Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1757/2023 ~ М-1335/2023 от 17.03.2023

дело № 2-1757/2023

УИД: 26RS0029-01-2023-002147-22

Решение

Именем Российской Федерации

                        (заочное)

20 апреля 2023 года                             город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи    Приходько О.Н.,

при секретаре            Капесс И.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорске гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска» к Гайворонской Н. Т. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице, -

установил:

Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города-курорта Пятигорска» (далее - ГКУ ЦЗН г. Пятигорска) обратилось в суд с иском к Гайворонской Н.Т. о взыскании незаконного полученного пособия по безработице.

Свои требования истец мотивировал тем, что 12.08.2020 Гайворонская Н.Т. через единый портал государственных услуг и функций «Госуслуги» подала заявление в электронной форме о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. При подаче заявления ответчик указала адрес места жительства: <адрес>. В соответствии с предоставленными данными ответчику присвоен статус безработной и назначено пособие по безработице на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в минимальном размере. Вместе с тем, согласно сведений МВД России через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), установлено, что Гайворонская Н.Т. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.

Достоверность внесенных сведений была подтверждена ответчиком путем проставления соответствующей отметки на Портале. Ответчик также был предупрежден, что в случае предоставления недостоверных сведений Учреждение имеет право взыскать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке. Таким образом, ответчик сообщила недостоверные сведения о месте своего жительства. В результате незаконно получила бюджетные средства в виде пособия по безработице в сумме 64783,53 руб.

Просят взыскать с Гайворонской Н.Т. незаконно полученные денежные средства в размере 64 783,53 руб. в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города-курорта Пятигорска.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Просил иск рассмотреть в его отсутствие, не возражал против вынесения заочного решения.

Ответчик Гайворонская Н.Т. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие не представила, сведений о причинах неявки и об уважительности этих причин суду не направила. Суд, при изложенных обстоятельствах, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с положениями ст.233-237 ГПК РФ, в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства, признавая причины неявки ответчика неуважительными, действия ответчика свидетельствуют фактически о злоупотреблении своими процессуальными правами и намеренным уклонением от урегулирования спора.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том Числе в связи с потерей работы.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).

В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 данного Закона (занятые граждане).

Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).

В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).

Пунктом 4 (1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 года запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.

В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 года осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).

Исходя из п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В силу подп. "д" п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик Гайворонская Н.Т. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Гайворонская Н.Т. в порядке, предусмотренном п. 2 Временных правил, обратилась в ГКУ ЦЗН г.Пятигорска с заявлением, поданным в электронной форме в личном кабинете через единый портал государственных услуг и функций «Госуслуги» о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В данном заявлении в графе "Адрес места жительства (пребывания)" ответчик указал адрес: <адрес> по которому она регистрации не имеет.

Согласно пункта 3 «Временных правил регистрации граждан…» Гайворонская Н.Т. поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения города-курорта Пятигорска с ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, указанных в заявлении ответчика.

Гайворонской Н.Т. назначено пособие по безработице на 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 №988 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 №346» установлено, что «гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными и имеющими детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне – сентябре 2020г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей».

Приказом ГКУ ЦНЗ по городу Пятигорску от 11.11.2020 №316П471/2027 «об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице» пособие Гайворонской Н.Т. начислялось в следующем порядке:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15130 рублей ( максимальный размер пособия 12130 рублей с доплатой на ребенка 3000 рублей); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 75% среднего заработка (18688,33 рубля) с доплатой на детей – 3000 рублей = 15130 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 75% среднего заработка (18688,33 рубля), но не выше максимального размера пособия – 12130 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 60% среднего заработка (18688,33 рубля) - 11213 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 60% среднего заработка (18688,33 рубля), но не выше 5000 рублей.

Решением ГКУ ЦЗН г. Пятигорска №055П491/2127 от 24.02.2021 «О прекращении выплаты пособия и снятии с регистрационного учета» Гайворонская Н.Т. снята с регистрационного учета в качестве безработного, выплата в её пользу пособия по безработице прекращена с 24.02.2021, в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Основанием для принятия Учреждением решения о прекращении выплаты пособия по безработице и снятии ответчика с регистрационного учета послужило указание ответчика в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы не соответствующих действительности сведений о месте своего жительства.

Таким образом, на момент обращения за получением мер государственной поддержки в области содействия занятости Гайворонская Н.Т. сообщила недостоверные данные относительно места жительства, указав в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы адрес, по которому она в установленном порядке не зарегистрирована, а потому ответчик не имела права на постановку на учет в качестве безработного на территории г.Пятигорска и на получение пособия по безработице.

Иных доказательств ответчиком в суд не предоставлено.

В связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гайворонская Н.Т. незаконно получила пособие по безработице в сумме 64 783 рубля 53 копейки.

Судом проверен представленный истцом расчет, он соответствует закону, математически верный. Доказательств возврата ответчиком полученных от истца денежных сумм суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд взыскивает с ответчика в пользу истца незаконно полученные денежные средства в размере 64783 рубля 53 копейки.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, его требования удовлетворены, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину в сумме 2144 рубля с ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст.233-235 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░ 64783,53 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2144 ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                 ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1757/2023 ~ М-1335/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГКУ Центр занятости населения г. Пятигорска
Ответчики
Гайворонская Наталья Тимофеева
Другие
Долбышева Олеся Николаевна
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Приходько О.Н.
Дело на сайте суда
piatigorsky--stv.sudrf.ru
17.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2023Передача материалов судье
23.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее