Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-750/2022 ~ М-673/2022 от 26.10.2022

Дело № 2-750/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2022 года                                           г. Бабаево Вологодской области

Бабаевский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Басковой Н.А.,

при секретаре Ванелик Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного государственного санитарного врача по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам к администрации городского поселения город Бабаево о понуждении к выполнению требований закона в части соблюдения санитарных правил,

установил:

Главный государственный санитарный врач по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Бабаево о понуждении к выполнению требований закона в части соблюдения санитарных правил. В обоснование исковых требований указано, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах (далее - территориальный отдел) в результате рассмотрения обращения гражданина с выездом на место ДД.ММ.ГГГГ установлено, что контейнерная площадка для ТКО, расположенная вблизи <адрес>, не обустроена в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: отсутствует ограждение и бетонное либо асфальтовое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, что может приводить к распространению бытовых отходов за пределы контейнерной площадки, по территории населенного пункта г. Бабаево, к проникновению фильтрата (жидкой фракции, образуемой прохождением осадков сквозь толщу отходов) через почву в грунтовые воды, что может привести к химическому и биологическому загрязнению источников нецентрализованного водоснабжения, используемых населением для хозяйственно-бытовых и питьевых нужд. Истец просит обязать администрацию городского поселения город Бабаево исполнить законные требования в части соблюдения санитарных правил, а именно - в срок до 01 октября 2023 года оборудовать ограждение и твердое (асфальт или бетон) покрытие контейнерной площадки для ТКО, расположенной у <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации городского поселения город Бабаево в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представлен отзыв, решение вопроса оставляют на усмотрение суда.

Представитель третьего лица администрации Бабаевского муниципального района при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представлен отзыв, решение вопроса оставляют на усмотрение суда.

Суд, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу абзаца 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 22 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу частей 1-4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Пунктом 10 указанных Правил обращения с ТКО, установлено, что в соответствии с условиями договора складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В силу пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В свою очередь, согласно пункту 3 раздела II Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерный площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

При этом на органы местного самоуправления возложена обязанность вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039). Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Администрация городского поселения город Бабаево является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом РФ от 24.09.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществляет организацию благоустройства территории городского поселения, участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования (п. 18 ч. 1 ст. 14).

Постановлением администрации городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр и схема мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения г. Бабаево.

Из материалов дела следует, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах поступило обращение гражданина с жалобой на распространение отходов по территории с контейнерной площадки для ТКО, расположенной вблизи <адрес>. Так же сообщалось об отсутствии ограждения указанной контейнерной площадки (л.д. 7-11).

В ходе осмотра вышеуказанной контейнерной площадки территориальным отделом установлено, что загрязнение отходами отсутствует, прилегающая территория находится в удовлетворительном состоянии. Однако, контейнерная площадка не обустроена в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: отсутствует ограждение и бетонное либо асфальтовое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, что может приводить к распространению бытовых отходов за пределы контейнерной площадки, по территории населенного пункта г. Бабаево (л.д. 15).

Из информации администрации городского поселения города Бабаево от ДД.ММ.ГГГГ и отзыва на исковое заявление следует, что строительство и обустройство контейнерной площадки по адресу: <адрес>, включено в список по благоустройству контейнерных площадок на 2023-2024 года. Контейнерная площадка по вышеуказанному адресу будет обустроена в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 13, 22).

Указанные выше нарушения свидетельствуют о невыполнении администрацией городского поселения город Бабаево, при участии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского поселения, требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Не исполнение администрацией городского поселения город Бабаево требований законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере соблюдения санитарных правил, может привести к химическому и биологическому загрязнению источников нецентрализованного водоснабжения, используемых населением для хозяйственно-бытовых и питьевых нужд, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Главного государственного санитарного врача по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Вологодской области к администрации городского поселения город Бабаево о понуждении к выполнению требований закона в части соблюдения санитарных правил удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения город Бабаево исполнить требования законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере санитарных правил, - в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать ограждение и твердое (асфальтовое или бетонное) покрытие контейнерной площадки для ТКО, расположенной у <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Бабаевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Бабаевского районного суда                                                     Н.А. Баскова <данные изъяты>

2-750/2022 ~ М-673/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области
Ответчики
Администрация городского поселения г.Бабаево
Другие
Администрация Бабаевского муниципального района Вологодской области
Суд
Бабаевский районный суд Вологодской области
Судья
Баскова Наталья Александровна
Дело на странице суда
babaevsky--vld.sudrf.ru
26.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2022Передача материалов судье
27.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2022Судебное заседание
16.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2022Дело оформлено
30.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее