72RS0028-01-2023-001259-37
<данные изъяты>
№ 2-1110/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 06 декабря 2023 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего - судьи Петелиной М.С.,
при секретаре – Шатрава Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1110/2023 по иску Елесиной Анджелики Анатольевны действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 в лице представителя по доверенности Кирсаненко Елены Анатольевны к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о возложении обязанности принятия квартиры в муниципальную собственность, признании права пользования жилым помещением, заключении социального найма на жилое помещение,
установил:
Елесина А.А. действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 в лице представителя по доверенности Кирсаненко Е.А. обратились в суд с иском к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о возложении обязанности принятия квартиры в муниципальную собственность, признании права пользования жилым помещением, заключении социального найма на жилое помещение.
Обосновывая заявленные исковые требования, истец указывает, что 31.03.1989 г. отцу истца ФИО2. и членам его семьи на основании ордера № 348 от 31.03.1989 г. Исполнительным комитетом Зиновского Совета народных депутатов был предоставлен для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 49 кв.м. Право собственности за нем так и не было зарегистрировано. Отец умер, в настоящее время в доме проживает истец с дочкой ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец содержит жилое помещение, оплачивает коммунальные услуги. Право собственности на квартиру ни за кем не зарегистрировано, в собственности муниципального, государственного и федерального имущества квартира не значится. На его заявление о заключении договора социального найма указанного жилого помещения, Администрацией Ялуторовского района ей было отказано.
В связи с чем, просит обязать Администрацию Ялуторовского района Тюменской области принять в муниципальную собственность жилое помещение, общей площадью 49 кв.м., расположенное по адресу Тюменская область, Ялуторовский район, с. Зиново, ул. Совхозная, д.5, признать право пользования на данное жилое помещение, заключить договор социального найма на данное жилое помещение.
Истец Елесина А.А. действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще уведомлённой о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщила. Суд в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ признаёт неявку истца не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Представитель истца Елесиной А.А. – Кирсаненко Е.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Ялуторовского района Тюменской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомлёнными о времени и месте рассмотрения дела. В отзыве просят рассмотреть данное исковое заявление в их отсутствии, решение оставляют на усмотрение суда (л.д. 64). Суд в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ признаёт неявку представителя ответчика не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Третьи лица Елесина Д.С., Елесин А.В., Ваулина О.А. в судебное заседание не явились, будучи надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. Суд в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ признаёт неявку третьих лиц не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит иск Елесиной А.А. подлежащим удовлетворению в полном объёме.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч.1 ст.40).
Основания возникновения права пользования жилыми помещениями, предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.212 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Согласно п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации, к муниципальному жилищному фонду относятся жилые помещения, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу ч.1 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма.
Из ордера на жилое помещение № 348 от 31.03.1989 г. Исполнительным комитетом Зиновского Совета народных депутатов на основании решения адм. и местного комитета от 17.03.1989 г. был предоставлен для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ФИО1 и членам его семьи: жене Вешкурцевой И.А., дочерям: Елесиной О.А., Елесиной А.А. (л.д.10).
Согласно свидетельства о смерти ФИО1., умер ДД.ММ.ГГГГ г., в <адрес> (л.д. 15).
Из выписки из похозяйственной книги от 24.08.2023 г., следует, что ФИО1 умерший ДД.ММ.ГГГГ г., является правообладателем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>л.д. 11).
Из справки УУП МО МВД России «Ялуторовский» следует, что по адресу: <адрес> зарегистрированы: Елесина А.А. Елесин А.Д., Елесина А.Д. Елесина Д.С., Елесин А.В. (л.д. 59).
Указанное спорное жилое помещение не является муниципальной собственностью, право собственности публично-правового образования, или право частной собственности на это жилое помещение не зарегистрировано, в реестры государственного имущества Тюменской области и федерального имущества Российской Федерации данное помещение не включено, что подтверждается сообщением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 11.09.2023г., от 30.11.2023г., сообщением Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области от 02.10.2023 г., выпиской из реестра муниципальной собственности от 14.09.2023 г., от 23.11.2023г., выпиской из реестра муниципальной собственности от 14.09.2023 г., сообщением ГКУ Тюменской области «Центр хранения учетно-технической документации» от 27.10.2023 г., от29.11.2023г. (л.д.17,18,19,20,66,82,83).
Из сведений Роскадастра от 30.11.2023 г. следует, что в ЕГРН не содержится сведений о здании недвижимости с адресным описанием - <адрес> (л.д. 89).
Согласно сведений архивного отдела Администрации Ялуторовского района Тюменской области №Т-134 от 12.09.2023 г. следует, что в документах Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ялуторовского района, в договорах по приватизации жилья ведомственного жилого фонда Ялуторовского совхоз-техникума, поступивших на хранение за 1992-1994 гг., в договорах по приватизации жилья Зиновской сельской администрации, поступивших на хранение в архив за 19967г., договор о передаче (приватизации, купли-продажи) жилого помещения (дома) в собственность по местоположению: <адрес> каким либо гражданам, в том числе Елесиной А.А. не обнаружен (л.д.12).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО3. показал о том, что семью Елесиных знает со своего детства, живут всю жизнь в одном селе. Елесина А.А. в детстве вместе со своими родителями заселилась в дом, так до сих пор в нём проживает. Дом был дан отцу истца в связи с работой в совхозе. В настоящее время в доме проживают истец и её дочь Алёна. Родители истца умерли, сестра проживает по соседству. Истец платит коммунальные услуги, делает текущий ремонт, на огороде выращивает овощи, построили баню.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (часть 2).
