Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 сентября 2022 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Двинских К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-733/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 35 260 429 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
Представитель административного истца Стенин Н.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица: ФГБУ ФКП Росреестра в лице ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные акционерным обществом «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти» требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона
Как следует из материалов дела, акционерному обществу «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 2736 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25 ноября 2021 года утверждены результаты кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области.
Однако, административный истец оспаривает архивную кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, которая утверждена постановлением Правительства Самарской области № 118 от 14 марта 2012 года в размере 72 149 928,09 руб. состоянию на 6 июня 2011 года.
В соответствии с пунктами 6, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Считая архивную кадастровую стоимость нежилого помещения завышенной, административный истец 7 декабря 2021 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области.
Комиссия своим решением от 27 декабря 2021 года № 22/18с-3 отклонила заявление акционерного общества «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти» о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, что послужило основанием для административного истца обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов.
В связи с тем, что на дату обращения в Комиссию и в суд сохраняется возможность применения результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 2021/ОКС/11-07, выполненный 18 ноября 2021 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр Экспертизы Оценки», согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № состоянию на 6 июня 2011 года определена в размере 35 260 429 руб.
В ходе рассмотрения дела Министерство имущественных отношений Самарской области заявило ходатайство о назначении судебной экспертизы.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В соответствии с выводами, содержащимися в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2022 года № АКПИ22-93, положения Перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, не исключают возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющихся государственными судебными экспертами.
Определением суда от 17 февраля 2022 года судом была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено Федеральному бюджетному учреждению Самарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
В связи с тем, что ФБУ Самарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации не выполнило судебную экспертизу в установленный определением срок -20 апреля 2022 года, по ходатайству административного истца суд истребовал дело из вышеуказанного экспертного учреждения и определением от 21 июня 2022 года назначил судебную экспертизу в ООО «РусОценка».
По результатам судебной экспертизы, проведенной обществом с ограниченной ответственностью «РусОценка» 15 августа 2022 года, составлено экспертное заключение № 06/0722-51, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 6 июня 2011 года составила 35 813 000 руб.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта № 06/0722-51 от 15 августа 2022 года, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, замечаний к экспертному заключению, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизе сторонами, в том числе представителем административного истца, не заявлено.
В связи с изложенным суд признает выводы экспертизы обоснованными, величину рыночной стоимости нежилого помещения, определенную экспертным заключением, - достоверной.
Проанализировав представленные доказательства, суд полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы в размере 35 813 000 руб.
В связи с тем, что рыночная стоимость нежилого помещения, определенная экспертным заключением, является достоверной, рыночная стоимость, установленная отчетом об оценке, не может быть принята во внимание.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области суд является 7 декабря 2021 года, в суд -21 января 2022 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования акционерного общества «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти» удовлетворить частично
Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 2736 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 35 813 000 руб.
Датой обращения акционерного общества «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 7 декабря 2021 года, в суд – 21 января 2022 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2022 года.