29RS0024-01-2022-000079-95
Дело № 2-631/2022
29 апреля 2022 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Беляевой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Пищухиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Титова Александра Александровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда,
установил:
Титов А.А. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ») о взыскании задолженности по заработной плате в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 с 01.04.2021 по 31.12.2021 в размере 63138,05 рублей, компенсации за сверхурочную работу за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 186755,25 рублей, компенсации за не предоставленный междувахтовый отдых за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 45809 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 11.05.2021 по 29.04.2022 в размере 23773,85 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что на основании трудового договора с 01.01.2018 по настоящее время работает в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) ЖКС № 3 вахтовым методом на производственном участке № 3/2 (архипелаг Новая Земля). За работу в районах Крайнего Севера ему установлен районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка в размере 100%. Надбавка за выслугу лет – 20%, надбавка за работу во вредных условиях труда в размере 8%. С 01.06.2019 работает в должности начальника электростанции дизельной электростанции № 2 п. Белушья Губа ЖКС № 3. Основной трудовой функцией является обслуживание и эксплуатация оборудования, организация бесперебойной и безаварийной работы дизельной электростанции № 2 п. Белушья Губа в рамках должностной инструкции начальника электростанции. В пункте 6.7 трудового договора указано, что истцу предоставляются льготы и выплачиваются компенсации на условиях, в порядке и размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами РФ, локальными нормативными актами работодателя. С 01.10.2020 в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ. В приложении № 1 Приказа № 545 в таблице 35 начальнику электростанции при суммарной мощности электростанции 4 000 кВт и более предусмотрен должностной оклад в размере 10 080 рублей. Решением Соломбальского районного суда г.Архангельска по делу № 2-1167/2020 от 29.09.2020 установлено, что с учетом индексации окладов, произведенной ответчиком 01.10.2020 размер оклада истца составляет 10383 рублей. Между тем, из расчетных листков за 2021 год видно, что должностной оклад истца составлял 9 600 рублей, в связи с чем возникла задолженность в размере 63138,05 рублей. Истцу установлен суммированный учет рабочего времени с 01.01.2021 по 31.12.2021. количество часов сверхурочной работы в 2021 году составило 1617 часов, однако оплата в полном объеме произведена не была в связи с чем возникла задолженность за сверхурочную работу за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 186755,25 рублей. Также по мнению истца ответчик не предоставил ему в 2021 году междувахтовый отдых в размере 475 часов в связи с чем образовалась задолженность в размере 45809 рублей. В результате того, что у ответчика имеется задолженность во заработной плате просил взыскать компенсацию за задержку выплаты заработной платы и компенсацию морального вреда.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил. Представил возражения на исковое заявление, не оспаривал, что оклад истца с 01.10.2020 должен составлять 10383 рубля, однако указал, что недоплата по заработной плате составила 24954 рублей, задолженность по оплате сверхурочных работ составила 55907 рублей. В удовлетворении требований о взыскании задолженности за междувахтовый отдых просил отказать. Представил расчет компенсации за несвоевременно выплаченную заработную плату.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством работы.
Согласно статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовым договором, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм права следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В силу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 названной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082 (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции (подпункт 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министр обороны Российской Федерации издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти и (или) Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» - дает указания, организует и проверяет их исполнение (подпункт 7 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 утверждено положение «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
В силу пункта 2 указанного Приказа статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации, командующим войсками военных округов, Северным флотом, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, руководителям организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя, обеспечить с 01.10.2019 выплату должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в размерах, установленных приложением № 1 к настоящему приказу.
В приложении № 1 Приказа № 545 в таблице 35 начальнику электростанции при суммарной мощности электростанции 4 000 кВт и более предусмотрен должностной оклад в размере 10080 рублей с 01.10.2019, с 01.10.2020 - 10383 рублей.
Титов А.А. с 01.01.2018 работает в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО г.Москва) ЖКС № 3 вахтовым методом на производственном участке № 3/2 в (архипелаг Новая Земля) (трудовой договор № 396 от 29.12.2017 года)
Согласно дополнительному соглашению от 01.06.2019 к трудовому договору № 396н от 29.12.2019 Титов А.А. принимается на работу в должности «Начальника электростанции», дизельной электростанции № 2 п. Белушья Губа, ЖКС №3.
Из положения о дизельной электростанции № 2 п. Белушья Губа, ЖКС №3 (архипелаг Новая Земля), филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) следует, что номинальная мощность ДЭС № 2 составляет 9 800 кВт (п. 1.5 положения).
Из расчетных листов следует, что оклад Титова А.А. являющегося начальником электростанции дизельной электростанции № 2 п. Белушья Губа, ЖКС №3 (архипелаг Новая Земля), филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) за период с апреля по декабрь 2021 года составлял 9 600 рублей.
При указанных обстоятельствах оклад Титова А.А. не соответствовал окладу, установленному Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 в связи с чем исковые требования Титова А.А. о взыскании с ответчика задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.04.2021 по 31.12.2021 подлежат удовлетворению.
Истцом представлен расчет задолженности по заработной плате за спорный период в размере 63138,05 рублей.
Ответчик в отзыве указывает, что размер недоплаты составил 24954 рублей. Расчет не представил.
Суд, оценив представленные расчеты, соглашается с методикой расчета задолженности, представленной истцом, но с учетом следующего.
В соответствии с разделом 6 Положения о стимулирующих выплатах и премиях работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утверждённого Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 09.08.2019 № 1ПР/223, порядок расчета и выплаты ДМС по итогам работы за месяц не зависит от размера оклада, а размер выплаты определяется исключительно при наличии экономии ФОТ. Размер ДМС зависит от экономии фонда оплаты труда и рассчитывается ежемесячно в соответствии с доведенными лимитами денежных средств на оплату труда без учета средств на выплату ЕДВ по каждому структурному подразделению Учреждения (пункт 6.3.1). Превышение установленных лимитов не допускается (пункт 6.3.3.).Таким образом, из расчета необходимо исключить ДМС.
Согласно разделу 8 указанного Положения размер ЕДВ, выплачиваемому работнику Учреждения, не может превышать двух должностных окладов (тарифных ставок) с учетом повышений, установленных ему по занимаемой должности (профессии) на 1 декабря календарного года, за который проводится выплата ЕДВ.
Иные выплаты выплачиваемые истцу: надбавка за вредные условия труда, ежемесячная премия, надбавка за выслугу напрямую зависят от размера оклада. Следовательно, выплата ЕДВ и указанных надбавок в расчете задолженности должна учитываться.
Как указывал в исковом заявлении и пояснил в судебном заседании истец, несмотря на установление Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 оклада в размере 10080 рублей с 01.10.2019, с 01.10.2020 - 10383 рублей, ответчик новый оклад не установил, в связи с чем Титов А.А. был вынужден обращаться в суд за взысканием задолженности по заработной плате. Решением Соломбальского районного суда г.Архангельска по делу № 2-1167/2020 от 29.09.2020 в пользу истца была взыскана задолженность по заработной плате за период с 01.10.2019 по 31.05.2020 в размере 57617,38 рублей, Решением Соломбальского районного суда г.Архангельска по делу № 2-1179/2021 от 20.07.2021 в пользу истца была взыскана задолженность по заработной плате за период с 01.06.2020 по 31.03.2021 в размере 40225,61 рублей.
Согласно статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
При этом в материалы дела ответчик, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, не представил доказательств того, что расчет отпусков (предоставляемых истцу за период с апреля по декабрь 2021 года) был осуществлен из расчета оклада, установленного, в том числе и решениями суда по делам № 2-1167/2020 и 2-1179/2021. Следовательно, и выплата отпускных в расчете задолженности должна учитываться.
Учитывая изложенное, размер задолженности по заработной плате в связи с установлением оклада не соответствующего Приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 с 01.04.2021 по 31.12.2021 составляет 59118,23 рублей. В удовлетворении остальной части требований истца надлежит отказать.
Расчёт задолженности следующий. Выплаты истцу производились из расчета оклада 9600, разница в окладах составляет 783 рубля или 7,54%.
В апреле 2021 года истцу начислено 6536,18 рублей, разница составляет 492,82 рубля. В мае истцу начислено 82757,49 рублей, разница составляет 6239,91 рублей. В июне истцу начислено 61943,86 рублей, разница составляет 4670,56 рублей. В июле истцу начислено 101127,92 рублей, при этом была начислена дополнительная стимулирующая выплата в размере 12840 рублей, таким образом, разница составляет 6656,91 рублей. В августе истцу начислено 141201,78 рублей при этом была начислена дополнительная стимулирующая выплата в размере 13320 рублей, таким образом, разница составляет 9642,29 рублей. В сентябре истцу начислено 35483,14 рублей при этом была начислена дополнительная стимулирующая выплата в размере 4500 рублей, таким образом, разница составляет 2336,13 рублей. В октябре истцу начислено 78634,15 рублей, разница составляет 5929,01 рублей. В ноябре истцу начислено 88524,95 рублей при этом была начислена дополнительная стимулирующая выплата в размере 9320 рублей, таким образом, разница составляет 5972,05 рублей. В декабре истцу начислено 241165,23 рублей при этом была начислена дополнительная стимулирующая выплата в размере 13333 рублей, таким образом, разница составляет 17178,55 рублей.
Разрешая требование истца о взыскании компенсации за сверхурочную работу за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 186755,25 рублей, суд исходит из следующего.
Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (абзац 1 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Согласно части 2 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
Частью 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации установлена повышенная оплата сверхурочной работы (за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере). Положением данной нормы также предусмотрено, что конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (действующим с 01.10.2019) утверждены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации соответственно.
Пунктом 2 Условий установлено, что в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822 выплаты компенсационного характера устанавливаются, в том числе при выполнении сверхурочной работы.
