Мировой судья Гонтарь А.В. УИД № 92MS0005-01-2022-002410-77
Номер дела в 1 инстанции 2-4/5/2023
Номер дела во 2 инстанции 11-28/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Севастополь 27 апреля 2023 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Сомовой И.В.,
при секретаре Морозове Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО «Севастопольэнерго» на решение мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района города Севастополя по иску ООО «Севастопольэнерго» к Баязитову Е.Р. о взыскании пени за нарушение обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, убытков,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Севастопольэнерго» предъявило иск Баязитову Е.Р. о взыскании пени за нарушение обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.05.2018 за период с 30.11.2018 по 30.11.2019 в размере 10 037 рублей 50 копеек, убытков в виде затрат на разработку и выдачу технических условий и договора в размере 6 089 рублей 30 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района города Севастополя от 11.01.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением мирового судьи, истец подал на него апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение мирового судьи, ссылаясь на то, что по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.05.2018 истец понес расходы на разработку технических условий в сумме 6 089 рублей 30 копеек, договор расторгнут в связи с неисполнением обязательств по договору ответчиком. Мировой судья необоснованно пришел к выводу, что ответчик обязан лишь заплатить плату за технологическое присоединение и не должен возмещать другие расходы истца. Также не соответствуют обстоятельствам дела выводы мирового судьи об истечении срока исковой давности, поскольку срок действия технических условий истец 29.05.2020 и на дату обращения истца в суд – 19.05.2022, срок давности не истек.
В судебном заседании представитель ООО «Севастопольэнерго» Липтуга И.В. поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям в ней изложенным.
Ответчик Баязитов Е.Р.в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав стороны, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
В соответствии с частью 1 статьи 26 данного закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила).
На основании пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Пункт 7 Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения, которая в числе других включает: а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.
При рассмотрении дела установлено, что 29.05.2018 между истцом и ответчиком заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств строящегося жилого дома на принадлежащем Баязитову Е.Р. земельном участке, с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>.
Пунктом 5 договора установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – 6 месяцев.
Мировым судьей установлено, что истцом и ответчиком в установленный срок обязательства по технологическому присоединению не выполнены.
На основании договора купли-продажи от 20.06.2019 Баязитов Е.Р. продал принадлежащий ему земельный участок Хисамовой В.И., переход права собственности зарегистрирован в ЕГРН 25.06.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 16 Правил в редакции, действовавшей на момент заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.05.2018, договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства должен содержать следующие существенные условия:
- положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:
право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;
обязанность сторон договора при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного договором, в случае если плата за технологическое присоединение по договору составляет 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 5 процентам от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки (а в случае если плата за технологическое присоединение по договору превышает 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 0,25 процента от указанного общего размера платы за каждый день просрочки), при этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке за год просрочки;
обязанность сторон договора при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить понесенные другой стороной договора расходы в размере, определенном в судебном акте, связанные с необходимостью принудительного взыскания неустойки, предусмотренной абзацем третьим настоящего подпункта, в случае необоснованного уклонения либо отказа от ее уплаты;
право сетевой организации обратиться в суд с иском о расторжении договора в случае, предусмотренном пунктом 16.5 настоящих Правил.
Отказывая в удовлетворении требований ООО «Севастопольэнерго» о взыскании расходов на технологическое присоединение и неустойки за нарушение ответчиком срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, мировой судья указал о необоснованности требований о взыскании убытков и пропуске истцом срока исковой давности.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания не согласиться с указанными выводами мирового судьи.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Мировым судьей правильно указано, что договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.05.2018 установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – 6 месяцев, который истек 29.11.2018, в связи с чем срок исковой давности на обращение в суд с требованием о взыскании неустойки подлежит исчислению с 30.11.2018. Указанный срок истек 30.11.2021.
Указанные выводы мирового судьи основаны на вышеприведенных положениях гражданского законодательства, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы истца о том, что срок исковой давности должен исчисляться с даты окончания действия технических условий (два года), основаны на неверном понимании вышеуказанных правовых положений, в том числе подпункта «в» пункта 16 Правил № 861, связывающего право на взыскание неустойки с нарушением срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Оценивая установленные обстоятельства дела, мировой судья обоснованно указал, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.05.2018, заключенный между сторонами, не расторгнут.
Доводы истца о расторжении ООО «Севастопольэнерго» договора в одностороннем порядке не основаны на правильном толковании материально-правовых норм.
Как установлено Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям является публичным, соответственно порядок и условия его расторжения сетевой организацией должны быть предусмотрены законом.
Согласно пункту 16(5) Првил № 861 нарушение заявителем установленного договором срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению (в случае если техническими условиями предусмотрен поэтапный ввод в работу энергопринимающих устройств - мероприятий, предусмотренных очередным этапом) на 12 и более месяцев при условии, что сетевой организацией в полном объеме выполнены мероприятия по технологическому присоединению, срок осуществления которых по договору наступает ранее указанного нарушенного заявителем срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, может служить основанием для расторжения договора по требованию сетевой организации по решению суда.
Решение суда о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.05.2018, заключенного между сторонами, в материалы дела не представлено. В этой связи истец не вправе требовать взыскания убытков, возникших в связи с неисполнением обязательств по договору второй стороной.
Заслуживают внимания также доводы ответчика о том, что с 25.06.2019 он не является собственником земельном участка, для технологического присоединения которого был заключен договор, поскольку в силу положений пункта 59 Правил № 861 новый собственник земельного участка вправе требовать переоформления документов о технологическом присоединении, тогда как обязательства предыдущего собственника по договору прекратились.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отмены или изменения решения мирового судьи, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 5 Гагаринского судебного района города Севастополя от 11.01.2023 по иску ООО «Севастопольэнерго» к Баязитову Е.Р. о взыскании пени за нарушение обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, убытков - оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Севастопольэнерго» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий И.В. Сомова