...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... 21 декабря 2022 года
Степновский районный суд ... в составе:
председательствующего судьи Рябухина С.Н.,
при секретаре судебного заседания Корнеевой В.М.,
с участием представителя истца – помощника прокурора ... Миранова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Степновского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Ольгинскому территориальному отделу администрации Степновского муниципального округа ... об обязании устранения выявленных нарушений,
установил:
прокурор ... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Ольгинскому территориальному отделу администрации Степновского муниципального округа ... об обязании устранения выявленных нарушений, в котором просит обязать Ольгинский территориальный отдел администрации Степновского муниципального округа ... не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства об охране прав инвалидов, а именно приобрести и установить перед входом в здание информационную мнемосхему (тактильную схему движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом, и текстом, с использованием шрифта Брайля, а также оборудовать пандус для маломобильных групп населения.
Свои доводы мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты инвалидов, в ходе которой установлено, что перед входом в здание Ольгинского территориального отдела администрации Степновского муниципального округа ... для инвалидов по зрению отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля, а также пандус для маломобильных групп населения.
В судебном заседании помощник прокурора ... Миранов Р.Р., заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - Ольгинского территориального отдела администрации Степновского муниципального округа ... в судебное заседание не явилась, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования поддерживает в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора, оценив представленные доказательства и дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от ... № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 181-ФЗ) который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 14 Федерального закона № 181-ФЗ определяет, что государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурнозрелищные и другие учреждения.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от ... № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001») утвержденных приказом Минстроя России от ... .../пр.
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации ..., среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 6.5.3 Свода правил установлено, что технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемы; услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждена об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п.
Пунктом 6.5.9 определено, что Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.
Положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Из приведенных положений законодательства РФ следует, что требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов является императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент обозначенной категорией лиц. Число граждан, испытывающих трудности со зрением, постоянно изменчиво.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.1.1 Свода правил в общественном или здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Согласно пункту 6.1.2 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по ...-....
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты инвалидов, в ходе которой установлено, что перед входом в здание Ольгинского территориального отдела администрации Степновского муниципального округа ... для инвалидов по зрению отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля, а также пандус для маломобильных групп населения.
... в связи с выявленными нарушениями в адрес начальника Ольгинского территориального отдела администрации Степновского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране прав инвалидов.
Согласно информации Ольгинского территориального отдела администрации Степновского муниципального округа ... по состоянию на ... перед входом в здание Ольгинского территориального отдела администрации Степновского муниципального округа отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля.
Таким образом, выявленные нарушения являются недопустимыми поскольку ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, на доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку в учреждении могут пребывать не только дети - инвалиды, но и их родители, законные представители и иные родственники, которые относятся к категории лиц, испытывающие проблемы со зрением (слабовидящие).
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Ольгинскому территориальному отделу администрации Степновского муниципального округа ... об обязании устранения выявленных нарушений, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Ольгинскому территориальному отделу администрации Степновского муниципального округа ... об обязании устранения выявленных нарушений удовлетворить.
Обязать Ольгинский территориальный отдел администрации Степновского муниципального округа ... не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства об охране прав инвалидов, а именно приобрести и установить перед входом в здание информационную мнемосхему (тактильную схему движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом, и текстом, с использованием шрифта Брайля, а также оборудовать пандус для маломобильных групп населения.
Решение может быть обжаловано в ...вой суд в течение календарного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Степновский районный суд.
Мотивированное решение суда в соответствии с ч. 2 ст. 199 ГПК РФ изготовлено в окончательной форме ....
Судья С.Н. Рябухин
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...