Дело № 5-71/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
7 июля 2022 года п. Ибреси
Судья Ибресинского районного суда Чувашской Республики Николаев О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, возбужденное по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
9 мая 2022 года в 15 часов 15 минут юридическое лицо – казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее – КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, казенное учреждение) нарушило требование по обеспечению безопасности дорожного движения, установленные пунктом 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017), пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» при содержании автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «<данные изъяты>», поскольку допустило ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения на участках указанной автомобильной дороги с <данные изъяты> по <данные изъяты>, где на проезжей части дороги выявлены дефекты, ямы, достигающие размеров: глубина – до <данные изъяты>., ширина – <данные изъяты>., длина – <данные изъяты>. Пользование такими участками автомобильной дороги угрожает безопасности дорожного движения.
Определением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ибресинскому району от 9 мая 2022 года по указанному факту возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено проведение административного расследования.
27 мая 2022 года начальником ОГИБДД ОМВД России по Ибресинскому району в отношении юридического лица – КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением начальника ОГИБДД ОМВД России по Ибресинскому району от 31 мая 2021 года данное дело передано для рассмотрения по подведомственности в Ибресинский районный суд Чувашской Республики.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии Савастьянова Н.Г., своевременно и надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явилась, представила письменное пояснение по делу, в котором указала, что административное наказание не может быть своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Просила снизить размер административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
Начальник ОГИБДД ОМВД России по Ибресинскому району Кондратьев В.А., своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явился.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
Субъективная сторона правонарушения выражается умышленной формой вины.
Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с положениями п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Из материалов дела следует, что 9 мая 2022 года в 15 часов 15 минут юридическое лицо – КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии нарушило требование по обеспечению безопасности дорожного движения, установленные пунктом 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017), пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» при содержании автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «<данные изъяты>», поскольку допустило ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения на участках указанной автомобильной дороги с <данные изъяты> по <данные изъяты>, где на проезжей части дороги выявлены дефекты, ямы, достигающие размеров: глубина – до <данные изъяты>., ширина – <данные изъяты>., длина – <данные изъяты>. Пользование такими участками автомобильной дороги угрожает безопасности дорожного движения.
27 мая 2022 года начальником ОГИБДД ОМВД России по Ибресинскому району в отношении юридического лица – КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии по окончании административного расследования составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения также подтверждаются письменными материалами дела в том числе: протоколом об административном правонарушении от 27 мая 2022 года.
Согласно пунктам 1.1, 1.9 Устава КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии казенное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере дорожного хозяйства.
Казенное учреждение заключает государственные контракты и иные договоры, подлежащие исполнению за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, от имени Чувашской Республики в пределах доведенных Казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Копией свидетельства о государственной регистрации права от 31 октября 2011 года подтверждается – КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии на оперативном управлении имеет автодорогу «<данные изъяты>» (автодорога <данные изъяты>) протяженностью <данные изъяты> м., адрес объекта: <адрес>.
Из протокола осмотра автомобильной дороги, дорожного сооружения, железнодорожного переезда от 18 апреля 2022 года следует, что на автомобильной дороге общего пользования республиканского значения «<данные изъяты>» на <данные изъяты> на проезжей части дороги выявлены дефекты в виде выбоин, просадок, проломов и иные повреждения.
Копией предписания от 4 мая 2022 года №, согласно которому КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии предлагалось в течение 10 суток устранить нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «<данные изъяты>» с <данные изъяты> по <данные изъяты>.
Из протокола осмотра автомобильной дороги, дорожного сооружения, железнодорожного переезда от 9 мая 2022 года следует, что на автомобильной дороге общего пользования республиканского значения «<данные изъяты>» с <данные изъяты> по <данные изъяты> на проезжей части дороги выявлены многочисленные дефекты, ямы, достигающие размеров: глубина – до <данные изъяты>., ширина – <данные изъяты>., длина – <данные изъяты>. Тем самым нарушается п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Копией предписания от 11 мая 2022 года №, согласно которому КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии предлагалось в течение 10 суток устранить нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании вышеуказанного участка автомобильной дороги (указанного в протоколе осмотра автомобильной дороги, дорожного сооружения, железнодорожного переезда от 9 мая 2022 года).
Из материалов дела следует, что 24 декабря 2019 года между КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии и ООО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в <адрес> районах Чувашской Республики в 2020-2022 годах.
Из пункта 1.1 государственного контракта от 24 декабря 2019 года следует, что требования к выполняемому комплексу работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения определяются Техническим заданием (Приложение № 2) и перечнем работ, установленным в Государственных стандартах, Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автодорог общего пользования, Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог общего пользования Чувашской Республики.
В соответствии с п. 9.1 государственного контракта срок начала выполнения работ по содержанию автомобильных дорог – с 1 января 2020 года, срок окончания выполнения работ – 31 декабря 2022 года.
Из пункта 4.1 государственного контракта от 24 декабря 2019 года следует, что заказчик осуществляет контроль за исполнением подрядчиком условий настоящего контракта, включая организацию и проведение контроля качества работ и материалов, соответствием требованиям, установленным в п. 1.1. В установленном порядке заказчик обязан осуществлять ежемесячную приемку выполненных работ и услуг в соответствии с Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автодорог общего пользования, «Руководством по оценке уровня содержания автомобильных дорог общего пользования Чувашской Республики» с оформлением двухсторонних актов, справки о стоимости выполненных работ и затрат, являющихся основанием для проведения взаиморасчетов и оплаты работ. В рамках осуществления подрядчиком банковского сопровождения контракта оплачивать выполненные работы по контракту на отдельный счет, представленный подрядчиком в соответствии с п. 5.43 контракта.
Вышеперечисленные доказательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными.
Все имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о виновности КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии в совершении вмененного правонарушения, отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не противоречат действующему законодательству.
Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений. Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем подлежит привлечению к административной ответственности по частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 года № 4-П Конституционный Суд РФ размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 года № 919-О-О, положения главы 4 «Назначение административного наказания» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлен размер административного штрафа для юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Учитывая вышеизложенное и факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, совершение правонарушения впервые, а также его финансовое положение (является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере дорожного хозяйства, а также принимая во внимание то, что казенное учреждение заключает государственные контракты и иные договоры, подлежащие исполнению за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, от имени Чувашской Республики в пределах доведенных Казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств), имеются основания для снижения назначенного административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ до размера 100 000 рублей, поскольку мера административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференциации ответственности, носит по отношению к казенному учреждению карательный, а не превентивный характер.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать юридическое лицо – казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного наказания в виде административного штрафа снизить до 100 000 (ста тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:
Наименование получателя – УФК по Чувашской Республике (Министерство внутренних дел по Чувашской Республике), КПП 213001001, ИНН 2128015830, код ОКТМО 97613000, номер счета получателя платежа 03100643000000011500 в Отделение - НБ Чувашская Республика Банка России, УФК по Чувашской Республике г. Чебоксары, БИК: 019706900, кор. счет 40102810945370000084, наименование платежа: административный штраф, код бюджетной квалификации: 18811601123010001140, УИН: 18810421220050000680.
Квитанцию об уплате административного штрафа предоставить в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья