ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2021 года по делу 11- 242/2021 (11-2/2022)
43MS0074-01-2021-002907-18
судья Боброва А.М. 66/2-2737/2021
Октябрьский районный суд города Кирова в составе
судьи Стародумовой С.А.,
при секретаре Сильвеструк А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове апелляционную жалобу ООО «УК 25-Плюс» на решение мирового судьи судебного участка № 66 Октябрьского судебного района г. Кирова от 30 августа 2021 года иску Агафонова Сергея Анатольевича к ООО «УК 25 - Плюс» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет, списании предъявленной суммы, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Агафонов С.А. обратился в суд с иском к ООО «УК 25 - Плюс» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет, списании предъявленной суммы, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование указал, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Совместно с другими собственниками избран способ управления многоквартирным домом управляющей компанией ООО «УК-25 Плюс», которая направляет квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. В квитанциях за июнь по сентябрь 2020 года включена плата за дополнительные услуги (плата за ремонт межпанельных швов, плата за ремонт кровли в местах протечки). С действиями ответчика по начислению платы не согласен, с его стороны было обращение в ГЖИ Кировской области и в ООО «УК 25 Плюс», управляющая компания никаких разъяснений не дала. ГЖИ Кировской области признала действия УК незаконными и предложила обратиться в суд для производства перерасчета. Руководствуясь ст. 154, 156 ЖК РФ просит признать действия ООО «УК 25 Плюс» по начислению платы за «дополнительные услуги» (плата за ремонт межпанельных швов) и «дополнительные услуги 2» (плата за ремонт кровли в местах протечки) за период с июня по сентябрь 2020 года незаконными, обязать ООО «УК2-25 Плюс» сделать перерасчет, списать с лицевого счета истца предъявленную к оплате сумму 5 348 руб. 18 коп., взыскать компенсацию морального вреда в размере 1200 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГЖИ Кировской области, Совет Дома в лице председателя Олейник Л.С.
Решением мирового судьи судебного участка № 66 Октябрьского судебного района г. Кирова от 30.08.2021 иск Агафонова С.А. удовлетворен частично. Признаны действия ООО «УК -25 Плюс» по начислению платы за «Дополнительные услуги» (плата за ремонт межпанельных швов) и «Дополнительные услуги 2» (Плата за ремонт кровли в местах протечки» за период с июня по сентябрь 2020 незаконными. ООО «УК -25 Плюс» обязана сделать перерасчет, списать с лицевого счета Агафонова С.А. предъявленную к оплате сумму 5348,18 руб. С ООО «УК -25 Плюс» в пользу Агафонова С.А. взыскана компенсация морального вреда 1000 рублей, штраф 3 174,09 руб. С ООО «УК -25 Плюс» в доход бюджета муниципального образования «Город Киров» взыскана государственная пошлина 1000 руб.
Не согласившись с указанным решением ответчиком ООО «УК -25 Плюс» подана апелляционная жалоба, в которой истец просит решение от 30.08.2021 отменить и вынести по делу новое решение, отказав полностью в иске. Указав в обоснование, что начисление платы за текущий ремонт общего имущества, на освобождении от которой настаивает истец, было осуществлено на основании решения общего собрания, наделившего совет МКД соответствующими полномочиями и соответствующего решения Совета МКД. На основании решения Совета МКД ответчик произвел текущий ремонт кровли и межпанельных швов в необходимом объеме, определенном локальными сметами и по соответствующей стоимости, что подтверждается актами приемки работ и справками о стоимости выполненных работ, а также в ЕПД начислил плату собственникам помещений МКД в соответствии с решением Совета МКД., в том числе и истцу, как собственнику <адрес>. Выводы суда первой инстанции о незаконности вышеуказанных платежей за ремонт общего имущества и требования о их перерасчете не основаны на фактических обстоятельствах дела. Кроме того, в противоречие действующему законодательству ст. 39, 153-156 ЖК РФ, согласно которым обязанность нести расходы на текущий ремонт общего имущества МКД в размере установленном органами управления МКД суд сделал вывод о том, что несение таких расходов и их размер обусловлены исключительно добровольным согласием истца, и отсутствие такового является нарушением прав потребителей, предусмотренных ст. 10,16 указанного закона и основанием для компенсации морального вреда, что противоречит материалам дела и имеющим приоритет нормам жилищного права.
Представитель ответчика ООО «УК 25 Плюс» по доверенности Черемисинов А.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, суду пояснил, что утверждение о том, что решение незаконно ничем не подтверждено. Кроме того, исполняя решение общего собрания, управляющая компания также не могла нарушить действующее законодательство. В тариф включается минимальный перечень работ по содержанию общего имущества. В данном споре речь идет о текущем ремонте, проведение которого осуществляется на основании решения общего собрания. В настоящее время инициативной группой созвано общее собрание собственников МКД, одним из вопросов которого подтверждение законности оспариваемого решения, принятого Советом дома по текущему ремонту.
Истец Агафонов С.А. в судебном заседании с доводами жалобы не согласен, суду пояснил, что ГЖИ по Кировской области на его запрос ответили, что действия управляющей компании незаконны. Общее собрание в настоящее время не проведено.
Третьи лица Государственная жилищная инспекция Кировской области, Совет МКД в лице Олейник Л.С. в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено, что Агафонов С.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «УК 25 Плюс» на основании договора № управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Киров, <адрес> (л.д.41-49).
Согласно протоколу внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был произведен выбор управляющей компании ООО «УК 25 Плюс».
На основании п. 5 вышеуказанного протокола утверждена плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме (без учета стоимости коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме) в размере 19,00 руб. с 1 кв.м.
В соответствии с п. 9 протокола Совет многоквартирном дома был наделен полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, его стоимости, способе и порядке оплаты (л.д.35-40).
Согласно смете доходов и расходов (финансовый план) ООО «УК 25 Плюс» в период с 01.09.20219 по 01.09.2020 установило комплекс работы и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, среди которых указана стоимость непредвиденных работ, содержание и обслуживание конструктивных элементов зданий, непредвиденные работы, материалы. В плановых работах указан частичный ремонт кровли над 1 подъездом в 3 квартале 2019 года, ремонт межпанельных швов в проекте на 2021 год.
Согласно предоставленной в материалы дела смете доходов и расходов (финансовый план) ООО «УК 25 Плюс» за 2020 год (период не указан) плановые и сезонные работы не поименованы, указано без текущего ремонта, дополнительное финансирование по решению Совета МКД.
В соответствии с протоколом № 1 заседания Совета многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от 28.06.2020 Советом МКД по предложению Олейник Л.С. о необходимости проведения текущего ремонта МКД, принято решение о проведении текущего ремонта. Утвержден перечень работ по текущему ремонту: ремонт крыши. Ремонт межпанельных швов. Утвержден состав работ и общая стоимость текущего ремонта согласно сметной документации на проведение работ по текущему ремонту на сумму 96 354 руб. (ремонт мягкой кровли), на сумму 250 663 руб. (ремонт межпанельных стыков наружных швов панелей). Принято решение о проведении текущего ремонта за счет средств собственников, которые вносят денежные средства на расчетный счет управляющей компании, путем начисления платы и включение в единый платежный документ ООО «УК 25-Плюс»: по статье «ремонт крыши» в размере 11,22 руб. в месяц с 1 кв.м. общей площади занимаемого помещения, ежемесячно в равных долях в течение 2 месяцев, по статье «ремонт межпанельных швов» в размере 14,59 руб. с 1 кв.м. общей площади занимаемого помещения, ежемесячно в равных долях в течение 4 месяцев.
К протоколу представлены локальные ресурсные сметные расчеты по ремонту мягкой кровли, утвержденные ООО «УК 25 Плюс» на сумму 95 994 руб. 40 коп, 250 663 руб., акты о приемке выполненных работ от 21.07.2020 (ремонт мягкой кровли – отчетный период с 01.07.2020 по 21.07.2020), от 15.06.2020 (ремонт межпанельных стыков наружных стеновых панелей на фасаде – отчетный период с 04.06.2020 по 15.06.2020), справки о стоимости выполненных работ и затрат, подписанные в лице заказчика ООО «УК 25 Плюс».
На основании скриншота ответчик разместил информацию в системе ГИС ЖКХ – отчет о выполненной работе за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в дату 31.03.2020, за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в дату 26.03.2021, а именно акты от 1305.2020, 31.10.2020, 13.05.2021, акты приемки оказанных работ.
Акты осмотра общего имущества ООО «УК 25 Плюс» спорного МКД от 01.09.2019 в системе ГИС ЖКХ размещен не был.
Согласно платежным документам за июнь - октябрь 2020 года Агафонову С.А. помимо платы за содержание жилого помещения начислена дополнительная плата за услугу по ремонту кровли в местах протечки – 11,22 руб./кв.м в мес., плата за ремонт межпанельных швов – 14,90 руб. /кв.м. в месяц, в июле 2020 года в квитанции на оплату произведена корректировка суммы платы за ремонт межпанельных швов на 20,52 руб. – тариф 14,59 руб./ кв.м. в месяц.
08.07.2020 Агафонов С.А. обратился в ГЖИ, в ответе от 07.08.2020 было указано о нарушении ООО «УК 25 Плюс» действующего законодательства, по фактам выявленных нарушений проинформировано ООО «УК 25 Плюс».
На обращение Агафонова С.А. от 10.08.2020 о необоснованности начисления платы в июне 2020 года в размере дополнительных начислений, ответчик сослался на протокол № 1 от 22.04.2019 и протокол заседания совета МКД № 1 от 28.06.2020, произвел перерасчет стоимости платы за ремонт межпанельных швов за июнь 2020 года в виду неверного указания тарифа.
11.09.2020 Агафонов С.А. повторно обращался в ГЖИ Кировской области по факту необоснованных дополнительных начислений за июнь-август 2020 г., в ответе от 07.10.2020 ГЖИ Кировской области указала о возбуждении административного производства в отношении ООО «УК 25 Плюс» по ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ, о направлении информации прокурору для принятия мер прокурорского реагирования.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
На основании ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.(часть 7).
В соответствии с ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
Совет многоквартирного дома осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (п. 7 ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ), при этом ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ на Совет многоквартирного дома не наделяет полномочия по утверждению дополнительных тарифов на содержание и ремонт общего имущества.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В п. 11 указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (пункт 11(1) Правил).
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.(Пункт 17 Правил)
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). (Пункт 18 Правил).
Решение о необходимости проведения ремонтных работ должно быть основано на акте осмотре, составленном в соответствии с п.13 и 14 Правил, в котором отражаются результаты осмотра общего имущества и соответствие проверяемого имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, А также меры (мероприятиях), необходимые для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Судом первой инстанции установлено, что протоколом внеочередного собрания собственников помещений в МКД № 1от от 22.04.2019 года, подтверждено проведение общего собрания с 22.03.2019 по 21.04.2019 года, по результатам которого утвержден размер платы содержания общего имущества в многоквартирном доме в размере 19,00 руб. с 1 кв.м. ежемесячно (вопрос 5), а также принято решение о наделении полномочиями Совета МКД на принятие решений о текущем ремонте общего имущества МКД, его стоимости, способе и порядке оплаты (вопрос 9).
Протоколом заседания Совета многоквартирного дома от 28.06.2021, проведенного в отсутствие собственников многоквартирного дома было принято решение о текущем ремонте многоквартирного дома: ремонте крыши, ремонте межпанельных швов, утверждении перечня работ по текущему ремонту, установлены дополнительные тарифы для проведения ремонтных работ.
