УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0024-01-2020-000597-28
Судья Трубачева И.Г. Дело № 33-590/2022 (№ 33-5625/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 8 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Рыбалко В.И.,
судей Старостиной И.М., Буделеева В.Г.,
при секретаре Туктаровой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1-434/2021 по апелляционному представлению прокурора Ульяновского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 октября 2021 года, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований прокурору Ульяновского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Ульяновский район», муниципальному учреждению «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновский автомобильный завод», Натариус Андрею Михайловичу, Федотову Александру Леонидовичу, Хисамову Динару Ильдусовичу, Баданину Алексею Александровичу о признании недействительными постановления о передаче в собственность земельного участка, договоров купли-продажи земельного участка, свидетельств о государственной регистрации права собственности, применении последствий недействительности сделок, истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании отсутствующим право собственности на земельный участок, отказать.
Заслушав доклад судьи Старостиной И.М., пояснения представителя прокураторы Ульяновской области Данилова Е.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Ульяновский район» Новичковой Т.Б., представителя Хисамова Д.И. - Утеева Д.Е., представителя Федотова А.Л. - Николаева А.Ю., полагавших необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район», муниципальному учреждению «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновский автомобильный завод» (далее - ООО «УАЗ») о признании недействительными постановления о передаче в собственность земельного участка, договоров купли-продажи земельного участка, свидетельств о государственной регистрации права и признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
В обоснование иска указано на то, что прокуратурой района в ходе проверки выявлен факт необоснованного исключения из границ государственного лесного фонда земельного участка с кадастровым номером ***, который занят участком леса.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 1 октября 1974 года № *** был разрешен отвод земельного участка площадью 7 га в Ульяновском лесничестве в постоянное пользование Ульяновскому автомобильному заводу для строительства базы отдыха (с правом рубки леса под здания и сооружения).
ООО «УАЗ» 16 декабря 1975 года выдан государственный акт на право постоянного бессрочного пользования 7 га лесов в кв. 44, 46 Ундоровского лесничества Ульяновского района Ульяновской области для размещения базы отдыха.
22 июня 2010 года Главе муниципального образования «Ульяновский район» Журавлеву В.М. поступил запрос Генерального директора ОАО «УАЗ» о переоформлении в собственность за плату земельного участка под строительство базы отдыха, общей площадью 69 854 кв.м, с кадастровым номером № ***, местоположение участка - Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес».
29 сентября 2010 года администрацией МО «Ульяновский район» издано постановление № 1962 «О передаче в собственность земельного участка», в соответствии с которым ОАО «УАЗ» в собственность за плату передан выше названный земельный участок, земельному участку присвоена категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов. В соответствии с пунктом 2 названного постановления КУМИЗО заключило с ОАО «УАЗ» договор купли-продажи (купчая) земельного участка № *** от 5 октября 2010 года о продаже в собственность за плату названного земельного участка.
13 декабря 2010 года на основании вышеназванных документов ОАО «УАЗ» зарегистрировало право собственности на земельный участок и получило свидетельство о государственной регистрации от 13 декабря 2010 года ***.
Прокурор считает, что администрацией МО «Ульяновский район» при предоставлении земельного участка были нарушены требования действующего законодательства, так как формирование земельного участка было осуществлено в границах лесного фонда, относящегося к собственности Российской Федерации. Орган местного самоуправления не обладал полномочиями по распоряжению данным участком и присвоению иной категории земельному участку.
При передаче земельного участка соответствующий акт оформлен не был, плата за участок была получена администрацией района.
Приложение к договору № *** о расчете стоимости земельного участка составлено на земельный участок, расположенный в границах поселения, тогда как из документов очевидно нахождение последнего в ГЛФ Ульяновского лесничества.
21 октября 2011 года ОАО «УАЗ» заключило договор купли-продажи этого же земельного участка с ИП Натариус А.М., который путем межевания и подачи документов 3 апреля 2012 года разделил указанный участок на 2 вновь образованных земельных участка с кадастровым номером *** (площадь 34 927 кв.м, адрес: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес-1») и кадастровым номером *** (площадь 34 927 кв.м, адрес: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес»).
Земельный участок с кадастровым номером *** по договору купли-продажи от 18 июня 2012 года № *** Натариусом А.М. передан в собственность Баданину А.А., последним по договору купли-продажи земельного участка от 27 февраля 2013 года участок продан Федотову А.Л.
Земельный участок с кадастровым номером № *** по договору купли-продажи от 12 мая 2020 года № *** финансовым управляющим Натариуса А.М. - *** передан в собственность Хисамову Д.И.
Действиями администрации МО «Ульяновский район» по продаже участка государственного лесного фонда затронуты права собственника лесного участка - Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на использование лесов для собственных нужд.
Истец просил: признать недействительным постановление и.о.
Главы
администрации МО «Ульяновский район» Никишина В.Ф. от 29 сентября 2010
года № *** «О передаче в собственность
земельного участка»; признать недействительным договор купли-продажи (купчая)
земельного участка от 5 октября 2010 года № ***, заключенный между МУ «КУМИЗО
МО «Ульяновский район» и ОАО «Ульяновский автомобильный завод» о приобретении в
собственность земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по
адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом
отдыха «Утес», площадью 69 854 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых
территорий и объектов, разрешенное использование - «под строительство базы
отдыха»; признать недействительным свидетельство о государственной регистрации
права от 13 декабря 2010 года серии *** на земельный участок с кадастровым
номером ***, расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район,
ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес», площадью 69 854 кв.м, категория
земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное
использование - «под строительство базы отдыха», выданное ОАО «УАЗ»; признать
недействительным заключенный 21 октября 2011 года между ОАО «УАЗ» и ИП
Натариусом А.М. договор № *** купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район,
ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес», площадью 69 854 кв.м, категория
земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное
использование - «под строительство базы отдыха»; признать отсутствующим права
собственности Натариуса А.М. на земельный участок с кадастровым номером ***,
расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ
Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес», площадью 69 854 кв.м, категория земель -
земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - «под
строительство базы отдыха» и вновь образованные земельные участки с кадастровыми
номерами *** (площадь 34 927 кв.м, адрес: Ульяновская область, Ульяновский
район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес-1») и *** (площадь 34 927
кв.м, адрес: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз,
дом отдыха «Утес»); признать недействительным заключенный 18 июня 2012 года между Натариусом А.М. и
Баданиным А.А. договор купли-продажи № 10 земельного участка, площадью 34 927
кв.м с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, Ульяновский
район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес-1»; признать отсутствующим
право собственности Баданина А.А. на земельный участок, площадью 34 927 кв.м, с
кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ
Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес-1»; признать недействительным заключенный
27 февраля 2013 года между Баданиным А.А. и Федотовым А.А. договор купли -
продажи земельного участка, площадью 34 927 кв.м с кадастровым номером *** по
адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом
отдыха «Утес-1»; признать отсутствующим право собственности Федотова А.Л. на
земельный участок, площадью 34 927 кв.м, с кадастровым номером *** по адресу:
Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха
«Утес-1»; признать недействительным, заключенный 12 мая 2020 года между
Финансовым управляющим Натариуса А.М. - Е*** Л.А. и Хисамовым Д.И. договор
купли - продажи № *** земельного участка, площадью 34 927 кв.м с кадастровым
номером *** по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский
лесхоз, дом отдыха «Утес»; признать отсутствующим право собственности Хисамова
Д.И. на земельный участок, площадью 34 927 кв.м, с кадастровым номером *** по
адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом
отдыха «Утес».
Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков - Натариус А.М., Федотов А.Л., Хисамов И.И., Баданин А.А. (с одновременным освобождением от участия в деле в качестве третьих лиц), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные прокурором требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Ульяновского района Ульяновской области не соглашается с данным решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Указывает, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права. Доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок в соответствии с установленным законом порядком был переведен из категории земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, а также то, что спорный участок передавался из государственной собственности в собственность муниципального образования не имеется.
Отмечает, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации.
Утверждает, что спорный земельный участок по настоящее время относится к землям лесного фонда. Строительство капитальных строений с вырубкой под ними части леса на территории базы отдыха не свидетельствует о переводе земельного участка из земель лесного фонда в установленном порядке. При этом указывает, что, из материалов дела усматривается, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости.
Ссылаясь на статью 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» поясняет, что государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Обращает внимание на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года №1-П из которого следует, что земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В возражениях на апелляционное представление прокурора, ООО «УАЗ», Хисамов Д.И., представитель Федотова А.Л. - Николаев А.Ю., просят решение суда оставить без изменения, представление без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражениях относительно
представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что распоряжением Совета Министров РСФСР от 1 октября 1974 года № *** и Приложением к нему было принято предложение Ульяновского облисполкома об изъятии в установленном порядке земельного участка площадью 7,0 га у Ульяновского лесхоза и предоставления его Ульяновскому автозаводу имени В.И.Ленина для строительства базы отдыха (с правом рубки леса под здания и сооружения).
Актом на право пользования землей от 16 декабря 1975 года, выданным Исполкомом Ульяновского районного Совета депутатов трудящихся подтверждено, что Ульяновскому автомобильному заводу им.В.И.Ленина в постоянное пользование отведено 7,00 га земли согласно плану и описанию границ. Из общей площади отведенных земель имелось: лесов - 7 гектаров.
Постановлением и.о. главы администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 29 сентября 2010 года № 1962 на основании статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» принято решение о передаче в собственность ОАО «Ульяновский автомобильный завод» за плату земельного участка из категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровым номером ***, площадью 69 854 кв.м, с местоположением: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес», назначение - под строительство базы отдыха.
5 октября 2010 года между МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области (продавец) и ОАО «УАЗ» (покупатель) был заключен договор № *** купли-продажи (купчая) указанного выше земельного участка, согласно которому ОАО «УАЗ» данный участок был продан за 114 452 руб. 52 коп.
Право собственности «УАЗ» на земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, о чем выдано соответствующее свидетельство ***
21 октября 2011 года ОАО «УАЗ» заключило договор купли - продажи спорного земельного участка с ИП Натариус А.М., который путем межевания разделил указанный участок на 2 вновь образованных земельных участка с кадастровым номером *** (площадь 34 927 кв.м, адрес: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес-1») и кадастровым номером *** (площадь 34 927 кв.м, адрес: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес»).
Земельный участок с кадастровым номером *** по договору купли - продажи от 18 июня 2012 года № *** Натариусом А.М. передан в собственность Баданину А.А., последним по договору купли - продажи земельного участка от 27 февраля 2013 года участок продан Федотову А.Л.
Земельный участок с кадастровым номером № *** по договору купли - продажи от 12 мая 2020 года № *** финансовым управляющим Натариуса А.М. - Егоровой Л.А. передан в собственность Хисамову Д.И.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что переданный администрацией МО «Ульяновский район» Ульяновской области по договору купли - продажи ОАО «УАЗ» земельный участок с кадастровым номером *** относится к землям лесного фонда и имеет особый правовой режим, таким образом, продав данный участок администрация вышла за пределы своих полномочий, что влечет недействительность постановления и все дальнейшие договоры купли - продажи.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований прокурора, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
В силу пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент предоставления спорного земельного участка в собственность) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно статье 10 Закона СССР от 13 декабря 1968 года №
3401-VII «Об утверждении Основ земельного
законодательства Союза ССР и союзных республик» (действующих на момент издания
распоряжения Совета Министров РСФСР от 1
октября 1974 года № 1809-р) отвод земельных участков производится на
основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета
Министров автономной республики либо решения исполнительного
комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке,
устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях
или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они
отводятся, и основные условия пользования землей. Предоставление земельного
участка, находящегося в пользовании, другому пользователю производится только
после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статье 16 настоящих
Основ.
В соответствии со статьей 16 Закона СССР от 13 декабря 1968 года № 3401-VII «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» изъятие земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится в исключительных случаях и только по постановлению Совета Министров союзной республики.
Аналогичная норма содержалась в статье 35 Закона РСФСР от 1 июля 1970 года «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» (вместе с Земельным кодексом РСФСР).
Согласно пункта 10 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 марта 1974 года №175 «Об упорядочении предоставления в пользование земельных участков» (вместе с «Положением о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков») при необходимости размещения промышленных и других объектов на орошаемых и осушенных землях, пашне, землях, занятых многолетними плодовыми насаждениями или виноградниками общей площадью более 5 гектаров или в лесах первой группы площадью более 50 гектаров с последующим изъятием этих угодий в постоянное пользование, Совет Министров автономной республики, крайисполком, облисполком направляет на рассмотрение Совета Министров РСФСР материалы, указанные в пунктах 7-9 настоящего положения (за исключением объектов, подчиненных министерствам и ведомствам СССР).
Положения статьи 37 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статей 23 и 24 Земельного кодекса РСФСР от 1991 года, устанавливают порядок перевода лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, который требовал принятия специального акта уполномоченным органом, на момент изъятия в 1974 году спорного земельного участка у Ульяновского лесхоза и его отвода Ульяновскому автомобильному заводу приняты не были.
Иных нормативных документов, предусматривающих необходимость принятия специального акта о переводе земель лесного фонда в иную категорию уполномоченным органом на момент издания распоряжения Совета Министров РСФСР от 1 октября 1974 года № 1809-р не имелось.
Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика, бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих нахождение индивидуально - определенного имущества в чужом незаконном владении, возлагается на лицо, заявившее виндикационный иск.
Как усматривается из материалов дела, в Книгу отвода и приемки земель Гослесфонда на основании Распоряжения Совета Министров РСФСР *** от 1 октября 1974 года внесена запись под номером 166 от 25 февраля 1975 года об отведении Ульяновскому автомобильному заводу им. В.И.Ленина земельного участка площадью 7,00 га с исключением его из Гослесфонда.
Согласно информации Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** (образованные из земельного участка с кадастровым номером *** по материалам государственного лесного реестра не относятся к землям лесного фонда, были исключены из состава земель лесного фонда Распоряжением Совета Министров РСФСР от 1 октября 1974 года № ***, они непосредственно граничат с кварталами 44 и 46 Ундоровского участкового лесничества Ульяновского лесничества. Дата фактического отвода площади в натуре - 25 февраля 1975 года.
Согласно Карте-схеме расположения и границ лесного участка по документам лесоустройства 1992 года и аналогичной Карте-схеме по материалам лесоустройства 2018 года спорные земельные участки указаны как прочие земли.
Из информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области следует, что в ЕГРН 14 мая 2005 года были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером *** площадью 69 854 кв.м, с категорией земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием - под строительство базы отдыха, расположение участка по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ГЛФ Ульяновский лесхоз, дом отдыха «Утес».
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, являются документы лесоустройства, информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт - схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Истцом таких доказательств представлено не было.
В силу вышеизложенного, доводы апелляционного представления о том, что спорный земельный участок на момент его передачи в собственность ОАО «Ульяновский автомобильный завод» остался в границах земель государственного лесного фонда ввиду отсутствия в распоряжении Совета Министров РСФСР от 1 октября 1974 г. № *** соответствующей формулировки об изменении категории земельного участка являются необоснованными и подлежат отклонению.
Таким образом, Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области вправе была на основании статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» передать в собственность за плату земельный участок из категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровым номером ***, площадью 69 854 кв.м с местоположением: Ульяновская область Ульяновский район ГЛФ Ульяновский лесхоз иным лицам, в данном случае - ОАО «Ульяновский автомобильный завод», поскольку нормативных документов, предусматривающих необходимость принятия специального акта о переводе земель лесного фонда в иную категорию, уполномоченным органом на момент издания распоряжения Совета Министров РСФСР от 1 октября 1974 года № *** не имелось.
Вывод суда о том, что прокурором был избран ненадлежащий способ защиты, также является верным.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (виндикационный иск).
Согласно статье 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Иск виндикационный и иск о применении последствий недействительности сделки не могут замещать друг друга и не могут произвольно выбираться истцом по своему усмотрению.
Требования о виндикции и требования о реституции разграничиваются в зависимости от того, какая юридическая связь имеется между сторонами спора. Если истец и ответчик - стороны недействительной сделки, в результате которой спорное имущество получено ответчиком, то между ними исключен виндикационный иск об истребовании этого имущества. Если же их не связывает эта сделка, то возможен иск виндикационный.
Таким образом, права истца, не являющегося стороной оспариваемых сделок, не подлежат защите с использованием правового механизма, установленного пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 года № 6-П).
Суд первой инстанции по настоящему делу правильно определил юридически значимые обстоятельства и отказал истцу в удовлетворении заявленных им требований, обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционного представления не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ульяновский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.02.2022.