дело № 12-163/2023
РЕШЕНИЕ
г. Златоуст 25 июля 2023 года
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Карандашова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда жалобу
Коростелева Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>
на постановление по делу об административном правонарушении №, вынесенное 17 мая 2023 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Челябинской области ФИО3, о привлечении Коростелева А.В. к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением по делу об административном правонарушении №, вынесенным 17 мая 2023 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Челябинской области, должностное лицо заместитель главы Нязепетровского муниципального района по дорожному хозяйству и благоустройству Коростелев А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Коростелев А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит изменить постановление в части назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, считая наказание в виде штрафа необоснованным. Ссылается на то, что к административной ответственности за совершение однородных правонарушений ранее не привлекался. Совершенное им правонарушение не повлекло имущественного ущерба, вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и полностью отвечает требованиям ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ о назначении предупреждения. Допущенное нарушение устранено путем вывоза 19 апреля 2023 года мешков с отходами V класса, которые являются практически неопасными (отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками), что подтверждается копией путевого листа автомобиля № и фотоматериалами.
Постановлением Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 19 июня 2023 года жалоба Коростелева А.В. на постановление должностного лица от 17 мая 2023 года направлена на рассмотрение по подсудности в Златоустовский городской суд Челябинской области.
Коростелев А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Как усматривается из материалов 13 апреля 2023 года в 16:30 ч начальником ОУУП и ПДН ОМВД России по Нязепетровскому муниципальному району Челябинской области выявлено, что должностное лицо заместитель главы Нязепетровского муниципального района Челябинской области Коростелев А.В. на территории закрытой городской свалки г. Нязепетровска Челябинской области, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, осуществил несанкционированный сброс отходов, а именно направил автомашину марки «Камаз», принадлежащую ООО «<данные изъяты>» и трактор МТБЗ82, принадлежащий МУП «<данные изъяты>» на закрытую городскую свалку с мусором после субботника.
Должностным лицом органа, осуществляющего государственный экологический надзор, при вынесении постановления верно сделан вывод о совершении Коростелевым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ, исходя из имеющейся совокупности доказательств, в том числе:
- протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленного надлежащим должностным лицом в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, с которым Коростелев А.В. был ознакомлен под роспись. В объяснении к протоколу указал на то, что с протоколом не согласен, так как хранение предусматривалось временно, с последующей вывозкой на Кыштымский полигон;
- рапорта начальника ОУУП и ПДН ОМВД России по Нязепетровскому муниципальному району Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении 13 апреля 2023 года в 16:30 факта выгрузки мусора в мешках черного цвета водителем автомашины марки «Камаз», принадлежащей ООО «<данные изъяты>» на городской свалке г. Нязепетровска по объездной автодороге, однако размещение ТКО от организаций там прекращено постановлением администрации Нязепетровского муниципального района. В данном факте усматриваются признаки состава административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ;
- письменного объяснения Коростелева А.В., заместителя главы Нязепетровского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому им как должностным лицом 12 апреля 2023 были привлечены водители автомобиля «Камаз», принадлежащего ООО «<данные изъяты>» и трактора, принадлежащего МУП «<данные изъяты>» для перевозки мусора после субботника для временного хранения на городскую свалку г. Нязепетровска Челябинской области. Затем региональным оператором ООО «<данные изъяты>» данный мусор был бы вывезен на Кыштымский полигон. О том, что постановление администрации о месте временного складирования и накопления ТКО отменено, он не знал;
- письменного объяснения водителя автомобиля «Камаз», принадлежащего ООО «<данные изъяты>» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, указавшего на то, что направлялся на автомобиле на городскую свалку для вывоза мешков с мусором;
- письменного объяснения директора ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ;
- фотографий, представленных в материалы дела;
- копии путевого листа автомобиля Камаз-5511 (водитель ФИО5) от ДД.ММ.ГГГГ;
- копии распоряжения Главы Нязепетровского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Коростелева А.В. заместителем главы Нязепетровского муниципального района по дорожному хозяйству и благоустройства с ДД.ММ.ГГГГ;
- рапорта ст. УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Нязепетровскому муниципальному району Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении 13 апреля 2023 года в 17:00 факта выгрузки мусора в мешках черного цвета водителем трактора МТЗ, принадлежащего МУП «<данные изъяты>» на городской свалке г. Нязепетровска по объездной автодороге, однако размещение ТКО от организаций там прекращено постановлением администрации Нязепетровского муниципального района. В данном факте усматриваются признаки состава административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ;
- письменного объяснения директора МУП «Водоканал» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он предоставлял технику для уборки мусора.
Приведенные в постановлении доказательства, по мнению судьи, являются допустимыми и в своей совокупности достаточными для установления вины Коростелева А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением является загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 статьи 8.2 КоАП РФ.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 34 Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 51 Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 51 Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
На основании п. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Частью 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Порядок ведения государственного кадастра отходов (утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792) устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Данный порядок запрещает размещать отходы производства и потребления на объектах, не вошедших в ГРОРО.
ГОСТом 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлены термины и определения основных понятий, необходимых для нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами, в соответствии с п. 4.13 вышеуказанного ГОСТа несанкционированная свалка отходов это территория, используемая, но не предназначенная для размещения на них отходов.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ Коростелев А.В. является должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, оценив и проанализировав представленные доказательства в совокупности, судья находит установленным факт нарушения Коростелевым А.В. требований законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Процессуальный порядок привлечения Коростелева А.В. к административной ответственности, предусмотренный КоАП РФ, должностным лицом соблюден.
Ссылка жалобы Коростелева А.В. на возможность замены назначенного ему административного наказания в виде штрафа на предупреждение не может быть принята во внимание на основании следующего.
Санкцией ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения.
Вместе с тем, частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Однако анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам дела не позволяет сделать вывод о возможности замены назначенного Коростелеву А.В. наказания предупреждением по основанию привлечения его к административной ответственности впервые, поскольку наличие данного обстоятельства не является достаточным для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. Так данное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а кроме того, пренебрежительное отношение должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей могло причинить вред окружающей среде, что не является достаточным для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что Коростелев А.В. признал вину в совершенном правонарушении, учитывая характер совершенного правонарушения и роль Коростелева А.В., добросовестно заблуждавшегося относительно действующего постановления о месте временного складирования и накопления ТКО, которое было отменено ДД.ММ.ГГГГ, устранение допущенного нарушения, судья полагает возможным в силу ст. 2.9 КоАП РФ освободить Коростелева А.В. от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной опасности для общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером административного правонарушения, личностью правонарушителя, с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, в результате его совершения.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Положения ст. 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Запрета на применение малозначительности к каким-либо составам административных правонарушений, в том числе к ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ, не установлено.
В данном случае суд приходит к выводу о том, что действия Коростелева А.В. формально содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ, однако учитывая характер совершенного правонарушения и все вышеприведенные обстоятельства, а также то, что тяжких или вредных последствий от правонарушения не последовало, является малозначительным правонарушением.
Оценив конкретные обстоятельства дела в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости назначения наказания, суд полагает возможным в силу положений ст. 2.9 КоАП РФ освободить должностное лицо Коростелева А.В. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст. 30.5, 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление №, вынесенное 17 мая 2023 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Челябинской области ФИО3, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении заместителя главы Нязепетровского муниципального округа Челябинской области Коростелева Александра Владимировича - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить за малозначительностью административного правонарушения, объявив Коростелеву А.В. устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток через Златоустовский городской суд.
Судья