В представленной в материалы дела ответчиком смете доходов и расходов (финансовый план) многоквартирного дома за период с 01.09.2019 по 01.09.2020 указан комплекс работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определена сумма плановых, сезонных работ в размере 97 982 руб. 75 коп., определено по плану в том числе: ремонт кровли в 1-м подъезде – 3 квартал 2019 года, ремонт межпанельных швов – в проекте плана на 2021 год.
Из указанного следует, что собственники многоквартирного дома на собрании 22.04.2019 определили тариф содержания общего имущества в размере 19,00 руб. с 1 кв.м. общей площади занимаемого помещения в месяц (п. 5), который включает в себя, в том числе согласно п. 11 Правил № 491 проведение текущего ремонта, наделили совет многоквартирного дома полномочиями на принятие решение о текущем ремонте, его стоимости, способе и порядке оплаты (п. 9).
Вместе с тем в нарушении п.п.17, 18 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, согласно которым текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений МКД, которыми утверждаются на общем собрании перечень услуг работы, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования, собрание собственников МКД по данному вопросу не проводилось.
Подпункт 4.2 части 2 ст. 444 ЖК РФ относит к компетенции общего собрания собственников помещений МКД принятие решений о наделении совета дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД.
Вместе с тем вопросы финансирования, условия их оказания и выполнения относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников МКД.
Вместе с тем, управляющая компания, необоснованно включила начисление дополнительной платы за ремонт межпанельных швов по <адрес> размере 965, 86 руб., в платежные документы за июнь-август 2020 года, только на основании протокола заседания совета дома МКД, поскольку дополнительные начисления по текущему ремонту не были подтверждены решением общего собрания собственников МКД, к компетенции которых находится данный вопрос. На момент вынесения судом решения такого решения собственниками МКД не принято, обоснованность принятого решения Советом МКД не подтверждена.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что принятое решение Совета многоквартирного дома, принятое самостоятельно в одностороннем порядке о дополнительном текущем ремонте и установлении дополнительных тарифов на его проведение на основании документации, представленной ООО «УК 25 Плюс», которое не подтверждено решением общего собрания собственников многоквартирного дома, к исключительной компетенции которого относятся вопросы финансирования и распределения, источники текущего ремонта, недействительно.
Кроме того, как следует из представленных актов о приемке выполненных работ по ремонту швов на сумму 250 663 руб. работы были произведены в период с 04.06.2020 по 15.06.2020, заказчик ООО «УК 25 Плюс», которое приняло выполненные работы, т.е. ремонт межпанельных швов был проведен до заседания Совета МКД 28.06.2020.
Установление дополнительной платы фактически изменило принцип установления платы за жилое помещение с учетом принятого решения собственниками МКД на собрании от 22.04.2019, а также изменило финансовый план, смету доходов и расходов, представленных ООО «УК 25 Плюс» за период с 01.09.2019 по 01.09.2020.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции о неправомерности действий ООО «УК 25 Плюс» по начислению платы за «Дополнительные услуги» (плата за ремонт межпанельных швов) и «Дополнительные услуги 2» (плата за ремонт кровли в местах протечки) за период с июня по сентябрь 2020 года являются верными, поскольку ООО «УК 25 Плюс» произвело начисление дополнительной платы в нарушение требований действующего законодательства, поскольку только собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании размер финансирования работ (услуг) по текущему ремонту общего имущества в МКД № 22/1, а также условиях их оказания и выполнения. Признав, действия ответчика незаконными, нарушающими права истца как потребителя, мировой судья обоснованно взыскал компенсацию морального вреда.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой представленных по делу доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд второй инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 66 Октябрьского судебного района г. Кирова от 30 августа 2021 года по иску Агафонова Сергея Анатольевича к ООО «УК 25 –Плюс» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет, списании предъявленной суммы, взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья С.А. Стародумова