Согласно пункту 5.3.3.2 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, являющегося приложением к приказу начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 09.08.2019 № 1ПР/223 (далее – Положение об оплате труда), учреждение по истечении учетного периода оплачивает работникам сверхурочную работу за первые два часа работы – в полуторном размере (доплачивается 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час), за последующие часы работы – в двойном размере (доплачивается 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час).
С 01.10.2019 система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 09.08.2019 № 1ПР/223 утверждено Положение о стимулирующих выплатах и премиях работникам, согласно пункту 4.2 которого, гражданскому персоналу учреждения устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам.
Согласно пункту 5.1 указанного Положения, работникам учреждения выплачивается премия по результатам работы за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за месяц (ежемесячная премия).
Размер ежемесячной премии не может превышать 25% от установленного размера оклада (тарифной ставки) (пункт 5.3).
Помимо указанного, пунктом. 5.8.3.1 Положения об оплате труда, работнику учреждения устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставке заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года – 5 %, свыше 2 лет – 10 %, свыше 3 лет – 15 %, свыше 5 лет – 20%, свыше 10 лет – 30 %.
Положение о стимулирующих выплатах и премиях работникам не содержит данных о том, что ежемесячная премия выплачивается из фонда экономии оплаты труда, напротив, данные сведения указаны в отношении дополнительного материального стимулирования (разд. 6).
С 01.09.2020 действует Положение об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденное Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30.06.2020 № 1ПР/125.
Согласно п.5.7.1. указанного Положения работнику, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда второй степени – на 8 %. Стороны не оспаривали, что истцу установлена надбавка за вредность именно 8%. Согласно представленным расчетным листкам истцу выплачивается надбавка за вредные условия труда в размере 8%, что не оспаривается ответчиком.
Также с 01.09.2020 действует Положение о стимулирующих выплатах и премиях работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденное Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30.06.2020 № 1ПР/123.
Согласно пунктам 5.1., 5.3. указанного Положения, работникам учреждения выплачивается премия по результатам работы за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за месяц (ежемесячная премия).
Размер ежемесячной премии не может превышать 25% от установленного размера оклада (тарифной ставки).
Помимо указанного, пунктом. 4.1. указанного Положения о стимулирующих выплатах и премиях работникам ФГБУ «ЦЖКУ» гражданскому персоналу учреждения устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставке заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года – 5 %, свыше 2 лет – 10 %, свыше 3 лет – 15 %, свыше 5 лет – 20%, свыше 10 лет – 30 %.
При этом в силу пункта 6 Приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приложением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений.
Как установлено судом, должностной оклад истца в спорный период должен был составлять 10383 (с 01.20.2020) рублей.
В соответствии с пунктами 6.2, 6.3 трудового договора за работу в районах Крайнего Севера работнику устанавливается районный коэффициент к заработной плате в размере 2,0, процентная надбавка к заработной плате в размере 100%.
Суд, проверив расчет задолженности за сверхурочную работу истца и ответчика, не принимает их как не соответствующие ни нормам трудового законодательства – Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922, ни Положению о вахтовом методе организации работ, действующему у ответчика, которыми предусмотрено, что среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем деления годовой нормы рабочего времени (а не индивидуальной) в часах на 12. Кроме того, ответчик при расчете размера недополученной ежемесячной премии не учитывает, что оклад истца с учетом вредности в силу указанных выше норм образует новый оклад, на который и подлежит начислению премия.
Не может быть признан правильным и расчет истца, поскольку он вопреки законодательству, при расчете средней стоимости часа также применяет индивидуальную норму часов, а не норму годовую рабочего времени, а кроме того, в расчет стоимости часа включает абсолютно все выплаты, произведенные работодателем в каждом месяце 2021 года, в том числе не входящие в систему оплаты труда.
Принимая во внимание, что истцу производилась выплата надбавки за выслугу лет к должностному окладу в размере 20%, данная надбавка является гарантированным элементом системы оплаты труда и не зависит от выполнения работником каких-либо условий, также ежемесячно истцу выплачивалась премия разовая в размере 25 %, расчет компенсации за переработку по итогам работы за год, на протяжении которого истцу ежемесячно начислялась надбавка за выслугу лет и ежемесячная премия, необходимо осуществлять с учетом нового оклада (оклад с учетом вредности) и начисленных на него надбавки за выслугу лет и ежемесячной премии. При этом следует учесть, что указанные стимулирующие выплаты входят в систему оплаты труда и не могут не учитываться при компенсации часов переработки, поскольку из части 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве общего правила оплату за сверхурочную работу за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзац 2 части 2 статьи 22 и статьей 132 и 149 Трудового кодекса Российской Федерации однозначно следует, что сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в пределах нормы рабочего времени. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору.
С учетом изложенных выше обстоятельств дела, норм материального права, локальных нормативных актов ответчика, среднемесячное количество рабочих часов в 2021 году составит 164,33 часа (исходя из расчета 1972 часов (годовая норма рабочего времени в 202 году) / 12 месяцев).
