Дело № 2-1360/2024 (2-6157/2023)
25RS0001-01-2023-009089-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 мая 2024 года г. Владивосток
Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Корсаковой А.А.
при секретаре Трифановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кошкина А. П. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Приморского края», третьи лица, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство труда и социальной политики Приморского края, Правительство Приморского края, администрация Октябрьского муниципального округа Приморского края, о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края, включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены и нуждаются в выплате на производство капитального ремонта жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Кошкин А.П. обратился в суд с названным исковым заявлением. В обоснование исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежит часть одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором он фактически проживает с женой и совершеннолетним сыном, иного жилья в пользовании семьи не имеется.
Постановлением Губернатора Приморского края от 15.08.2023 № 45-пг на территории Приморского края введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера и определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ, в том числе, Октябрьского муниципального района.
Вышеуказанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Октябрьского муниципального района в результате крупномасштабного наводнения на территории Приморского края.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении материальной выплаты на капитальный ремонт в соответствии с пунктом 3.3 Постановления, а именно, в связи с наличием ? доли в праве собственности на иное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором он не проживает. Кроме того, указанное жилое помещение также пострадало в результате крупномасштабного наводнения на территории Приморского края.
С учетом изложенной в исковом заявлении позиции истец просит признать его пострадавшим в результате ЧС, возникшей в результате проливных дождей на территории Приморского края в августе 2023 года; установить факт повреждения условий жизнедеятельности в жилом помещении по адресу: <адрес>; признать за ним право на получении право на получение выплаты на производство капитального ремонта; включить истца в список нуждающихся в оказании полной материальной помощи в связи с повреждениями, нарушающими условия жизнедеятельности в жилом помещении.
В ходе рассмотрения дела по существу к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительство Приморского края, Министерство труда и социальной политики Приморского края.
Истец Кошкин А.П. на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что в помещении, расположенном в <адрес>, <адрес>, не проживает, оно также находится в зоне подтопления и непригодно для проживания. Полагал, что отказ в предоставлении меры социальной поддержки для производства капитального ремонта незаконный и нарушает его права.
Представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» Сапунцова Г.В. суду пояснила, что полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Дополнительно указала, что отказ в силу положений Постановления Правительства Приморского края № 592-пп «О предоставлении выплат отдельным категориям граждан на осуществление капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края» является законным, поскольку на праве собственности истцу принадлежит два жилых помещения. При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является непригодным для жилья. По сведениям, полученным от администрации <адрес> Приморского края, вышеуказанное жилое помещение не признано в установленном законом порядке не пригодным для проживания. Так же не признано не пригодным для проживания и жилое помещение по адресу: <адрес>., где фактически проживает истец.
Представитель Министерства труда и социальной политики Приморского края для участия в рассмотрении дела не явился, направил в суд письменный отзыв, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель Правительства Приморского края для участия в рассмотрении дела не явился, направил в суд письменные возражения, в которых указал, что в силу положений Постановления Правительства приморского края от 24.08.2023 № 592-пп «О предоставлении выплат отдельным категориям граждан на осуществление капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августа 2023 года на территории Приморского края» у уполномоченного лица отсутствовали основания для произведения выплаты меры социальной поддержки на проведение капитального ремонта жилого помещения. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
От представителя администрации Октябрьского муниципального округа приморского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом мнения участвующих в рассмотрении дела по существу лиц, в соответствии с положениями статей 113-117, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя Сапунцовой Г.В., изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Приморского края от 24.08.2023 № 592-пп «О предоставлении выплат отдельным категориям граждан на осуществление капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края» утвержден в том числе, «Порядок предоставления выплат отдельным категориям граждан на осуществление капитального ремонта жилых помещений...» (Далее – Постановление Правительства ПК № 592-пп, Порядок).
В силу пункта 1.3 Порядка закреплен перечень лиц имеющих и не имеющих право на получение выплат.
В соответствии с названным пунктом Порядка право на получение выплат имеют граждане Российской Федерации, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Приморского края жилым помещениям, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Граждане, указанные в абзаце первом настоящего пункта, являющиеся при введении режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных в установленном действующим законодательством порядке непригодными для проживания до наступления чрезвычайной ситуации, определенной пунктом 1.1 настоящего Порядка, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, не имеют права на предоставление выплат в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно положениям пункта 1.6 Порядка выплата предоставляется однократно и в отношении одного поврежденного жилого помещения:
собственнику поврежденного жилого помещения - в случае если поврежденное жилое помещение принадлежит на праве собственности одному гражданину;
каждому участнику долевой собственности пропорционально его доле в праве долевой собственности - в случае если поврежденное жилое помещение принадлежит гражданам на праве долевой собственности;
каждому участнику совместной собственности в равных долях - в случае если поврежденное жилое помещение принадлежит гражданам на праве совместной собственности.
