Дело №2-480/2023
25RS0018-01-2023-000883-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Кировский 30 октября 2023 г.
Кировский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Щербелева А.Ю., с участием представителя истца - помощника прокурора Кировского района Борздо А.А., представителя ответчика КГБУЗ «Кировская ЦРБ» Кырова В.С.,
при секретаре Фёдоровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кировская центральная районная больница» (КГБУЗ «Кировская ЦРБ»), Министерству здравоохранения Приморского края о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
заместитель прокурора Кировского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд с названным иском, указав, что 17.02.2023 прокуратурой Кировского района проведена проверка исполнения КГБУЗ «Кировская ЦРБ» требований законодательства в сфере охраны здоровья при оказании населению медицинской помощи в фельдшерско-акушерских пунктах, по результатам которой установлено, что в фельдшерско-акушерском пункте с. Шмаковка отсутствуют: стол инструментальный (1 шт.), щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1 шт.), одеяло с подогревом (1 шт.), шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции) (2 шт.), роторасширитель одноразовый (2 шт.), стерилизатор электрический средний (1 шт.), сухожаровой шкаф или автоклав (1 шт.), кислородный ингалятор (1 шт.), анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1 шт.), стетоскоп акушерский (1 шт.), спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1 шт.); в фельдшерско-акушерском пункте с. Авдеевка отсутствуют: щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1 шт.), роторасширитель одноразовый (2 шт.), языкодержатель (2 шт.), стерилизатор электрический средний (1 шт.), сухожаровой шкаф или автоклав (1 шт.), кислородный ингалятор (1 шт.), анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1 шт.), спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1 шт.); в фельдшерско-акушерском пункте с. Луговое отсутствуют: шкаф для одежды (1 шт.), шкаф для белья (1 шт.), автоматический дефибриллятор (1 шт.), фонендоскоп (1 шт.), щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1 шт.), одеяло с подогревом (1 шт.), шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции) (2 шт.), роторасширитель одноразовый (2 шт.), языкодержатель (2 шт.), стерилизатор электрический средний (1 шт.), сухожаровой шкаф или автоклав (1 шт.), кислородный ингалятор (1 шт.), дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) (1 шт.), стетоскоп акушерский (1 шт.), пульсоксиметр портативный (1 шт.), спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1 шт.); в фельдшерско-акушерском пункте с. Родниковый отсутствуют: носилки (2 шт.), секундомер (2 шт.), стерилизатор электрический средний (1 шт.), спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1 шт.); в фельдшерско-акушерском пункте с. Увальное отсутствуют: шкаф для одежды (1 шт.), шкаф для белья (1 шт.), автоматический дефибриллятор (1 шт.), носилки (2 шт.), щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1 шт.), костыли (2 шт.), одеяло с подогревом (1 шт.), шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции) (2 шт.), роторасширитель одноразовый (2 шт.), языкодержатель (2 шт.), стерилизатор электрический средний (1 шт.), сухожаровой шкаф или автоклав (1 шт.), кислородный ингалятор (1 шт.), анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1 шт.), весы напольные для взрослых (1 шт.), дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) (1 шт.), стетоскоп акушерский (1 шт.), спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1 шт.). В рамках повторной проверки прокуратурой района, проведенной 22.08.2023 по факту устранения КГБУЗ «Кировская ЦРБ» допущенных ранее нарушений установлено, что нарушения устранены не в полном объеме, а именно не устранены нарушения стандарта оснащения, а также нарушения пожарной безопасности фельдшерско-акушерских пунктов с. Луговое и с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый, которые не оборудованы системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Считает, что Министерство здравоохранения Приморского края несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оборудованию ФАПов, расположенных на территории Кировского муниципального района, системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также по их оснащению в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение N 14), установленным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н. В связи с чем заместитель прокурора просит обязать Министерство здравоохранения Приморского края профинансировать мероприятия по оборудованию фельдшерско-акушерских пунктов: с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также по их оснащению в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение N 14), установленным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать КГБУЗ «Кировская ЦРБ» в течении 6 месяцев со дня осуществления финансирования, в соответствии с требованиями действующего законодательства оборудовать фельдшерско-акушерские пункты: с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обеспечить оснащение фельдшерско-акушерских пунктов: с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка и с. Родниковый необходимым медицинским оборудованием.
Представитель истца - помощник прокурора Борздо А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнений, изменений и уточнений не имеет.
Представитель ответчика – КГБУЗ «Кировская ЦРБ» Кыров В.С. в судебном заседании иск признал полностью, пояснил, что стетоскоп акушерский, должен находиться в ФАП, поскольку в ЦРБ имеется должности врача гинеколога-акушера и акушерки, которые осуществляют прием пациентов в ФАП.
Представитель ответчика – Министерство здравоохранения Приморского края в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что КГБУЗ «Кировская ЦРБ» является медицинским учреждением и оказывает медицинские услуги на территории Кировскоо муниципального района Приморского края на основании лицензии на право осуществления медицинской деятельности № ЛО-25-01-001855 от 25.10.2013.
17.02.2023 прокуратурой Кировского района проведена проверка соблюдения КГБУЗ «Кировская ЦРБ» требований законодательства в сфере охраны здоровья при оказании населению медицинской помощи в фельдшерско-акушерских пунктах, оформленной актом проверки, по результатам которой установлено следующее:
В фельдшерско-акушерском пункте с. Шмаковка отсутствуют: стол инструментальный, щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный, одеяло с подогревом, шины для транспортной иммобилизации, роторасширитель одноразовый, стерилизатор электрический средний, сухожаровой шкаф, кислородный ингалятор, анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками, анализатор уровня холестерина в крови портативный, стетоскоп акушерский, спирометр, набор для проведения коникотомии одноразовый; также отсутствуют центральное водоснабжение, периметральное ограждение здания ФАПа, пандус, кнопка вызова персонала.
В фельдшерско-акушерском пункте с. Авдеевка отсутствуют: щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный, роторасширитель одноразовый, языкодержатель, стерилизатор электрический, сухожаровой шкаф, кислородный ингалятор, анализатор уровня сахара крови с тест-полосками, анализатор гемоглобина крови, экспресс анализатор уровня холестерина в крови портативный, спирометр, набор для проведения коникотомии одноразовый; отопление электрическое, между тем отсутствует центральное водоснабжение, крыльцо и пандус находятся в ненадлежащем состоянии.
В фельдшерско-акушерском пункте с. Луговое отсутствуют: шкаф для одежды, шкаф для белья, гинекологическое кресло, автоматический дефибриллятор, фонендоскоп, сейф, носилки только 1шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный, костыли, одеяло с подогревом, шины для транспортной иммобилизации, расширители одноразовые, языкодержатель, стерилизатор электрический, сухожаровой шкаф, кислородный ингалятор, анализатор гемоглобина крови, экспресс анализатор уровня холестерина в крови, дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу), стетоскоп акушерский, пульсоксиметр портативный, спирометр, набор для проведения коникотомии одноразовый; отопление печное, отсутствует центральное водоснабжение, периметральное ограждение здания ФАПа, пандус, кнопка вызова персонала, отсутствует пожарная сигнализация; установлено, что фельдшер ФИО1 осуществляет трудовую деятельность с понедельника по среду в ФАПе с. Родниковый, с четверга по пятницу в с. Луговое.
В фельдшерско-акушерском пункте с. Родниковый отсутствуют: сейф, носилки, секундомер, стерилизатор электрический, анализатор гемоглобина крови, спирометр, набор для проведения коникотомии одноразовый; отопление электрическое, отсутствует централизованное водоснабжение; фельдшер ФИО1 помимо работы в с. Родниковый, работает в с. Луговое.