При расчете стоимости часа следует исходить из оклада истца (10383 рублей) с учетом надбавки за вредные условия труда (оклад составит 11213,64 рублей (10383х8%)), ежемесячной премии (25%) (11213,64*25% = 2803,41 рублей) и надбавки за выслугу лет (20 %) (11213,64*20% =2242,73 рублей).
Фактически в 2021 году истец отработал 1617 часов.
При этом суд соглашается с расчетом индивидуальной нормы рабочего времени, произведенной ответчиком и не соглашается с расчетом индивидуальной нормы, рассчитанной истцом, поскольку истец находился в отпусках (очередной, учебный, без сохранения заработной платы) 82 рабочих дня или 656 часов (82*8), в том числе в январе – 9 дней, в феврале – 5 дней, в марте - 5 дней, в апреле – 12 дней, в мае – 15 дней, в июне – 18 дней, в октябре - 15 дней, в ноябре – 3 дня.
Следовательно, индивидуальная норма рабочего времени истца в 2021 году составила 1316 часов (1972-656), а количество часов сверхурочной работы составило 301 час (1617-1316).
При этом суд отмечает, что истцу было оплачено 15 часов (4 в марте и 11 в феврале), а не 22, как указывает ответчик.
Таким образом, для расчета неоплаченной сверхурочной работы учитывается 286 часов (301-15).
Соответственно расчет сверхурочной работы следующий: 16259,75 (11213,61+2803,41+2242,73)/164,33 = 98,95 рублей (стоимость часа); размер оплаты первых двух часов переработки составит 98,95 рублей (98,95 х 0,5 х 2) + размер оплаты остальных 284 часов составит 28101,8 рублей (98,95 х 284); с учетом районного коэффициента и процентной надбавки 84602,25 рублей (28200,75 (28101,80+98,95)*100%*100%).
Учитывая изложенное, размер подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца доплаты за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 с учетом 286 часов переработки и районного коэффициента и процентной надбавки составит 84602,25 рублей.
Рассматривая требование о взыскании задолженности за междувахтовый отдых, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 297 Трудового кодекса Российской Федерации вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
В силу части 1 статьи 300 Трудового кодекса Российской Федерации при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более, чем за один год.
Согласно статье 301 Трудового кодекса Российской Федерации, рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до введения его в действие.
В указанном графике предусматривается время, необходимое для доставки работников на вахту и обратно. Дни нахождения в пути к месту работы и обратно в рабочее время не включаются и могут приходиться на дни междувахтового отдыха.
Каждый день отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте (день междувахтового отдыха) оплачивается в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки (части оклада (должностного оклада) за день работы), если более высокая оплата не установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Часы переработки рабочего времени в пределах графика работы на вахте, не кратные целому рабочему дню, могут накапливаться в течение календарного года и суммироваться до целых рабочих дней с последующим предоставлением дополнительных дней междувахтового отдыха.
Междувахтовый отдых не назван в числе видов времени отдыха, закрепленных в статье 107 Трудового кодекса Российской Федерации, и как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 № 261-О, он (междувахтовый отдых) фактически представляет собой суммированное время ежедневного и еженедельного отдыха (не использованного и накопленного в период вахты), которое в силу специфики данного вида работы предоставляется после периода вахты. Определяя вахтовый метод как особый режим рабочего времени, обусловленный тем, что ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания не может быть обеспечено, законодатель установил, что работа организуется по специальному режиму труда, как правило, при суммированном учете рабочего времени, а междувахтовый отдых предоставляется в местах постоянного жительства. При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год. Учетный период охватывает как все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, так и время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени, включая междувахтовый отдых, общая же продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.
Режим труда и отдыха при вахтовом методе организации работ утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82 «Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ». Согласно данному постановлению, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников с учетом обеденных перерывов может быть уменьшена до 12 часов. Недоиспользованные в этом случае часы ежедневного (междусменного) отдыха, а также дни еженедельного отдыха суммируются и предоставляются в виде дополнительных свободных от работы дней (дни междувахтового отдыха) в течение учетного периода. Число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Дни еженедельного отдыха могут приходиться на любые дни недели (пункт 4.3).
Дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени в учетном периоде в пределах графика работы на вахте оплачиваются в размере тарифной ставки, оклада (без применения районных коэффициентов, коэффициентов за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, а также надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255), получаемых работниками ко дню наступления отдыха (отгула), из расчета за 8-рабочий день.
Часы переработки рабочего времени, некратные целым рабочим дням, могут накапливаться в течение календарного года до целых рабочих дней с последующим предоставлением оплачиваемых дней междувахтового отдыха. В случае увольнения работника или истечения календарного года указанные часы оплачиваются из расчета тарифной ставки (оклада) (пункт 5.6).