В силу подпункта «г» пункта 3.3 Порядка основанием для отказа во включении в список является, отсутствие у заявителя права на предоставление выплаты в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (Далее – Постановление Правительства РФ № 47, Положение).
В силу пункта 47 Положения оценку соответствия помещения, требованиям, установленным Положением, проводится комиссией, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления.
В силу названного пункта комиссия может принять в том числе, решение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Уведомление о принятии решения о включении в список с указанием размера выплаты, условий перечисления выплаты или решения об отказе во включении в список с указанием причин отказа направляется заявителю (уполномоченному представителю) способом, указанным в заявлении, структурным подразделением КГКУ не позднее двух рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.10.2019 № 1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями» (Далее – Правила № 1327).
Цели предоставления трансфертов и граждане, в отношении которых реализуются мероприятия Правил № 1327, установлены в пунктах 5, 6 Правил № 1327.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 1327 трансферты предоставляются на цели предоставления выплат гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 6 Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Согласно подпункта «г» пункта 6 Правил № 1327 мероприятия реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона № 68-ФЗ, предусматривающей страхование риска повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Таким образом, в силу указанных положений действующего законодательства, условием предоставления выплаты является наличие в собственности поврежденного жилого помещения и отсутствие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, что подтверждается позицией Минстроя России, изложенной в письме (копия прилагается).
Пунктом 15 Правил к полномочиям высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и условий предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 Правил, на осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Во исполнение вышеназванного федерального законодательства Правительством Приморского края и принято постановление Правительства Приморского края от 24.08.2023 № 592-пп «О предоставлении выплат отдельным категориям граждан на осуществление капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 20233 года на территории Приморского края».
Из материалов дела следует, что уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Кошкину А.П. отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края. Основанием для отказа послужил пункт 3.3 Порядка, а именно, отсутствие у заявителя – на день введения ЧС наличие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания или доли в праве общей долевой собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
На основании Постановления администрации Октябрьского городского округа Приморского края «О введении на территории Октябрьского муниципального района режима чрезвычайной ситуации муниципального характера» на территории Октябрьского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера и установлен местный уровень реагирования, границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах населенных пунктов, в том числе, <адрес>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости у Кошкина А.П. на праве собственности имеется ? доли в праве на жилое помещение, площадью 37,6 кв.м., кадастровый № расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серия №
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Серия № Кошкину А.П. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 58 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись №.
Истцом не представлены документы, подтверждающие признание указанных жилых помещений, имеющихся у истца на праве личной и долевой собственности на дату введения ЧС, не пригодными для проживания.
По заявлению Кошкина А.П. о предоставлении единовременной материальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заключения Комиссии администрации от ДД.ММ.ГГГГ о признании его пострадавшим в результате нарушений условий жизнедеятельности по адресу: <адрес>, назначено и выплачено 10 000 руб., денежные средства поступили на расчетный счет заявителя, в ПАО «Сбербанк».
Кроме того, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о назначении финансовой помощи Кошкину А.П. по заключению Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о частичной утрате имущества в результате чрезвычайной ситуации, было назначении и выплачено 50 000 руб., денежные средства поступили на расчетный счет заявителя, в ПАО «Сбербанк».
Размер выплаченных компенсаций в качестве социальной поддержки граждан истцом не оспаривался в рамках настоящего дела.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходит из совокупности указанных ранее норм действующего законодательства, при буквальном толковании которых установлено, что выплаты предоставляются в отношении одного утраченного жилого помещения или одного поврежденного помещения и только один раз, при этом в отсутствие наличия сведений о добровольном страховании жилого помещения.
Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Доводы истца о том, что фактически он проживает и пользуется только одним жилым помещением, а именно жилым домом по адресу: <адрес>, в результате чего уведомление об отказе в предоставлении выплаты на проведение капитального ремонта, влечет нарушение его прав, не может послужить основанием для удовлетворения исковых требований.
В материалы дела не представлено сведений о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признавалось непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на момент введения ЧС.
В связи с изложенным в ходе рассмотрения дела по существу установлено, что Кошкин А.П. являясь собственником фактически двух жилых домов на праве собственности, которые не признавались непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не может быть в силу положений пункта 1.3 Порядка признан субъектом, наделенным правом на получение выплаты для проведения капитального ремонта.
При этом в ходе рассмотрения дела по существу Кошкин А.П. фактически уточнил исковые требования и просил назначить выплату для производства капитального ремонта поврежденного жилого помещения, поскольку согласно его пояснениям им получена финансовая выплата в размере 50 000 руб. за частичную утрату имущества, а также 10 000 руб. в качестве меры социальной поддержки ввиду нарушения процесса жизнедеятельности.
Таким образом, суд полагает, что решение об отказе в производстве выплаты компенсации на производство капитального ремонта поврежденного жилого помещения принято в строгом соответствии с действующим на период обращения Кошкина А.П. законодательством. Оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░ 2024 ░░░░.