Дело № 2а-1133/2024
73RS0004-01-2024-001662-91
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2024 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Савеловой А.Л.,
при секретаре Саргиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушений, указав следующее.
Прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области на основании ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с участием специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ульяновскому, Цильнинскому районам и г. Новоульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области и филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности осужденных, содержащихся в изолированном участке, функционирующем как исправительный центр, при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области (далее - УФИЦ, изолированный участок), расположенном по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ул. Первомайская, д. 7.
Проверкой вскрыты следующие нарушения требований противопожарного законодательства.
Так, в УФИЦ в нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч. 1 ст. 6, ч. 3, 4 ст. 4, ч. 1, 4, 6, 10 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которым, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке:
не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли;
заполнение проема в противопожарной преграде выхода на чердак было выполнено не противопожарным материалом (люк, ведущий на чердак здания деревянный, лестница отсутствует);
система пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое дублирование сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре;
ширина эвакуационного выхода из коридора, ведущего непосредственно на улицу, менее 1,2 м. (0,83 м.);
2 этаж здания имеет менее 2 эвакуационных выходов, фактически 1 и 2 этажи соединяются внутренней открытой лестницей;
руководитель организации не обеспечил ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
ширина пути эвакуации по лестнице со 2 этажа, предназначенной для эвакуации людей, менее 1,2 м. (0,95 м.).
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Согласно ст.ст. 18, 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» учреждения, исполняющие наказания, обязаны:
обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;
создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической базы и социальной сферы.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276 утверждена Инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно -исполнительной системы (далее - Инструкция № 276).
В соответствии с и. 1.1 Инструкции № 276 указанной инструкцией надлежит руководствоваться службам территориальных органов и учреждений УИС, осуществляющим эксплуатацию, ремонт и контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации всех зданий и сооружений (за исключением инженерно-технических средств охраны) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории. На основании и. 1.2. Инструкции № 276 ее требования обязаны выполнять все территориальные органы и учреждения УИС.
Этой же инструкцией определен порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений (за исключением ИТСО) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС, которая включает в себя осуществление контроля, технического надзора и проведение технических мероприятий планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений.
В соответствии с и. 15.2 указанной Инструкции текущий ремонт производится с целью предупреждения преждевременного износа строительных конструкций зданий, сооружений и их инженерных систем.
Таким образом, в УФИЦ не выполняется обязанность соблюдать требования уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования прокурора.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденной указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. Пунктом 3 указанного положения предусмотрено, что основными задачами ФСИН России являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
При этом в соответствии со ст. 38 Закона РФ № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 21 УИК РФ и Положением об управлении Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов возложен на федеральный и территориальный органы уголовно-исполнительной системы.
Согласно пункту 1.1 Устава ИК-9, утвержденного приказом ФСИН России от 31.03.2011 №185, указанное исправительное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
На основании п. 2.1 Устава ИК-9 предметом и целями деятельности исправительного учреждения являются: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых; обеспечение правопорядка и законности в учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения; создание осужденным, подозреваемым и обвиняемым условий содержания, соответствующим нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; организация и оказание медицинской помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым; иные цели, возложенные на учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.5 Устава ИК-9 для достижения целей, указанных в подпункте 2.1 Устава ИК-9, учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных, а также пожарную безопасность.
В силу ст. 9 Закона РФ № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
По фактам несоблюдения требований законодательства о пожарной
безопасности прокуратурой Ульяновской области 30.08.2023 начальнику УФСИН России по Ульяновской области вносилось представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства.
Контрольная проверка показала, что имевшиеся нарушения в полном объеме не устранены.
В соответствии с п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденной указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Согласно п. 4.3 Устава ИК-9, доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении учреждения осуществляет У ФСИН России по Ульяновской области.
Пунктом 5.12 Устава ИК-9 предусмотрено, что при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области.
В соответствии с Инструкцией № 276 ведение систематических наблюдений и технических осмотров состояния зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении учреждения, возложено на исправительное учреждение. При этом п. 16.2 указанной Инструкции № 276 предусмотрено, что распределение средств на ремонт между учреждениями производит начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы.
Просили признать незаконным бездействие ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области в части непринятия мер по обеспечению пожарной безопасности.
Обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области устранить выявленные в ходе проверки нарушения закона, а именно:
провести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли;
выполнить заполнение проема в противопожарной преграде выхода на чердак противопожарным материалом;
обеспечить автоматическое дублирование сигналов системой пожарной сигнализации в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре;
расширить эвакуационный выход из коридора, ведущего непосредственно на улицу;
обеспечить 2 этаж здания эвакуационными выходами;
обеспечить ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
расширить пути эвакуации по лестнице со 2 этажа, предназначенной для эвакуации людей.
При недостаточности либо отсутствии у ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.
Представитель административного истца – помощник прокурора Дунина Е.А. в судебном заседании требования административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика – ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Илларионова Н.В. в судебном заседании административный иск не признала. В связи с изложенным просила в иске отказать.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области Гасанов М.С. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что огнезащитная обработка деревянных конструкций произведена, вместе с тем, заключение не выдано, заполнение проема в противопожарной преграде выполнено. Расширение эвакуационного выхода из коридора не требуется в связи тем, что наполняемость учреждения не более 20 человек, следовательно ширина выхода 0,8 м соответствует требованиям, в части обеспечения 2 этажа здания эвакуационными выходами согласно своду правил должен быть один выход, ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты соблюдается, журнал предоставлен в судебное заседание, расширение пути эвакуации по лестнице со второго этажа не требуется в связи с положениями свода правил, согласно которым выполнение данного требования не требуется в связи с отсутствием капитального ремонта, данные нормы были соблюдены в старой редакции свода на день постройки указанного здания.
Представители заинтересованных лиц ФСИН России и УФИЦ при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150 КАС РФ.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Согласно п. 5.8 Устава источниками финансирования деятельности учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 5.12 Устава).
Согласно ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья.
Частью 3 статьи 101 УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка, законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, имеет право на охрану здоровья и на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В свою очередь юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия (ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ).
Приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276 утверждена Инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы. Согласно п. 1.1 Инструкции её положениями надлежит руководствоваться службам территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, осуществляющим эксплуатацию, ремонт и контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации всех зданий и сооружений (за исключением инженерно-технических средств охраны) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории. На основании п. 1.2 Инструкции её требования обязаны выполнять все территориальные органы и учреждения УИС. При этом инструкцией определен порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений жилых, режимных, лечебных, хозяйственно--складских зон и зданий административного назначения, которая включает в себя осуществление контроля, технического надзора и проведение технических мероприятий планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений. В соответствии с п. 15.3.1 Инструкции к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится ремонт или смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, а также смена или замена более 20% основных конструкций, срок службы которых является наибольшим.
УФИЦ ФКУ ИК-9 УФСИН России имеет лимит наполнения 20 мест.
Как следует из административного иска, Прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области на основании ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с участием специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ульяновскому, Цильнинскому районам и г. Новоульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области и филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности осужденных, содержащихся в изолированном участке, функционирующем как исправительный центр, при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, расположенном по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ул. Первомайская, д. 7.
Проверкой вскрыты нарушения требований противопожарного законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), в силу ч. 4 ст. 4 которого в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 4 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2022 № 1479, устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Частью 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона № 123-ФЗ; 2) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Однако, как показала проверка и установлено судом, требования пожарной безопасности в ФКУ ИК-9 УФСИН России в полной мере не соблюдены.
Так, не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, доводы ответчика о проведении указанных работ не подтверждаются материалами дела, заключения по результатам приемки указанных работ суду не представлено.
Вместе с тем, стороной ответчика представлены доказательства исполнения требований о заполнении проема в противопожарной преграде выхода на чердак противопожарным материалом, представлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Также ответчиком не обеспечено автоматическое дублирование сигналов системой пожарной сигнализации в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Данные обстоятельства ответчиками при рассмотрении дела не оспаривались.
Согласно п. 4.2.19 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (вместе с "СП 1.13130.2020 Свод правил...") ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м. Из технических помещений и кладовых площадью не более 20 м2 без постоянных рабочих мест, туалетных и душевых кабин, санузлов, а также из помещений с одиночными рабочими местами, допускается предусматривать эвакуационные выходы шириной не менее 0,6 м.
Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся через указанные выходы 50 человек и более должна быть не менее 1,2 м.
