Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1847/2024 ~ М-1310/2024 от 24.04.2024

№ 2-1847/2024

64RS0047-01-2024-002576-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2024 г.                      г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Мониной О.И.

при секретаре судебного заседания Курбанове Р.Д.

с участием представителя истца Демченко Н.В.

представителя ответчика и третьих лиц Сусоровой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов
в исправительных учреждениях области, действующего в защиту Карпецкой Елены Акимовны к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 64 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5» УФСИН России по Саратовской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации,

установил:

Саратовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с иском в защиту Карпецкой Е.А.
к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 64 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5» УФСИН России по Саратовской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой в связи с поступившим обращением Абишева М. проведена проверка законодательства о социальной защите инвалидов в сфере их обеспеченности техническими средствами реабилитации. Проверкой установлено, что Карпецкая Е.А., <дата> года рождения является инвалидом первой группы, содержится в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Саратовской области с 24 апреля 2023 г. Конец срока 25.04.2025. В соответствии с бессрочной индивидуальной программой реабилитации инвалида Карпецкая Е.А. признана нуждающейся в постоянном проведении реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации, согласно ИПРА инвалида №141.23.24.34/2022 и заключению медико-технической комиссии от 02 апреля 2024 Карпецкая Е.А. нуждается в обеспечении следующими техническими средствами реабилитации: протез кисти активный (тяговый), в том числе при вычленении и частичном вычлени кисти (2 шт.), протез кисти косметический (2 шт.), протез рабочий (2 шт.), сложная ортопедическая обувь на утепленной подкладке (1 пара), ботинки или полусапоги на шнурках/велькро, сложная ортопедическая обувь без утепленной подкладке (1 пара), ботинки или полусапоги или туфли на шнурках/велькро. На момент проверки Карпецкой Е.А. не представлены указаны технические средства реабилитации. По выявленным нарушениям прокуратурой 24.01.2024 в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-64 ФСИН России вынесено представление об устранении нарушений законодательства о медико-санитарном обеспечении осужденных, которое рассмотрено и удовлетворено. Согласно поступившего ответа ФКУЗ МСЧ-64 ФСИН России, ввиду отсутствия денежных средств осужденная не обеспечена средствами реабилитации.

На основании изложенного, Саратовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит обязать ФКУЗ МСЧ-64 УФСИН России и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Саратовской области обеспечить согласно ИПРА №141.23.34/2022 и заключению медико-технической комиссии от 02.04.2024 Карпецкую Е.А. следующими техническими средствами реабилитации: протез кисти активный (тяговый), в том числе при вычленении и частичном вычлени кисти (2 шт.), протез кисти косметический (2 шт.), протез рабочий (2 шт.), сложная ортопедическая обувь на утепленной подкладке (1 пара), ботинки или полусапоги на шнурках/велькро, сложная ортопедическая обувь без утепленной подкладке (1 пара), ботинки или полусапоги или туфли на шнурках/велькро.

В судебном заседании представитель процессуального истца Демченко Н.В. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчиков ФКУЗ МСЧ-64 УФСИН России, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Саратвоской области и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, УФСИН России, УФСИН России по Саратовской области – Сусорова Е.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требованиях отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Материальный истец Карпецкая Е.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявила, находится в местах лишения свободы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.    

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Как следует из материалов дела, Саратовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с иском в защиту прав Карпецкой Е.А.

Карпецкая Е.А. является инвалидом первой группы, самостоятельно в силу возраста, а также отсутствия юридических познаний, средств для найма адвоката за защитой своих прав обратиться в суд не может.

В силу ч.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Карпецкая Е.А., <дата> года рождения является инвалидом первой группы, содержится в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Саратовской области с 24 апреля 2023 г. Конец срока 25.04.2025.

В соответствии с бессрочной индивидуальной программой реабилитации инвалида Карпецкая Е.А. признана нуждающейся в постоянном проведении реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации, согласно ИПРА инвалида №141.23.24.34/2022 и заключению медико-технической комиссии от 02 апреля 2024 Карпецкая Е.А. нуждается в обеспечении следующими техническими средствами реабилитации: протез кисти активный (тяговый), в том числе при вычленении и частичном вычлени кисти (2 шт.), протез кисти косметический (2 шт.), протез рабочий (2 шт.), сложная ортопедическая обувь на утепленной подкладке (1 пара), ботинки или полусапоги на шнурках/велькро, сложная ортопедическая обувь без утепленной подкладке (1 пара), ботинки или полусапоги или туфли на шнурках/велькро.

На момент проверки Карпецкой Е.А. не представлены указаны технические средства реабилитации.

По выявленным нарушениям прокуратурой 24.01.2024 в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-64 ФСИН России вынесено представление об устранении нарушений законодательства о медико-санитарном обеспечении осужденных, которое рассмотрено и удовлетворено.

Согласно поступившему ответу ФКУЗ МСЧ-64 ФСИН России, ввиду отсутствия денежных средств осужденная не обеспечена средствами реабилитации.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения с данным иском в суд.

Согласно ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 7 ст. 101 УИК РФ).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р.

В ст. 11 указанного Федерального Закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации
и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Согласно ст. 11.1 указанного Федерального Закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации (далее - TCP) инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Порядок обеспечения инвалидов TCP установлен постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее - Порядок).

В соответствии с п.п. 2, 3 Порядка обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу п.п. 6, 16 Правил техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану), передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.

Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 г. № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, предусматривающий проведение реабилитационных мероприятий и обеспечение услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, со стороны администрации исправительного учреждения.

В соответствии с п. 5 Порядка, администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.

На основании п. п. 192, 194 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г.
№ 285 администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

Таким образом, обязанность по обеспечению средствами реабилитации возложена на учреждение уголовно-исполнительной системы, где непосредственно отбывают наказание осужденные, являющиеся инвалидами в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.

Ответчики доказательств устранения нарушений на дату рассмотрения дела судом не представили.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о праве Карпецкой Е.А. на обеспечение техническими средствами реабилитации инвалида: протез кисти активный (тяговый), в том числе при вычленении и частичном вычлени кисти (2 шт.), протез кисти косметический (2 шт.), протез рабочий (2 шт.), сложная ортопедическая обувь на утепленной подкладке (1 пара), ботинки или полусапоги на шнурках/велькро, сложная ортопедическая обувь без утепленной подкладке (1 пара), ботинки или полусапоги или туфли на шнурках/велькро.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, в силу ст. 206 ГПК РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает возможным обязать ответчиков предоставить технические средства реабилитации в течение 6 месяцев с момент вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, действующего в защиту Карпецкой Елены Акимовны удовлетворить.

Возложить обязанность на Федеральное казанное учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть № 64 Федеральной службы исполнения наказаний (ИНН 64500526193, ОГРН 1026402665123), Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №5» УФСИН России по Саратовской области ()(ИНН 6441013036, ОГРН 1046404101842) в течение 6 месяцев с момент вступления решения в законную силу обеспечить согласно ИПРА №141.23.34/2022 и заключению медико-технической комиссии от 02.04.2024 Карпецкую Елену Акимовну (СНИЛС ) следующими техническими средствами реабилитации: протез кисти активный (тяговый), в том числе при вычленении и частичном вычлени кисти (2 шт.), протез кисти косметический (2 шт.), протез рабочий (2 шт.), сложная ортопедическая обувь на утепленной подкладке (1 пара), ботинки или полусапоги на шнурках/велькро, сложная ортопедическая обувь без утепленной подкладке (1 пара), ботинки или полусапоги или туфли на шнурках/велькро.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Саратова.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 июня 2024 г.

Судья                     /подпись/                  О.И. Монина

2-1847/2024 ~ М-1310/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карпецкая Елена Акимовна
Саратовская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-64 ФСИН России
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Саратовской обалсти
Другие
УФСИН России по Саратовской области
ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области
ФСИН России
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Монина Ольга Ивановна
Дело на странице суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
24.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2024Передача материалов судье
26.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2024Подготовка дела (собеседование)
15.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее