дело № 12-1146/19
Р Е Ш Е Н И Е
г. Одинцово 05 ноября 2019 года
Судья Одинцовского городского суда Московской области Алдошкина С.В., с участием защитника ТСН «Сосны» Полянской Т.П., рассмотрев жалобу защитника ТСН «Сосны» Полянской Т.П. на постановление по делу об административном правонарушении № от 19.08.2019 года по ст. 8.8 ч. 4 КоАП РФ в отношении ТСН «Сосны»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель ФИО3 № от 19.08.2019 года юридическое лицо – ТСН «Сосны», юридический адрес: Московская область, Одинцовский район, п. Горки-2, территория Знаменское поле, стр. 2, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.8 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ТСН «Сосны» Полянская Т.П., подала жалобу, в которой просила постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отношении ДНТ «Сосны», в то время как на дату составления протокола Товарищество имело наименование ТСН «Сосны; протокол об административном правонарушении подписан не тем должностным лицом, которым он составлен; должностным лицом при привлечения Товарищества к административной ответственности пропущен срок давности; привлечение ТСН «Сосны» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ не отвечает задачам законодательства об административных правонарушениях, а является способом наказать Товарищества за оборудование на земельных участках единственной спортивной площадки в жилом массиве, где расположено более 300 жилых домов; функционирование детской площадки осуществляется в интересах всех жителей Знаменского поля и их несовершеннолетних детей, никому и ничему ущерба не причиняет, негативных последствий для охраняемых законом общественных интересов ее функционирования не несет.
В судебном заседании защитник ТСН «Сосны» Полянская Т.П. настаивала на удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в ней. Дополнительно указала, что исходя из обстоятельств административного правонарушения, изложенных должностным лицом административного органа в постановлении от 19.08.2019 года, ТСН «Сосны» вменяется совершение административного правонарушения в области земельного законодательства, срок давности привлечения к ответственности за совершение которого в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 2 месяца. Органом земельного контроля внеплановая документарная, выездная проверка проведена 25.02.2019 года, постановление о привлечении ТСН «Сосны» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ вынесено 19.08.2019 года, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав защитника юридического лица, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения о проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 18.02.2019 №, органом муниципального земельного контроля 25.02.2019 проведена внеплановая, документарная, выездная проверка в отношении ДТН «Сосны» при использовании земельных участков, расположенных по адресу: АДРЕС с кадастровыми номерами № и № с целью проверки исполнения предписания от 16.11.2018 № с обязательным требованием исполнения в срок до 16.02.2019 устранить выявленное нарушение, и привести земельный участок в состояние пригодное для использования по целевому назначению. Указанные земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование — для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежат на праве собственности ДТН «Сосны». Согласно выданному предписанию, собственнику земельного участка с кадастровыми номерами № и №, было необходимо устранить нарушение в срок не позднее 16.02.2019 нарушение земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, а также привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Требование Предписания ДТН «Сосны» не выполнены в установленный срок. То есть установлено нарушение земельного законодательства, выразившегося в невыполнение или несвоевременном выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодным для использования по целевому назначению.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления 16.07.2019 в отношении ДТН «Сосны» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ. По результатам рассмотрения данного протокола об административном правонарушении 19.08.2019 года заместителем главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель ФИО3 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ТСН «Сосны» с привлечением к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Признавая юридическое лицо виновным в совершении вмененного правонарушения, должностное лицо органа административной юрисдикции исходило из доказанности его вины материалами дела: актом проверки от 27.02.2019 года; протоколом об административном правонарушении от 16.07.2019 года и др. документами.
Между тем, с указанным выводом суд согласиться не может.
В соответствии со ст. 26. 2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Из содержания постановления № от 19.08.2019 года по ст. 8.8 ч. 4 КоАП РФ в отношении ТСН «Сосны» усматривается, что по итогам проверки исполнения Предписания составлен акт проверки от 27.02.2019 года №. Вместе с тем данный Акт в материалах дела отсутствует. Имеется Акт № от 25.03.2019 года. При этом, в материалах дела представлена только его копия.
Также в копиях представлены Акт проверки от 16.11.2018 года, предписания от 25.03.2019 года и 16.11.2018 года.
Законом возможность замены в деле подлинных процессуальных документов их копиями не предусмотрена. Все доказательства, добытые в ходе расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении, должны находиться в материалах дела, и не подлежат изъятию из него.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится также протокол об административном правонарушении.
Согласно ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим,
Вместе с тем протокол № об административном правонарушении был составлен государственным инспектором Московской области по использованию и охране земель ФИО1, а подписан – ФИО2, что является грубым нарушением требований части 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, поскольку обстоятельства правонарушения в нем не описаны, в протоколе об административном правонарушении не указано, в чем именно выразилось невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, какие именно требования были предъявлены должностным лицом при выдаче предписания. Отсутствие в описании события правонарушения этих сведений противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а также нарушает право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности. Указанное нарушение закона лишает суд возможности проверить обоснованность предъявленного обвинения в совершении административного правонарушения.
Учитывая изложенное, протокол об административном правонарушении в отношении ТСН «Сосны», в силу требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, следует признать недопустимым доказательством.
Постановлением от 19.08.2019 г. ТСН «Сосны» привлечено к ответственности по ч.4 ст. 8.8 КоАП РФ.
Диспозицией названной нормы предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Срок давности привлечения ТСН «Сосны» к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления истек.
Согласно ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме, - по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).
Как установлено в судебном заседании, дело об административном правонарушении возбуждено в отношении ТСН «Сосны» по результатам административного обследования объекта земельных отношений, то есть осуществления контрольных мероприятий за соблюдением земельного законодательства.
Противоправность поведения ТСН «Сосны» как она установлена Государственным земельным надзором, заключалась в несоблюдении требований статей 74 и 76 Земельного кодекса РФ, обязывающей собственников и иных лиц привести земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Объективная сторона административного правонарушения, за совершение которого ТСН «Сосны» привлечено к административной ответственности, выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства.
Данное обстоятельство прямо следует из содержания оспариваемого постановления № от 19.08.2019, в котором указано, что оно принято по результатам рассмотрения материалов дела о нарушении земельного законодательства.
Из содержания акта административного обследования от 25.03.2019 г. № также следует, что проводилось административное обследование объекта земельных отношений.
Следовательно, к рассматриваемому случаю применяется предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к ответственности.
Органом земельного контроля внеплановая документарная, выездная проверка проведена 25.02.2019 года, постановление о привлечении ТСН «Сосны» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ вынесено 19.08.2019 года, то есть за пределами двухмесячного срока давности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что должностным лицом не были созданы процессуальные условия для реализации права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а обжалуемое постановление административного органа вынесено с существенным нарушением процессуальных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оспариваемое постановление является незаконным.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая, что срок давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, истек, а вопрос о наличии в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава правонарушения за пределами пресекательного срока обсуждаться не может, производство по делу следует прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель ФИО3по делу об административном правонарушении № от 19.08.2019 года по ст. 8.8 ч. 4 КоАП РФ в отношении ТСН «Сосны» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении ТСН «Сосны» прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его получения либо вручения в Московский областной суд.
Судья подпись С.В. Алдошкина