Учитывая, что численность эвакуирующихся лиц составляет менее 50 человек, а ширина пути эвакуации составляет по факту 0,95 м, требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Согласно п. 4.2.9 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (вместе с "СП 1.13130.2020 Свод правил...") не менее двух эвакуационных выходов, как правило, должны иметь этажи зданий класса Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.
При высоте расположения этажа или эксплуатируемой кровли не более 15 м допускается (кроме зданий V степени огнестойкости) предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа) класса функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф3 и Ф4.3 площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 человек на лестничную клетку или непосредственно наружу. При этом двери эвакуационных выходов на указанную лестничную клетку с этажа (части этажа), а также с нижележащих этажей должны быть предусмотрены противопожарными не ниже 2-го типа. Выход с эксплуатируемой кровли в указанном случае должен вести непосредственно на лестничную клетку.
Анализируя вышеизложенные положения, суд приходит к выводу о рекомендательном характере указанных требований, наличии одного эвакуационного выхода, в связи с чем требования в части обеспечения 2 этажа здания эвакуационными выходами ответчиками не нарушено.
Согласно п.4.4.1 Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (вместе с "СП 1.13130.2020 Свод правил...") ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее требуемой ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее:
а) 1,35 м - для лестниц, предназначенных для эвакуации посетителей зданий класса Ф1.1, Ф2.1, Ф2.2, Ф3.4, Ф4.1, а также для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 человек;
б) 1,6 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 600 человек;
в) 1,2 м - для остальных зданий, за исключением зданий класса Ф1.3, Ф1.4, Ф5;
г) 1,05 м - для зданий класса Ф1.3;
д) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам или предназначенным для эвакуации не более 5 человек;
е) 0,9 м - для всех остальных случаев.
Высота пути эвакуации должна быть не менее 2,2 м.
Согласно техническому паспорту указанного домовладения по адресу: Ульяновская обл., р.п. Ишеевка, ул. Первомайская, д.7, год постройки 1999.
Согласно п.4.4.1 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171), действовавшему на дату введения в эксплуатацию здания, ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, не менее:
а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1;
б) 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.;
в) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам;
г) 0,9 м - для всех остальных случаев.
На дату введения в эксплуатацию указанного здания действовали иные нормы, предусматривающие пути эвакуации шириной 0,9 м. Учитывая, что перепланировки, капитального ремонта в указанном помещении не производилось, применяются ранее действовавшие требования, в связи с чем, требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
Анализируя представленные сторонами в материалы дела доказательства, принимая во внимание приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требования административного иска прокурора Ульяновского района Ульяновской области основаны на законе и подтверждены материалами дела. При этом суд исходит из того, что требования федерального законодательства ответчиками своевременно исполнены не были, при этом доказательств того, что ответчиками велась работа, направленная на создание необходимых условий для устранения нарушений уголовно-исполнительного законодательства, суду не представлено.
Ответчиками не оспаривается, что вопросы, связанные с финансированием, в том числе, и мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства, производятся за счет Федерального бюджета и данное финансирование производится через УФСИН России по Ульяновской области.
Соответчиком УФСИН России по Ульяновской области не представлено суду доказательств того, что для разрешения вопроса по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области были приняты какие-либо меры и совершены необходимые действия.
УФСИН России по Ульяновской области не является распорядителем бюджетных средств, однако вопросы, связанные с планированием распределения средств на данные мероприятия требуют активных действий с его стороны, в связи с чем, суд находит подлежащим удовлетворению административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области о понуждении к устранению нарушений в сфере уголовно-исполнительного, противопожарного и санитарного законодательства.
Вместе с тем, определяя срок, в течение которого ФКУ ИК-9 надлежит устранить указанные выше нарушения, суд принимает во внимание указанные ответчиками доводы в части объема выполнения работ, их стоимости, проведения необходимых организационно-технических мероприятий.
Исходя из характера нарушений, стоимости и объема ремонтных работ, суд полагает разумным срок для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки - девять месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушений удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по непринятию мер по обеспечению пожарной безопасности в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области».
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области по непринятию мер по обеспечению пожарной безопасности в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области».
Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- провести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли;
- обеспечить автоматическое дублирование сигналов системой пожарной сигнализации в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
При недостаточности, либо отсутствии у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказании по Ульяновской области» денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административного иска прокурора Ульяновского района Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Л. Савелова
Мотивированное решение изготовлено 15.04.2024.