В фельдшерско-акушерском пункте с. Увальное отсутствуют: шкаф для одежды, шкаф для белья, автоматический дефибриллятор, сейф, носилки, щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный, костыли, одеяло с подогревом, секундомер, шины для транспортной иммобилизации, роторасширитель одноразовый, языкодержатель, стерилизатор электрический, сухожаровой шкаф, кислородный ингалятор, анализатор уровня сахара крови с тест-полосками, анализатор гемоглобина крови, экспресс анализатор уровня холестерина в крови, весы напольные для взрослых, дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу), стетоскоп акушерский, спирометр, набор для проведения коникотомии одноразовый; отопление обеспечивается за счет котла, водоснабжение центральное, между тем система подачи воды не работает в 2-х кабинетах, ФАП не оборудован пожарной сигнализацией; установлено, что фельдшер ФИО2 осуществляет свою трудовую деятельность в ФАПе с. Увальное в понедельник, вреду и пятницу, в ФАПе с. Ольховка во вторник и четверг; также установлено, что крыльцо в здание ФАПа находится в ненадлежащем состоянии, между тем ФАП имеет общий холл с АО «Почта России» и сотрудником администрации, отдельный вход в ФАП не эксплуатируется; отсутствует пандус. (л.д. 11-13)
По результатам проведенной проверки, прокурором Кировского района Приморского края 03.03.2023 главному врачу КГБУЗ «Кировская ЦРБ» направлено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны здоровья при оказании населению медицинской помощи в фельдшерско-акушерских пунктах.
29.03.2023 главным врачом КГБУЗ «Кировская ЦРБ» направлено в прокуратуру Кировского района сообщение об устранении нарушений согласно представления от 03.03.2023, в котором указано, что представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны и здоровья при оказании населению медицинской помощи в фельдшерско-акушерских пунктах удовлетворено; на заведующего хозяйством и на специалиста по охране труда КГБУЗ «Кировская ЦРБ» наложены дисциплинарные взыскания; указано, что в ФАПах с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый отсутствуют сейфы для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества в виду отсутствия соответствующей лицензии на указанные ФАП на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений (л.д. 24-25, 26,27)
В рамках повторной проверки прокуратурой района, проведенной 22.08.2023 по факту устранения КГБУЗ «Кировская ЦРБ» допущенных ранее нарушений установлено, что нарушения устранены не в полном объеме, а именно нарушения, установленные в представлении от 03.03.2023 не устранены; ФАП в с. Увальное подключен к сети Интернет, между тем персональный компьютер отсутствует; нарушения, установленные в с. Луговое не устранены; в ФАПах с. Авдеевка и с. Родниковый, установлены умывальники, но подводка горячей и холодной воды к ним не осуществлена; в ФАП с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый не оборудован системой обнаружения пожара (пожарной сигнализацией), а также защитными знаками пожарной безопасности (курение и пользование открытым огнем запрещено); в указанных ФАПах нарушение требований по социальной защите инвалидов не устранено; не устранены нарушения материально-технического обеспечения; в ФАПе с. Луговое на потолке и в процедурном кабинете имеются следы протекания.
Ссылаясь на выявленные нарушения при осуществлении ответчиком КГБУЗ «Кировская ЦРБ» медицинской деятельности, заместитель прокурора обратился в суд с рассматриваемым иском.
На основании статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон № 323-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно ст. 37 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н в соответствии со ст. 32 Закона № 323-ФЗ утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, устанавливающее правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации (далее - Приказ Минздрава №543н).
Пунктом 9 Приказа Минздрава установлено, что первичная медико-санитарная помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Приложением № 15 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздрава №543н установлены правила организации деятельности ФАП (далее Правила).
В силу п. 2 указанных Правил ФАП является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения) и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Пунктом 7 Правил установлено, что структура фельдшерско-акушерского пункта и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в структуру которой входит фельдшерско-акушерский пункт, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы с учетом уровня и структуры заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, иных показателей и с учетом рекомендуемых штатных нормативов в соответствии с приложением № 16 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному настоящим приказом.
Согласно п. 10 Правил оснащение ФАП осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным Приказом Минздрава №543н.
Обращаясь в суд с требованием о возложении обязанности на КГБУЗ «Кировская ЦРБ» обеспечить оснащение ФАПов в с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый необходимым медицинским оборудованием, указанным в просительной части искового заявления, заместитель прокурора указывает о том, что вышеуказанные ФАПы не в полной мере соответствующий стандарту оснащения, предусмотренному приложением № 14.
При этом в Приложении № 14 имеется сноска <3>, в которой указывается о том, что стетоскоп акушерский предусматриваются при наличии должностей врача акушера-гинеколога (акушерки).
Поскольку должность врача акушера-гинеколога (акушерки) в Кировской ЦРБ имеется, и им (ими) ведется прием в ФАПах, суд считает, что заявленное требование в части оснащения стетоскопом акушерским (1 шт.) в ФАПах с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, подлежит удовлетворению.
Наличие у КГБУЗ «Кировская ЦРБ» лицензии на осуществление медицинской деятельности обязывает его к соблюдению лицензионных требований.
Поскольку ФАПы с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый не оснащены в соответствии со Стандартом, что создает угрозу обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина на жизнь и здоровье жителей, в том числе несовершеннолетних, а также лиц, прибывающих на территорию поселения, суд находит исковые требования заместителя прокурора подлежащими удовлетворению.
Обсуждая требование заместителя прокурора о возложении обязанности на КГБУЗ «Кировская ЦРБ» оборудовать ФАПы системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, организации обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
В ходе прокурорской проверки в деятельности КГБУЗ «Кировская ЦРБ» были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе в виде отсутствия в зданиях ФАПов с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (л.д. 28-29)
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела доказательств наличия в зданиях ФАПов с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, суду не представлено.
На основании п.3 ст. 52, 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов, в том числе путем устройства систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Согласно п.7 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 № 173, здания поликлиник и амбулаторий должны оснащаться СОУЭ 2 типа и выше.
Таким образом, учитывая отсутствие систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях ФАПов с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый, суд полагает необходимым удовлетворить требования заместителя прокурора Кировского района о возложении обязанности на КГБУЗ «Кировская ЦРБ» оборудовать ФАПы с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Требование заместителя прокурора о возложении обязанности произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАПов с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории, а также системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, на Министерство здравоохранения Приморского края, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования (пункт 6).
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Пунктами 1.1 и 2.1.5 Положения о Министерстве здравоохранения Приморского края (далее – Министерство), утвержденного постановлением администрации Приморского края от 12.11.2019 N 747-па, установлено, что оно является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере здравоохранения на территории Приморского края. Полномочиями (функциями) Министерства в соответствии с возложенной на него задачей являются организация оказания населению Приморского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству.
При этом, Министерство для решения своей задачи и выполнения своих функций в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, краевого бюджета, главного администратора доходов федерального бюджета, краевого бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 2.1.9 Положения).
В соответствии с абзацами 9, 10, 11 Устава КГБУЗ «Кировская ЦРБ» учредителем КГБУЗ «Кировская ЦРБ» является Приморский край.
От имени Приморского края функции и полномочия учредителя (собственника имущества) Учреждения в пределах своей компетенции осуществляют администрация Приморского края, отраслевой орган исполнительной власти Приморского края, департамент имущественных отношений Приморского края.
Учреждение находится в ведении Министерства здравоохранения Приморского края.
Согласно пункту 3 Устава КГБУЗ «Кировская ЦРБ», одним из источников формирования имущества Учреждения являются субсидии, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнение работ).
При таких обстоятельствах, требования заместителя прокурора Кировского района к Министерству здравоохранения Приморского края в части финансирования мероприятий по оборудованию ФАПов с. Луговое, с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории, а также по устранению законодательства о пожарной безопасности подлежат удовлетворению в той части, в которой удовлетворены требования к КГБУЗ «Кировская ЦРБ».
Обсуждая вопрос о сроках исполнения вышеуказанных обязанностей, возлагаемых на ответчиков Министерство здравоохранения Приморского края и КГБУЗ «Кировская ЦРБ», суд считает, что сроки, указанные в исковом заявлении заместителя прокурора Кировского района Приморского края, являются разумными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Кировского района Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кировская центральная районная больница» (КГБУЗ «Кировская ЦРБ»), Министерству здравоохранения Приморского края о возложении обязанности, – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Приморского края (ИНН 2540018454, ОГРН 1072540000103) профинансировать мероприятия по оборудованию фельдшерско-акушерских пунктов: с. Луговое (692091, Приморский край, Кировский район, с. Луговое, ул. Полтавская, д. 4), с. Увальное (692097, Приморский край, Кировский район, с. Увальное, ул. Первомайская, д. 2А), с. Шмаковка (692096, Приморский край, Кировский район, с. Шмаковка, ул. Юбилейная, д. 2), с. Авдеевка (692089, Приморский край, Кировский район, с. Авдеевка, ул. Школьная, д. 9), и с. Родниковый (692023, Приморский край, Кировский район, с. Родниковый, ул. Центральная, д. 1) системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также по их оснащению в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение N 14), установленным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кировская центральная районная больница» (ИНН 2516002728, ОГРН 1022500675691) в течение 6 месяцев со дня осуществления финансирования, в соответствии с требованиями действующего законодательства оборудовать фельдшерско-акушерские пункты: с. Луговое (692091, Приморский край, Кировский район, с. Луговое, ул. Полтавская, д. 4) с. Увальное (692097, Приморский край, Кировский район, с. Увальное, ул. Первомайская, д. 2А), с. Шмаковка (692096, Приморский край, Кировский район, с. Шмаковка, ул. Юбилейная, д. 2), с. Авдеевка (692089, Приморский край, Кировский район, с. Авдеевка, ул. Школьная, д. 9), и с. Родниковый (692023, Приморский край, Кировский район, с. Родниковый, ул. Центральная, д. 1) системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кировская центральная районная больница» (ИНН 2516002728, ОГРН 1022500675691) в течение 6 месяцев со дня осуществления финансирования, обеспечить оснащение фельдшерско-акушерских пунктов: с. Луговое и с. Увальное, с. Шмаковка, с. Авдеевка, с. Родниковый необходимым медицинским оборудованием:
В фельдшерско-акушерском пункте с. Шмаковка: стол инструментальный 1 шт.), щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1 шт.), одеяло с подогревом (1 шт.), шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции) (2 шт.), роторасширитель одноразовый (2 шт.), стерилизатор электрический средний (1 шт.), сухожаровой шкаф или автоклав (1 шт.), кислородный ингалятор (1 шт.), анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1 шт.), стетоскоп акушерский (1 шт.), спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1 шт.).
В фельдшерско-акушерском пункте с. Авдеевка: щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1 шт.), роторасширитель одноразовый (2 шт.), языкодержатель (2 шт.), стерилизатор электрический средний (1 шт.), сухожаровой шкаф или автоклав (1 шт.), кислородный ингалятор (1 шт.), анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1 шт.), спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1 шт.).
В фельдшерско-акушерском пункте с. Луговое: шкаф для одежды (1 шт.), шкаф для белья (1 шт.), автоматический дефибриллятор (1 шт.), фонендоскоп (1 шт.), щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1 шт.), одеяло с подогревом (1 шт.), шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции) (2 шт.), роторасширитель одноразовый (2 шт.), языкодержатель (2 шт.), стерилизатор электрический средний (1 шт.), сухожаровой шкаф или автоклав (1 шт.), кислородный ингалятор (1 шт.), дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) (1 шт.), стетоскоп акушерский (1 шт.), пульсоксиметр портативный (1 шт.), спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1 шт.).
В фельдшерско-акушерском пункте с. Родниковый: носилки (2 шт.), секундомер (2 шт.), стерилизатор электрический средний (1 шт.), спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1 шт.).
В фельдшерско-акушерском пункте с. Увальное: шкаф для одежды (1 шт.), шкаф для белья (1 шт.), автоматический дефибриллятор (1 шт.), носилки (2 шт.), щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1 шт.), костыли (2 шт.), одеяло с подогревом (1 шт.), шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции) (2 шт.), роторасширитель одноразовый (2 шт.), языкодержатель (2 шт.), стерилизатор электрический средний (1 шт.), сухожаровой шкаф или автоклав (1 шт.), кислородный ингалятор (1 шт.), анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1 шт.), весы напольные для взрослых (1 шт.), дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) (1 шт.), стетоскоп акушерский (1 шт.), спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1 шт.).
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Кировский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в мотивированной форме составлено 30 октября 2023 года.
Судья: А.Ю. Щербелев