Таким образом, работа вахтовым методом имеет свои особенности применительно к норме рабочего времени работников, работающих данным методом, и в периоды времени, не равные учетному периоду, может превышать нормальную продолжительность рабочего времени, установленную производственным календарем, с тем условием, что общая продолжительность рабочего времени за учетный период не превышает нормальную продолжительность рабочего времени, установленную законодательством. Междувахтовый отдых – это дополнительные дни отдыха за переработку рабочего времени в пределах графика работы на вахте, предоставляемые в рамках учетного периода. Такой вид отдыха – одна из особенностей правового регулирования труда при вахтовом методе работы, его специфика состоит в том, что он предоставляется за переработанное рабочее время согласно графику работы на вахте в каждом периоде суммированного учета. Компенсации днями междувахтового отдыха подлежат только часы переработки в пределах графика работы на вахте. Такой отдых должен предоставляться в рамках учетного периода. Оплата дней междувахтового отдыха в размере тарифной ставки производится лишь в том случае, если эти дни предоставляются в виде компенсации за переработку в рамках учетного периода, согласно графику работы на вахте, составленному в соответствии с законодательством. Компенсация за не предоставленные фактически дни междувахтового отдыха законом не предусмотрена.
Если переработка произошла сверх рабочего времени, предусмотренного графиком, то она будет являться сверхурочной работой, в частности таковой является переработка рабочего времени, связанная с увеличением продолжительности вахты, превышающая норму рабочего времени, установленную на учетный период, которая оплачивается как сверхурочные работы в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2020 № 601 «Об утверждении временных правил работы вахтовым методом»).
Как следует из материалов дела, пункта 3 приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.11.2020 №111-к «Об организации работы вахтовым методом в жилищно-коммунальной службе № 3 (архипелаг Новая Земля) на объектах электросетевого хозяйства (ЭСУ) на период 2021 год» учет рабочего времени суммированный, продолжительность учетного периода – один год.
Норма рабочего времени исчисляется по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями при 40-часовой рабочей неделе.
При суммированном учете норма рабочего времени определяется только по итогам учетного периода.
В соответствии с пунктом 6 приказа 11.11.2020 №111-к для персонала, работающего вахтовым методом, определён сменный режим работы (I и II смена), включая работу в выходные и праздничные дни, с продолжительностью рабочей смены 11 часов, 6 рабочих дней, 1 выходной.
Согласно пункту 5.1 Положения о вахтовом методе организации работ в федеральном государственном бюджетном учреждении «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации», утвержденного Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ 11.05.2017 № 52, учетный период составляет 1 год (далее - Положение о вахтовом методе).
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о вахтовом методе междусменный отдых (междувахтовый отдых) – период времени между окончанием очередной вахты работника учреждения и началом следующей за ней вахты работника учреждения.
Согласно пункту 5.3 Положения о вахтовом методе, рабочее время и время отдыха в рамках учетного периода регламентируется графиком работы на вахте, который утверждается и доводится до сведения работников не позднее, чем за два месяца до введения его в действие. В графиках также предусматриваются дни (часы) необходимые для доставки работников на вахту и обратно.
Время нахождения в пути к месту работы и обратно в норму рабочего времени не включается и приходится на дни междусменного (междувахтового отдыха).
В силу пункта 6.7 Положения о вахтовом методе дни отдыха в связи с работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в учетном периоде в пределах графика работы на вахте оплачиваются в размере тарифной ставки (оклада) без учета применения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, получаемых работником ко дню наступления отдыха, из расчета за 8 часовой рабочий день.
Аналогичные положения указаны и в трудовом договоре, заключенном между истцом и ответчиком.
Таким образом, истцу установлен вахтовый метод работы с суммированным учетным периодом, учетный период 1 год, годовой суммированный учет рабочего времени с 1 января по 31 декабря. Продолжительность вахт и их период определяются на каждый год приказом работодателя. Индивидуальные графики работы, несмотря на прямое указание об этом в Трудовом кодексе Российской Федерации и Положении о вахтовом методе работы, действующем у ответчика, в учреждении в 2021 году не составлялись и не велись.
На 2021 год приказом работодателя № 111-к от 11.11.2020 были определены даты начала и окончания вахт, их продолжительность: с 26.01.2021 по 23.03.2021, с 08.06.2021 по 24.08.2021, с 09.11.2021 по 18.01.2022.
Фактически в 2021 году истец находился на вахте и работал в периоды с 06.02.2021 по 20.03.2021, с 09.07.2021 по 07.09.2021, с 15.11.2021 по 31.12.2021. Продолжительность вахт увеличилась ввиду неприбытия персонала. Из-за увеличения продолжительности вахт истец имел переработку в 2021 году, которая подлежит оплате как сверхурочная работа и взыскана настоящим решением суда.
Таким образом, истцу фактически компенсирована переработка за 2021 год и такое возмещение за сверхурочную работу при суммированном учете рабочего времени является компенсацией в денежной форме отработанных истцом часов за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. В противном случае будет компенсирована та же работа за пределами нормальной продолжительности за тот же период, что трудовым законодательством не допускается. Иными словами, заявляя требования о взыскании компенсации за не предоставленный междувахтовый отдых, истец, по сути, просит произвести оплату тех же часов, оплата которых ему настоящим решением суда компенсирована как сверхурочная работа. При этом такая сверхурочная работа оплачена в повышенном размере в силу норм статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и действующих у работодателя локальных актов настоящим решением.
