.] Передача дела судье
31.01.2023[Гр.] Судебное заседание
20.02.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее