УИД 39RS0001-01-2022-005394-57
Дело № 2-230/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2023 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при помощнике Стрыгиной А.А.,
при секретаре Бондаревой Л.Н.,
с участием истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству социальной политики Калининградской области о признании незаконным отказа во включении в список граждан, выехавших их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с указанным выше иском, ссылаясь на то, что в 2016 г. переехал на постоянное место жительства в <адрес> из <адрес>, которая отнесена к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В январе 2021 г. обратился к ответчику с заявлением о включении в список граждан, выехавших их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в <адрес>. Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в принятии на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. Основанием для отказа указано, что он обеспечен жилым помещением на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В июне 2022 г. вновь обратился к ответчику с указанным выше заявлением и вновь получил отказ, из которого следует, что он обеспечен жилым помещением в составе семьи своей матери. Считает данный отказ незаконным, поскольку никогда не имел в собственности жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Был зарегистрирован в квартире своей матери ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, долевой собственности не имел, в состав ее семьи не входит и с ней совместно не проживал. ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО1 продала квартиру, в которой он был зарегистрирован в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с этим просит отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ему в постановке на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий, признать за нам право на получение государственной жилищной субсидии, как гражданином, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать ответчика включить и поставить его на учет в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в <адрес> и обязать ответчика выдать ему государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В судебном заседании ФИО3 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в квартире своей матери ФИО1 в <адрес>. Данная квартира приобреталась его матерью на основании договора долевого участия в строительстве. В дальнейшем его мать квартиру продала. ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в <адрес> у знакомых. Никогда не имел в собственности жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В состав семьи ФИО1 не входил и с ней совместно не проживал.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит исковые требования ФИО3 оставить без удовлетворения, поскольку истец обеспечен жилой площадью в составе своей матери и не может быть принят на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Предоставление жилищных субсидий гражданам, изъявившим желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с положениями статьи 4 того же Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, которым является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 5 того же Закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.; в этих целях той же статьей установлен норматив общей площади жилого помещения для семей различного состава, а также порядок определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и норматив предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, правовое значение в целях постановки на учет, а соответственно, и определения очередности предоставления жилищной субсидии имеет наличие у гражданина, а также у членов его семьи других жилых помещений на территории Российской Федерации (за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). При наличии таких помещений, по смыслу ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подлежит оценке нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Статьей 3 того же Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 (далее - Положение).
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Из содержания указанных норм следует, что право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями граждан, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Факт наличия жилья означает отсутствие такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.Жилищным законодательством предусмотрено, что при определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Калининградской области от 4 февраля 2014 г. № 42 «О регистрации и учете граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета» Министерство социальной политики Калининградской области является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области для осуществления регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
В целях реализации указанного Постановления Правительства Калининградской области Министерством социальной политики Калининградской области принят приказ от 19 июля 2017 г. № 422 «О порядке регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета» в соответствии с которым на Министерство социальной политики Калининградской области возложена обязанность по принятию соответствующего решения о постановке на учет или отказе в таком учете.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Министерства социально политики Калининградской области с заявлением, в котором просил включить его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в <адрес>, составом 1 человек, сообщив, что он и члены его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации в собственности не имеют.
Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 отказано в принятии на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, как обеспеченным жилым помещением на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (не соответствующий требования ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»).
В 2022 г. истец вновь обратился в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением, в котором просил включить его в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, как обеспеченным жилым помещением на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Письмом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 сообщено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в постановке на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищной субсидии, в связи с тем, что он обеспечен жилым помещением в составе семьи своей матери.
Считая такие действия ответчика незаконными, ФИО3 обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом доводы истца заслуживают внимания.
В ходе рассмотрения данного дела также установлено, что г. Новодвинск Архангельской области согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. № 1946, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>. В 2016 г. выехал из <адрес> в <адрес>.
В соответствии с договором участия в долевом строительстве многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО1 приобрела жилое помещение по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был зарегистрирован в квартире его матери ФИО1 по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрирован в <адрес>, у собственника жилья, не являющегося ее родственником.
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с использованием кредитных средств приобрела квартиру по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, в подтверждение чего представлено соответствующее свидетельство о смерти.
Из справки ООО «Лучший дом в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на момент смерти ДД.ММ.ГГГГ с наследодателем по месте жительства зарегистрированных и проживающих граждан не имелось.
На основании постановления нотариуса Зеленоградского нотариального округа Калининградской области «О возмещении расходов на похороны наследодателя» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выплачены денежные средства наследодателя в размере 39 500 рублей для возмещения расходов на достойные похороны.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 жилых помещений в собственности на территории РФ не имеет.
Доказательств того, что истец при обращении с заявлением о постановке на учет представил несоответствующие действительности сведения ответчиком не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ФИО3 жилым помещением на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и жилым помещением в составе семьи своей матери на момент обращения в Министерство социальной политики Калининградской области обеспечен не был.
Таким образом, на основании ст. 1 Федерального закона 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ФИО3 относится к категории граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.
Данное обстоятельство нашло подтверждение в ходе судебного заседания.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что действия Министерства социальной политики Калининградской области, выразившиеся в отказе ФИО3 во включении в сводный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являются незаконными и необоснованными.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования ФИО3 к Министерству социальной политики Калининградской области о признании права на получение государственной жилищной субсидии, как гражданином, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Соответственно, подлежат удовлетворению исковые требования ФИО3 о понуждении Министерства социальной политики Калининградской области включить его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в Калининградской области составом один человек.
Рассматривая требование истца об обязании предоставить государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд находит его также подлежащим удовлетворению.
При этом суд считает необходимым учесть следующее.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, который является именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 7 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; их распределение по субъектам РФ осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством РФ, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ст. 8).
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ).
Таким образом, предоставление жилищной субсидии зависит от даты постановки на учет и финансирования субъекта РФ на указанные цели в соответствующем финансовом году.
С учетом изложенного суд считает необходимым обязать Министерство социальной политики Калининградской области предоставить ФИО3 жилищную субсидию (сертификат) для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с учетом даты подачи истцом заявления для постановки на учет.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 паспорт серия № к Министерству социальной политики Калининградской области ИНН № о признании незаконным отказа во включении в список граждан, выехавших их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социальной политики Калининградской области ИНН № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 паспорт серия № № в постановке на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий.
Признать за ФИО3 паспорт серия № № право на получение государственной жилищной субсидии, как гражданином, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Обязать Министерство социальной политики Калининградской области ИНН № включить и поставить на учет ФИО3 паспорт серия № № в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в Калининградской области.
Обязать Министерство социальной политики Калининградской области ИНН № выдать ФИО3 паспорт серия № № государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2023 г.
Судья Н.В. Паршукова