С учетом изложенного, доводы истца о том, что компенсация дней не предоставленного междувахтового отдыха должна производиться вне зависимости от переработки по итогам учетного периода, при том, что переработка по итогам учетного периода истцу оплачена, несостоятельны.
Кроме того, в учетный период и по окончанию вахт, как и в иные вахтовые циклы, истец за предоставлением дополнительных оплачиваемых дней междувахтового отдыха за 2021 год к работодателю не обращался (доказательств этому не предоставлено), а оплата компенсации за не предоставленные фактически дни междувахтового отдыха не может быть произведена, поскольку это не предусмотрено трудовым законодательством и локальными актами работодателя.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за не предоставленные дни междувахтового отдыха не имеется.
При этом суд обращает внимание на то, что в силу статьей 207 – 209, 226 Налогового кодекса Российской Федерации вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму указанного налога возлагается законом на налогового агента. Суд в отношении истца налоговым агентом не является, в связи с чем взыскивает с ответчика указанную сумму невыплаченной истцу заработной платы без учета последующего удержания с этой суммы налога на доходы физических лиц, которое должен произвести работодатель.
Согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Как следует из пункта 7.1.4 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (Приложение к приказу начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30.06.2020 № 1ПР/125) выплата заработной платы осуществляется 2 раза в месяц: первая половина (расчет за фактически отработанное время в период с 1-го числа по 15-е число месяца включительно) осуществляется 25-го числа расчетного месяца; вторая выплата (расчет за фактически отработанное время в период с 16-го числа по последнее число расчетного месяца включительно) осуществляется 10-го числа следующего месяца.
Истцом заявлена компенсация за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы за период с 11.05.2021 по 29.04.2022 в размере 23773,85 рублей и представлен расчет, который судом проверен. Данный расчет судом не принимается, поскольку он не является арифметически верным.
За задолженность по заработной плате в связи с установлением оклада не соответствующего Приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 составляет 8778,15 рублей. Расчет компенсации следующий:
492,82 |
11.05.2021 |
14.06.2021 |
35 |
5,00 % |
1/150 |
492,82 * 35 * 1/150 * 5% |
5,75 р. |
492,82 |
15.06.2021 |
25.07.2021 |
41 |
5,50 % |
1/150 |
492,82 * 41 * 1/150 * 5.5% |
7,41 р. |
492,82 |
26.07.2021 |
12.09.2021 |
49 |
6,50 % |
1/150 |
492,82 * 49 * 1/150 * 6.5% |
10,46 р. |
492,82 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
1/150 |
492,82 * 42 * 1/150 * 6.75% |
9,31 р. |
492,82 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,50 % |
1/150 |
492,82 * 56 * 1/150 * 7.5% |
13,80 р. |
492,82 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
56 |
8,50 % |
1/150 |
492,82 * 56 * 1/150 * 8.5% |
15,64 р. |
492,82 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
492,82 * 14 * 1/150 * 9.5% |
4,37 р. |
492,82 |
28.02.2022 |
10.04.2022 |
42 |
20,00 % |
1/150 |
492,82 * 42 * 1/150 * 20% |
27,60 р. |
492,82 |
11.04.2022 |
29.04.2022 |
19 |
17,00 % |
1/150 |
492,82 * 19 * 1/150 * 17% |
10,61 р. |
Итого: |
104,95 руб. |
6 239,91 |
11.06.2021 |
14.06.2021 |
4 |
5,00 % |
1/150 |
6 239,91 * 4 * 1/150 * 5% |
8,32 р. |
6 239,91 |
15.06.2021 |
25.07.2021 |
41 |
5,50 % |
1/150 |
6 239,91 * 41 * 1/150 * 5.5% |
93,81 р. |
6 239,91 |
26.07.2021 |
12.09.2021 |
49 |
6,50 % |
1/150 |
6 239,91 * 49 * 1/150 * 6.5% |
132,49 р. |
6 239,91 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
1/150 |
6 239,91 * 42 * 1/150 * 6.75% |
117,93 р. |
6 239,91 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,50 % |
1/150 |
6 239,91 * 56 * 1/150 * 7.5% |
174,72 р. |
6 239,91 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
56 |
8,50 % |
1/150 |
6 239,91 * 56 * 1/150 * 8.5% |
198,01 р. |
6 239,91 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
6 239,91 * 14 * 1/150 * 9.5% |
55,33 р. |
6 239,91 |
28.02.2022 |
10.04.2022 |
42 |
20,00 % |
1/150 |
6 239,91 * 42 * 1/150 * 20% |
349,43 р. |
6 239,91 |
11.04.2022 |
29.04.2022 |
19 |
17,00 % |
1/150 |
6 239,91 * 19 * 1/150 * 17% |
134,37 р. |
Итого: |
1 264,41. |
4 670,56 |
11.07.2021 |
25.07.2021 |
15 |
5,50 % |
1/150 |
4 670,56 * 15 * 1/150 * 5.5% |
25,69 р. |
4 670,56 |
26.07.2021 |
12.09.2021 |
49 |
6,50 % |
1/150 |
4 670,56 * 49 * 1/150 * 6.5% |
99,17 р. |
4 670,56 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
1/150 |
4 670,56 * 42 * 1/150 * 6.75% |
88,27 р. |
4 670,56 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,50 % |
1/150 |
4 670,56 * 56 * 1/150 * 7.5% |
130,78 р. |
4 670,56 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
56 |
8,50 % |
1/150 |
4 670,56 * 56 * 1/150 * 8.5% |
148,21 р. |
4 670,56 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
4 670,56 * 14 * 1/150 * 9.5% |
41,41 р. |
4 670,56 |
28.02.2022 |
10.04.2022 |
42 |
20,00 % |
1/150 |
4 670,56 * 42 * 1/150 * 20% |
261,55 р. |
4 670,56 |
11.04.2022 |
29.04.2022 |
19 |
17,00 % |
1/150 |
4 670,56 * 19 * 1/150 * 17% |
100,57 р. |
Итого: |
895,65 | ||||||
6 656,91 |
11.08.2021 |
12.09.2021 |
33 |
6,50 % |
1/150 |
6 656,91 * 33 * 1/150 * 6.5% |
95,19 р. |
6 656,91 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
1/150 |
6 656,91 * 42 * 1/150 * 6.75% |
125,82 р. |
6 656,91 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,50 % |
1/150 |
6 656,91 * 56 * 1/150 * 7.5% |
186,39 р. |
6 656,91 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
56 |
8,50 % |
1/150 |
6 656,91 * 56 * 1/150 * 8.5% |
211,25 р. |
6 656,91 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
6 656,91 * 14 * 1/150 * 9.5% |
59,02 р. |
6 656,91 |
28.02.2022 |
10.04.2022 |
42 |
20,00 % |
1/150 |
6 656,91 * 42 * 1/150 * 20% |
372,79 р. |
6 656,91 |
11.04.2022 |
29.04.2022 |
19 |
17,00 % |
1/150 |
6 656,91 * 19 * 1/150 * 17% |
143,35 р. |
Итого: |
1 193,81 | ||||||
9 642,29 |
11.09.2021 |
12.09.2021 |
2 |
6,50 % |
1/150 |
9 642,29 * 2 * 1/150 * 6.5% |
8,36 р. |
9 642,29 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
1/150 |
9 642,29 * 42 * 1/150 * 6.75% |
182,24 р. |
9 642,29 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,50 % |
1/150 |
9 642,29 * 56 * 1/150 * 7.5% |
269,98 р. |
9 642,29 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
56 |
8,50 % |
1/150 |
9 642,29 * 56 * 1/150 * 8.5% |
305,98 р. |
9 642,29 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
9 642,29 * 14 * 1/150 * 9.5% |
85,49 р. |
9 642,29 |
28.02.2022 |
10.04.2022 |
42 |
20,00 % |
1/150 |
9 642,29 * 42 * 1/150 * 20% |
539,97 р. |
9 642,29 |
11.04.2022 |
29.04.2022 |
19 |
17,00 % |
1/150 |
9 642,29 * 19 * 1/150 * 17% |
207,63 р. |
Итого: |
1 599,65 руб. | ||||||
2 336,13 |
11.10.2021 |
24.10.2021 |
14 |
6,75 % |
1/150 |
2 336,13 * 14 * 1/150 * 6.75% |
14,72 р. |
2 336,13 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,50 % |
1/150 |
2 336,13 * 56 * 1/150 * 7.5% |
65,41 р. |
2 336,13 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
56 |
8,50 % |
1/150 |
2 336,13 * 56 * 1/150 * 8.5% |
74,13 р. |
2 336,13 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
2 336,13 * 14 * 1/150 * 9.5% |
20,71 р. |
2 336,13 |
28.02.2022 |
10.04.2022 |
42 |
20,00 % |
1/150 |
2 336,13 * 42 * 1/150 * 20% |
130,82 р. |
2 336,13 |
11.04.2022 |
29.04.2022 |
19 |
17,00 % |
1/150 |
2 336,13 * 19 * 1/150 * 17% |
50,30 р. |
Итого: |
356,09 руб. | ||||||
5 929,01 |
11.11.2021 |
19.12.2021 |
39 |
7,50 % |
1/150 |
5 929,01 * 39 * 1/150 * 7.5% |
115,62 р. |
5 929,01 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
56 |
8,50 % |
1/150 |
5 929,01 * 56 * 1/150 * 8.5% |
188,15 р. |
5 929,01 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
5 929,01 * 14 * 1/150 * 9.5% |
52,57 р. |
5 929,01 |
28.02.2022 |
10.04.2022 |
42 |
20,00 % |
1/150 |
5 929,01 * 42 * 1/150 * 20% |
332,02 р. |
5 929,01 |
11.04.2022 |
29.04.2022 |
19 |
17,00 % |
1/150 |
5 929,01 * 19 * 1/150 * 17% |
127,67 р. |
Итого: |
816,03 руб. | ||||||
5 972,05 |
11.12.2021 |
19.12.2021 |
9 |
7,50 % |
1/150 |
5 972,05 * 9 * 1/150 * 7.5% |
26,87 р. |
5 972,05 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
56 |
8,50 % |
1/150 |
5 972,05 * 56 * 1/150 * 8.5% |
189,51 р. |
5 972,05 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
5 972,05 * 14 * 1/150 * 9.5% |
52,95 р. |
5 972,05 |
28.02.2022 |
10.04.2022 |
42 |
20,00 % |
1/150 |
5 972,05 * 42 * 1/150 * 20% |
334,43 р. |