Частью 5 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Согласно положений статей 1,2 и 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передаче в собственность в порядке приватизации подлежат только жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, занимаемые гражданами на основании договоров социального найма.
В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
До принятия постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей и муниципальную собственность» все объекты, независимо от того, на чьем балансе они находились, являлись государственной собственностью.
Согласно п. 2 указанного постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежали передаче в муниципальную собственность.
Приложением 3 Постановления определялся перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности, которые состояли из объектов социальной направленности, служащих удовлетворению потребностей населения соответствующих муниципалитетов, это: жилищный и нежилой фонд, обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной структуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, находящиеся на территории муниципалитетов предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, учреждения и объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта).
Статья 9 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Из анализа указанных норм материального права судом установлено, что при приватизации государственных предприятий либо при их ликвидации жилищный фонд, находившийся в их ведении, подлежал передаче в муниципальную собственность.
Следовательно жилой дом, общей площадью 49 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> по поводу которого возник спор, подлежал передаче в муниципальную собственность в силу закона.
Судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что истец и члены его семьи фактически продолжают проживать в спорной квартире с момента вселения и по настоящее время, а также несут постоянные расходы по оплате электроэнергии и отопления, что подтверждается соответствующими квитанциями (л.д. 101-103).
Суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», деятельность органов муниципального образования должна осуществляться, в том числе и исходя из интересов населения.
Принимая во внимание все изложенное, суд полагает, что в рассматриваемом случае неисполнение администрацией Ялуторовского района Тюменской области обязанности, возложенной на нее законом, в частности по принятию дома, по поводу которого возник спор, в муниципальную собственность, нарушают права граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не принимались меры по принятию жилого помещения по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность, доказательств иного ответчиком суду не представлено.
Кроме того, истец Елесина А.А. обращалась к ответчику Администрации Ялуторовского района Тюменской области с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения, однако 18.10.2023 г. ей было отказано, так как спорное жилое помещение не является муниципальной собственностью Ялуторовского района. Также разъяснено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляется в порядке очередности малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещения (л.д.13).
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования о возложении обязанности на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области принять в муниципальную собственность жилой дом, общей площадью 49 кв.м, расположенный по адресу: Тюменская <адрес>, подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о признании за ними права пользования жилым помещением (квартирой) и заключении договора социального найма, суд исходит из следующего:
В силу ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), введенного в действие с 01 марта 2005 года, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (после 01.03.2005).
Таким образом, при разрешении спора и установлении прав истца на спорное жилое помещение подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР, регламентировавшие порядок предоставления жилых помещений.
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР, основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Статьей 47 указанного Кодекса было предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов гражданину выдавался ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (часть 1). Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (часть 2).
Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Учитывая обстоятельства дела, представленные доказательства, наличие регистрации истца по месту жительства (прописки) в спорном жилом помещении, а также то, что в течение длительного времени истец проживает в дома, содержит его, суд приходит к выводу, что у Елесиной А.А. и её дочери ФИО2 возникло право пользования спорным жилым домом, на условиях социального найма, ответчик не оспаривал законность вселения и проживания в жилом помещении истца и её членов семьи.
Кроме того, истец была вселена в дом в качестве члена семьи Елесина А.Д., которому на основании ордера был предоставлен спорный жилой дом.
При таких обстоятельствах, требования Елесиной А.А. о признании за ними права пользования жилым помещением и заключении с ней договора социального найма, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Елесиной Анджелики Анатольевны действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 в лице представителя по доверенности Кирсаненко Елены Анатольевны к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о возложении обязанности принятия квартиры в муниципальную собственность, признании права пользования жилым помещением, заключении социального найма на жилое помещение – удовлетворить в полном объёме.
Обязать Администрацию Ялуторовского района Тюменской области ИНН 7207007534 принять в муниципальную собственность жилой дом, общей площадью 49 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская область, Ялуторовский район, с. Зиново, ул. Советская, д.5.
Признать за Елесиной Анджеликой Анатольевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> (паспорт серии №, выдан УМВД России по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ.), ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. рождения, уроженкой <адрес> (паспорт серии №, выдан УМВД России по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ.) право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.
Возложить на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области ИНН 7207007534 обязанность заключить с Елесиной Анджеликой Анатольевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> (паспорт серии №, выдан УМВД России по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ.), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, уроженкой <адрес> (паспорт серии №, выдан УМВД России по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ.) договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Тюменская область, Ялуторовский район, с. Зиново, ул. Советская, д.5, общей площадью 49 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 13 декабря 2023 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>