Дело № 2-4003/2024
УИД: 24RS0048-01-2023-013583-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Хованской Н.А.,
при секретаре Клопотовской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за самостоятельно приобретение технических средств реабилитации, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Орлова Е.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за самостоятельно приобретение технических средств реабилитации, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что является <данные изъяты>, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ нуждается в техническом средстве реабилитации (далее также ТСР): <данные изъяты>, 1 штука, срок пользования три года по цене 4 488 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истец по договору № самостоятельно приобрела указанное ТСР, стоимость которого составила 4 488 000 рублей. С целью самостоятельного приобретения ТСР был заключен кредитный договор №РВ с АО «СЕВЕРГАЗБАНК» от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец через портал «Госуслуги» обратилась с заявлением в ОСФР по Красноярскому краю о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в размере 4 488 000 рублей. В срок до ДД.ММ.ГГГГ ответчик выплату компенсации не произвел. Просит суд признать незаконным действия ответчика, выраженное в отказе оказания государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации; возложить на ответчика обязанность произвести выплату компенсации в размере 4 488 000 рублей в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу; взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца – Крылова М.Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Орлова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещалась своевременно и надлежащим образом, доверила представление своих интересов Крыловой М.Р.
Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом. В материалы дела представлен отзыв на иск, в котором ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что финансирование расходов части компенсации на самостоятельно приобретенные ТСР осуществляется Отделением фонда за счет бюджетных траншей; бюджетное финансирование недостаточно для полного удовлетворения всех заявлений; при поступлении денежных средств они будут перечислены на счет получателя.
Представители третьих лиц - Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица – АО «БАНК СГБ», в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие участников процесса, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Указанный Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р и включает в себя в числе прочих технических средств реабилитации инвалида протезы (пункт 8).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В соответствии с п. 15(1) данных Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка N 57н компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункта 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (пункт 4 Порядка).
В силу пункта 6 Порядка (в редакции, действовавшей на дату подачи истцом заявления о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР) решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Средства на выплату инвалиду компенсации направляются уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения в кредитную организацию для зачисления на расчетный счет, открытый инвалидом, или путем почтового перевода.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Орлова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является <данные изъяты> бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2019 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Бюро МСЭ № филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» для ФИО1 разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Индивидуальной программой реабилитации к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ для ФИО1 рекомендованы технические средства и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета: протез бедра модульный с внешним источником энергии, 1 изделие, срок пользования 3 года.
Орлова Е.В. приобрела протез бедра модульный с внешним источником энергии, согласно ИПРА стоимостью 4 488 000 рублей, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ООО «КИБ-ОРТО», договором потребительского кредита, заключенным с АО «БАНГ СГБ» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого, целью использования заемщиком потребительского кредита является приобретение технического средства реабилитации по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ООО «КИБ-ОРТО», а также товарным чеком № от ДД.ММ.ГГГГ, кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Орлова Е.В. обратилась через портал «Госуслуги» в ОСФР по Красноярскому краю с заявлением о компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации – протез предплечья с микропроцессорным управлением. Заявление зарегистрировано ответчиком, ему присвоен №.
ДД.ММ.ГГГГ году ОСФР по Красноярскому краю направлено Орловой Е.В. уведомление о принятом решении по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, оплаченные услуги, расходы на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников: <данные изъяты> в размере 4 488 000 рублей.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд учитывает, что Орлова Е.В. обращаясь к ответчику с соответствующим заявлением по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предоставила документы, подтверждающие факт приобретения технического средства реабилитации, ответчиком было принято положительное решение о предоставлении государственной услуги компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, однако денежные средства в установленный законом срок (не более 5 рабочих дней с даты принятия решения) последним перечислены не были.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным бездействия, выраженного в неосуществлении в установленный срок компенсации Орловой Е.В. расходов на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации; возложении обязанности на ОСФР по Красноярскому краю по выплате истцу компенсации расходов на приобретение средств технической реабилитации в размере 4 488 000 рублей.
При этом, оснований для установления срока исполнения решения суда в данной части в течение пяти дней с момента его вступления в законную силу суд не усматривает.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Истцом не представлены доказательства, а также не приведены обстоятельства, которые могут служить правовым основанием для установления срока исполнения решения суда в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. В связи с чем, оснований для применения нормы статьи 204 Гражданского процессуального кодекса РФ по настоящему делу суд не усматривает.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации). Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, честь и доброе имя, <данные изъяты> переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 ГК РФ подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (например, статья 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", абзац шестой статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации") (п.3).
В соответствии с п. 4 указанного постановления Пленума ВС РФ, судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях.
Таким образом, следует определять правовую природу спорных отношений по реализации гражданами имущественных прав и учитывать, что нарушение личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина может являться неотъемлемым последствием нарушения его имущественных прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом, в связи с неправомерными действиями ответчика по несвоевременному обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, приведенные выше нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда.
Определяя подлежащий взысканию с ответчика в пользу Орловой Е.В. размер компенсации морального вреда, суд, принимает во внимание, что Орлова Е.В. имеет заболевание, нуждается в получении жизненно необходимых по медицинским показаниям технических средств реабилитации, по вине ответчика своевременно не была обеспечена указанными средствами, получение которых бесплатно ей гарантировано государством, в связи с чем, испытывала переживания по поводу жизни, здоровья и возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного обеспечения указанными средствами, кроме того, вынуждена была приобрести указанное средство за денежные средства, которые были предоставлены на основании кредитного договора. Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд учитывает характер и степень вины ответчика, состояние здоровья истца и приходит к выводу о взыскании суммы компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации, компенсации морального вреда– удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ОСФР по Красноярскому краю, выраженное в неосуществлении в установленный срок компенсации ФИО1 расходов на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ИНН №) выплатить ФИО1 (паспорт №) компенсацию расходов на приобретение средств технической реабилитации в размере 4 488 000 рублей.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении требований о выплате расходов на приобретение средств технической реабилитации в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Н.А.Хованская
Мотивированный текст решения изготовлен 15.01.2024года
Судья Н.А.Хованская