5 972,05 |
11.04.2022 |
29.04.2022 |
19 |
17,00 % |
1/150 |
5 972,05 * 19 * 1/150 * 17% |
128,60 р. |
Итого: |
732,36 руб. | ||||||
17 178,55 |
11.01.2022 |
13.02.2022 |
34 |
8,50 % |
1/150 |
17 178,55 * 34 * 1/150 * 8.5% |
330,97 р. |
17 178,55 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
17 178,55 * 14 * 1/150 * 9.5% |
152,32 р. |
17 178,55 |
28.02.2022 |
10.04.2022 |
42 |
20,00 % |
1/150 |
17 178,55 * 42 * 1/150 * 20% |
962,00 р. |
17 178,55 |
11.04.2022 |
29.04.2022 |
19 |
17,00 % |
1/150 |
17 178,55 * 19 * 1/150 * 17% |
369,91 р. |
Итого: |
1 815,20 руб. |
Факт нарушения сроков выплаты заработной платы за сверхурочную работу установлен, что является основанием для взыскания компенсации за задержку этой выплаты.
Вместе с тем, компенсация за несвоевременную выплату сверхурочной работы подлежит начислению не с 31.12.2021, как просит истец, а с 14.01.2021, поскольку оплата сверхурочной работы по итогам 2021 года, при том, что в силу действующих локальных актов у ответчика переработка при суммированном учете определяется только по итогам учетного периода, в части оплаты сверхурочной работы по итогам учетного периода локальные акты каких-либо отдельных сроков не устанавливают, определяют лишь общие сроки выплаты ежемесячной заработной платы (пункт 7.1.4 Положения об оплате труда, действующего у ответчика), а при не установлении таких сроков в силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации она подлежит выплате не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена, нарушением срока оплаты сверхурочной работы по итогам 2021 года. Поскольку 15 января 2021 года – суббота, то последний день для выплаты 14.01.2021, иного не установлено в локальных актах ответчика.
84 602,25 |
15.01.2022 |
13.02.2022 |
30 |
8,50 % |
1/150 |
84 602,25 * 30 * 1/150 * 8.5% |
1438,24 р. |
84 602,25 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
84 602,25 * 14 * 1/150 * 9.5% |
750,14 р. |
84 602,25 |
28.02.2022 |
10.04.2022 |
42 |
20,00 % |
1/150 |
84 602,25 * 42 * 1/150 * 20% |
4 737,73 р. |
84 602,25 |
11.04.2022 |
29.04.2022 |
19 |
17,00 % |
1/150 |
84 602,25 * 19 * 1/150 * 17% |
1 821,77 р. |
Таким образом, размер компенсации за невыплату сверхурочной работы составляет 8747,88 рублей.
Общий размер компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы составляет 17526,03 рублей.
Титовым А.А. заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Из положений части 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что во всех случаях причинения работнику морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя ему возмещается денежная компенсация морального вреда. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В результате нарушения трудовых прав истца на получение в установленные сроки полной заработной платы безусловно был причинен моральный вред, который подлежит возмещению работодателем.
Учитывая обстоятельства дела, характер и длительность нарушения прав истца, неоднократность обращения в суд истца за получением заработной платы, установленной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, суд определяет размер денежной компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Ответчик входит в систему Вооруженных Сил Российской Федерации и находятся в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, в связи с этим освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Титова Александра Александровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Титова Александра Александровича задолженность по заработной плате в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 с 01.04.2021 по 31.12.2021 в размере 59118,23 рублей, компенсации за сверхурочную работу за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 84602,25 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 11.05.2021 по 29.04.2022 в размере 17526,03 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, всего ко взысканию 166246,51 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Титова Александра Александровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, задолженности по оплате сверхурочной работы, компенсации за непредставленный междувахтовый отдых, компенсации за задержку выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.С.Беляева
Мотивированное решение составлено 12 мая 2022 года.