Дело № 2- 1089/2020
<...>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2020 года город Брянск
Фокинский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Маковеевой Г.П.,
при секретаре Писаревой Е.А.,
с участием административного истца Петровой Г.И. и ее представителя Петухова С.Н., заинтересованных лиц Гапеевой И.А., Буренкова И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петровой Г.И. к УМВД России по г. Брянску о признании решения об отказе в регистрации незаконным,
установил:
Петрова Г.И. обратилась в суд с административным иском кУМВД России по г. Брянску о признании решения об отказе в регистрации в квартирепо адресу: <адрес>, незаконным.
В обоснование исковых требований Петрова Г.И. указала следующее.
Она и Гапеева И.А. являются долевыми собственниками в размере <...> и <...> доли, соответственно, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В <дата> она обратилась в Управление ФМС по Брянской области с заявлением о регистрации в вышеуказанной квартире своего сына Буренкова И.Б.
ПисьмомУправления ФМС по Брянской области от <дата> № ей отказано в регистрации в принадлежащем ей и Гапеевой И.А. жилом помещении по основанию отсутствия согласия всех совладельцев жилого помещения.
Петрова Г.И. полагает, что данный отказ в регистрации ее сына на спорной жилплощади нарушает ее права, как собственника жилого помещения по владению, пользованию и распоряжению принадлежащей ей и Гапеевой И.А. квартирой.
Со ссылкой на нормы ст. ст. 288, 292 ГК РФ, ст. ст. 30, ч.1 ст. 31 ЖК РФ, Петрова Г.И. просит суд признать решение Управления ФМС по Брянской области от <дата> № об отказе в регистрации в квартире по адресу: <адрес>, незаконным, с возложением обязанности зарегистрировать ее сына Буренкова И.Б. в спорной квартире.
В судебном заседании административный истец Петрова Г.И. и ее представитель Петухов С.Н. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик - УМВД России по г. Брянску, привлеченный судом для участия в деле, не направил в судебное заседание своего представителя, уведомлен надлежаще.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заинтересованное лицо Гапеева И.А., сособственник спорной квартиры, возражала против регистрации в квартире сына истца, указав, что указанная регистрация нарушает ее права, как собственника.
Заинтересованное лицо Буренков И.Б. полагал иск подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что после освобождения из мест лишения свободы не имеет возможности нигде зарегистрироваться.
Выслушав лиц, участвующих в деле и, исследовав материалы дела, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года (ред. от 25.05.2017 года) № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 16 Правил установлено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, а также порядок их взаимодействия с иными органами и лицами при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984.
Согласно п. 48 Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 и документы, предусмотренные п. 49 Административного регламента.
Пунктом 49.4 Административного регламента предусмотрено, что одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет, в частности письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).
Вопрос о наличии такой необходимости должен решаться с учетом положений п. 57.1 Административного регламента, которыми запрещается требовать от гражданина представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Исходя из приведенных положений пунктов 49.4, 57.1 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель должен представлять письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от всех участников долевой собственности только в том случае, если такая необходимость предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в том числе на праве общей долевой собственности, регулируются нормами жилищного и гражданского законодательства о вселении в жилое помещение, о владении и пользовании им, поскольку право быть зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении является производным от права вселиться, владеть и пользоваться этим жилым помещением.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Исходя из правового смысла приведенных норм, для регистрации по месту жительства иных лиц в жилое помещение, находящееся в общей долевой собственности, которая является одной из форм распоряжения объектом недвижимости, необходимо наличие волеизъявления всех сособственников данного объекта на производство указанных действий, выраженное путем их письменного заявления (согласия) на регистрацию.
Как установлено в судебном заседании, спорное жилое помещение, расположенноепо адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности истцу Петровой Г.И. итретьему лицу Гапеевой И.А.
Таким образом, Петрова Г.И. и Гапеева И.А. являются сособственниками квартиры и имеют равные права по пользованию принадлежащим им жилым помещением.
Из материалов дела следует, чтов <дата> Петрова Г.И. обратилась в Управление ФМС по Брянской области с заявлением о регистрации в вышеуказанной квартире своего сына Буренкова И.Б.
Письмом от <дата> № ей отказано в регистрации в принадлежащем ей и Гапеевой И.А. жилом помещении по основанию отсутствия согласия всех совладельцев жилого помещения.
Из объяснений третьего лица Гапеевой И.А. следует, что она категорически возражает против регистрации в принадлежащей ей на праве общей долевой собственности квартире сына Петровой Г.И. – Буренкова И.Б.
Учитывая, что законодатель связывает порядок пользования имуществом, находящимся в долевой собственности, с согласием всех ее участников, а Гапеева И.А. возражает против использования спорного имущества путем регистрации в квартире Буренкова И.Б., суд приходит к выводу, чтоУправление ФМС по Брянской области правомерно отказалоадминистративному истцу Петровой Г.И. в регистрации ее сына в спорной квартире.
Иных доказательств, свидетельствующих об обоснованности требований административного истца, последней не представлено, а судом не добыто.
Доводы административного истца о том, что Буренков И.Б. является ее сыном, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласие всех собственников квартиры на регистрацию Буренкова И.Б. не получено, в связи с чем правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Таким образом, обжалуемое решение, отраженное в письме от <дата> № об отказе в регистрации сына административного истца в жилом помещении по адресу: <адрес>, соответствуют требованиям действующего законодательства, в рамках полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Кроме того, в силу ч.1 ст. 219 КАС РФесли настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что обжалуемое решение получено административным истцом в <дата>, а в суд с иском Петрова Г.И. обратилась в <дата>, административным истцом пропущен 3-месячный срок на подачу административного иска в суд, что так же является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178 Кодекса об административном судопроизводстве, суд
решил:
Административное исковое заявление Петровой Г.И. к УМВД России по г. Брянску о признании решения об отказе в регистрации незаконным – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.П.Маковеева