Дело № 2-152/2020
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2020 года п.г.т. Рыбная Слобода
Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Минахметовой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Ахмадеевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халиловой Г.З. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан о досрочном назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Халилова Г.З. обратилась в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, поскольку не наступил срок по достижению которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением 7 к ФЗ от 28.12.2013 года № 400- ФЗ « О страховых пенсиях», с учетом положения п. 3 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», т.е. не прошло полтора года с даты, на которую выработан стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии (требуемые 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей выработан на ДД.ММ.ГГГГ), а также в связи с невключением в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя татарского языка и литературы в МОУ «Рыбно-Слободская СОШ №», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по национальному обучению и учителя татарского языка и литературы в МОУ «Рыбно-Слободская СОШ №». По уточненным исковым требованиям, просит включить вышеуказанные периоды повышения квалификации, признать ее право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью не менее 25 лет в учреждениях для детей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика в суд не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором иск не признал и пояснил, что у истца отсутствует стаж, необходимый для назначения страховой пенсии с учетом принятия Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Также не согласен с требованием истца о назначении досрочной страховой пенсии со дня обращения с ДД.ММ.ГГГГ. У истца отсутствует стаж, необходимый для назначения страховой пенсии с учетом принятия Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 указанной статьи страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В судебном заседании установлено, что истец Халилова Г.З. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в Рыбно-Слободском районе РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Рыбно-Слободском районе РТ от ДД.ММ.ГГГГ № Халиловой Г.З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей поскольку не наступил срок по достижению которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением 7 к ФЗ от 28.12.2013 года № 400- ФЗ « О страховых пенсиях», с учетом положения п. 3 ст. 10 ФЗ от 3.10.2018 года № 350-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», т.е. не прошло полтора года с даты, на которую выработан стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии (требуемые 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей выработан на ДД.ММ.ГГГГ), а также в связи с невключением в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя татарского языка и литературы в МОУ «Рыбно-Слободская СОШ №», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по национальному обучению и учителя татарского языка и литературы в МОУ «Рыбно-Слободская СОШ №».
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что требуемые 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей выработан на ДД.ММ.ГГГГ.
Трудовая книжка в силу ст. 66 Трудового кодекса РФ является основным документом, подтверждающим факт и характер работы, в том числе и в определенной должности и в определенном учреждении.
Как следует из трудовой книжки истца серии №, Халилова Г.З.в спорные периоды, а именно с ДД.ММ.ГГГГ назначена учителем татарского языка Рыбно-Слободской средней школы №, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заместителя директора по национальному обучению с оставлением на должности учителя татарского языка.
Согласно справке МКУ «Отдел образования» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № Халилова Г.З. действительно в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя татарского языка и литературы в МОУ «Рыбно-Слободская СОШ №», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности заместителя директора по национальному обучению и учитель татарского языка и литературы в МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ №»; в период работы находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ка следует из пенсионного дела ( данные о стаже)период работы в должности учителя татарского языка засчитан в педагогическую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ ( за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,и периода повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
В подтверждение исковых требований истицей представлены копии удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, подтверждающим что Халилова Г.З. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошла краткосрочное обучение в объеме 72 ч., представлена копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о том, чтобы командировать Халилову Г.З. заместителя директора по нац.обучению с 06.12. по ДД.ММ.ГГГГ на курсы повышения квалификации.
Согласно справке № заработок Халиловой Г.З. за <данные изъяты> составил <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, при направлении заместителя директора, учителя татарского языка Халиловой Г.З. в служебную командировку и для повышения квалификации, за ней сохраняется место работы ( должность)и средняя заработная плата по основной месту работы, следовательно происходят отчисления в Пенсионных фонд и идет педагогический стаж.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Пунктом 21 рекомендаций Международной организации труда от 27 июля 1974 г. N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
В силу положений части 1 статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", также утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: время обучения на курсах повышения квалификации по специальности, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность
При таких данных, установив, что в течение оспариваемых периодов работодателем за истицей сохранялось место работы, производились выплаты заработной платы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд считает необходимым включить указанные периоды в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, таким образом, учетом включенных судом периодов ( 22 дня) 25- летний педагогический стаж у Халиловой Г.З. возник ДД.ММ.ГГГГ.
По приведенным мотивам, как обусловленный на неправильном понимании норм материального закона, отклоняется довод ответчика о том, что действующее правовое регулирование не предусматривает зачет периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж специальной деятельности. Ссылка на невыполнение работником в перечисленные периоды нормы педагогической нагрузки не является состоятельной, поскольку в целях пенсионного обеспечения повышение квалификации с сохранением рабочего места и средней заработной платы приравнивается к выполнению работ с необходимой нагрузкой.
Назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400 "О страховых пенсиях" производится лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность учреждениях детей, независимо от их возраста с учетом положений Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", а именно с 01 января 2019 г. для лиц, которым право на досрочную пенсию в соответствии с п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ предоставляется независимо от возраста, срок реализации права на досрочное назначение будет постепенно увеличен на 60 месяцев (5 лет) в зависимости от года возникновения права на такую пенсию.
С ДД.ММ.ГГГГ пенсия лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, действительно может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, Приложение N 7 к Закону N 400-ФЗ).
Если указанная категория работников выработала необходимый стаж в переходный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пенсия им может быть назначена на полгода раньше (ч. 3 ст. 10 закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам назначения и выплаты пенсии").
С учетом изложенного, принимая во внимание, что педагогический стаж у Халиловой Г.З. возник ДД.ММ.ГГГГ, пенсия ей может быть назначена не раньше чем через полгода, таким образом, в удовлетворении исковых требований об обязании назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ необходимо отказать.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Учитывая, что в удовлетворении исковых требований в основной части, истцу было отказано, государственная пошлина возмещению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Халиловой Г.З. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан о досрочном назначении пенсии, удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан включить в специальный трудовой стаж Халиловой Г.З. периоды обучения на курсах повышения квалификации – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Халиловой Г.З. право на досрочную пенсию в связи с выработкой двадцатипятилетнего стажа педагогической деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Рыбно-Слободский районный суд РТ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Р. Минахметова