Дело № 13а-366/2021 (№ 2а-1408/2019)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2021 года город Архангельск
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Одоевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Корелине М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации муниципального образования «Город Архангельск» об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация муниципального образования (далее – МО) «Город Архангельск» обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, назначенного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Соломбальскому округу города Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП.
В обоснование заявленного требования указано, что основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора послужило неисполнение решения Соломбальского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым административное исковое заявление ФИО3 к Администрации МО «<адрес>» о признании бездействия незаконным удовлетворено. На Администрацию МО «<адрес>» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить деятельность по приведению состояния участка проезжей части дороги по <адрес>, за исключением участка: от перекрестка с <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Вместе с тем у Администрации МО «<адрес>» нет возможности исполнить решение суда по объективным причинам в связи с дефицитом городского бюджета на 2016, 2017, 2018 и 2019 годы. При этом утверждение бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования Архангельской городской думы и требует соблюдения определенной процедуры. Кроме того, учитывая, что исполнительский сбор отнесен к административным платежам и сборам, включается в планируемые доходы федерального бюджета, то его взыскание, пополняя федеральный бюджет, увеличит расходы местного бюджета, еще более ухудшая ситуацию в <адрес>.
Заявитель Администрация МО «<адрес>» надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила.
Заинтересованное лицо ФИО3 надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Заинтересованное лицо УФССП России по АО и НАО надлежащим образом извещено о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило.
По определению суда заявление рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно с ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 настоящего Кодекса.
В силу ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом установлено, что решением Соломбальского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № административное исковое заявление ФИО3 к Администрации МО «<адрес>» о признании бездействия незаконным удовлетворено.
Указанным решением суда на Администрацию МО «<адрес>» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить деятельность по приведению состояния участка проезжей части дороги по <адрес>, за исключением участка: от перекрестка с <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»».
ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника – Администрации МО «<адрес>» возбуждено исполнительное производство №-ИП. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
Согласно ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства №-ИП.
Согласно п. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суду предоставлено право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
В данном случае судом учитывается отсутствие вины должника в неисполнении решения в срок для добровольного исполнения, а также его имущественное положение.
Из материалов дела усматривается, что бюджет муниципального образования «<адрес>» является дефицитным. Дефицит городского бюджета в 2016 году составил 415 034 700 рублей, на 2017 год определен в размере 228 790 000 рублей, на 2018 год – в размере 133 177 300 рублей, на 2019 год – в размере 137 700 000 рублей. Дефицит городского бюджета на 2020 год составит - 236 000 000 рублей.
Суд принимает во внимание и то, что Администрация МО «<адрес>» является органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 17.12.2008 № 807 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Архангельск» в п.4.13.3 установлено, что проект решения о внесении изменений в решение о городском бюджете на текущий финансовый год и плановый период вносится не позднее, чем за 15 дней до начала сессии городской Думы, на рассмотрение которой вносится указанный проект решения.
Порядок и сроки составления проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период определены Положением о составлении проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании ст. 185 Бюджетного кодекса РФ проект решения о местном бюджете вносится в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Городской бюджет на 2020 год был принят и утвержден решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», предусматривающему на исполнение судебных актов по искам к Администрации в общей сумме 6 873 552,8 рублей, в том числе на 2020 год в сумме 3 455 490,5 рублей, на 2021 год в сумме 3 418 062,3 рублей за счет сокращения бюджетных ассигнований по иным статьям расходов.
В соответствии со ст. 169 Бюджетного кодекса РФ проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств, предназначенных для исполнения решения суда, Администрация МО «<адрес>» не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Таким образом, суд полагает, что в данном случае должник принял в установленном законом порядке все зависящие от него меры для исполнения требований исполнительного документа, и вины должника в его неисполнении в установленный судебным приставом-исполнителем срок не имелось.
При этом суд также учитывает, что обеспечение должнику возможности подтвердить наличие у него объективных обстоятельств, находящихся вне его контроля, вызвавших нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению судебного акта, является обязанностью судебного пристава-исполнителя.
Учитывая изложенное, принцип справедливости, соразмерности, социальную направленность деятельности должника, состояние бюджета МО «<адрес>», суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу положений ч. 8 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 198, 199, 358, 363 КАС РФ, суд
определил:
заявление Администрации муниципального образования «<адрес>» об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию муниципального образования «<адрес>» от уплаты исполнительского сбора, назначенного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП.
Определение суда обратить к немедленному исполнению.
На определение может быть подана частная жалоба в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд города Архангельска в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья И.В. Одоева
Мотивированное определение составлено 20.05.2021 (в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36).