Дело № 12-69/2023
Р Е Ш Е Н И Е
04 июля 2023 года г. Оханск
Судья Нытвенского районного суда (постоянное судебное присутствие в г.Оханске) Пермского края Волкова Л.В., рассмотрев жалобу должностного лица – начальника Федерального казенного учреждения Колония-поселение № 39 ГУФСИН России по Пермскому краю Репетухи Михаила Васильевича на постановление мирового судьи судебного участка №3 Нытвенского судебного района Пермского края №5-3/2023 от 12 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Нытвенского судебного района Пермского края №5-3/2023 от 12.01.2023 должностное лицо – начальник Федерального казенного учреждения Колония-поселение № 39 ГУФСИН России по Пермскому краю Репетуха М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Из постановления следует, что срок сдачи сведений в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица по форме «сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М с типом дополняющая на ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6) за отчетный период май 2022 года - 15.06.2022, однако страхователем в отношении застрахованных лиц данные сведения в органы пенсионного фонда предоставлены в сентябре.
В жалобе Репетуха М.В. просит об отмене постановления, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку обязанность по своевременному и полному представлению отчетов в пенсионный фонд закреплена за главным бухгалтером учреждения. Кроме того, Репетуха М.В. указал, что им не было получено уведомление о рассмотрении протокола о правонарушении от Пенсионного фонда, что препятствовало возможности направить возражение. Также указывает, что Пенсионным фондом было вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности, в Арбитражный суд Пермского края в отношении ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю направлен иск, принятый к рассмотрению 16.03.2023 (дело №А50-6341/23), решение по делу не принято. В жалобе Репетуха М.В. ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 20.10.2022 №45-П «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами гражданки И.И. Пантелеевой», указывая, что правонарушение является малозначительным, так как негативных последствия для бюджета Отделения фонда и застрахованных лиц не наступило.
Репетуха М.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился. Его представитель Койнова Н.В. просит рассмотреть жалобу без ее участия, на доводах жалобы настаивает.
От ОСФР по Пермскому краю поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, в возражении на жалобу указано, что в рамках производства по делу №5-3/2023 мировым судьей были рассмотрены несколько протоколов об административных правонарушениях, связанных с несвоевременным представлением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период май 2022г. По фактам данных нарушений Отделением были вынесены решения о привлечении ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю к ответственности, предусмотренной ст.17 ФЗ от 01.04.1996 №27 - ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Отделением подано в Арбитражный суд Пермского края заявление о взыскании с ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю финансовых санкций (дело №А50-6341/2023). Суммы финансовых санкций по двум решениям от 15.11.2022 в данное заявление не включены, поскольку решениями Арбитражного суда от 20.01.2023 по делам №А50-29586/2022 и А50-29584/2022 указанные решения Отделения признаны недействительными (л.д.140-156).
С 01.01.2023 государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю реорганизовано в форме присоединения к нему другого юридического лица (других юридических лиц) в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю (ОСФР по Пермскому краю).
Изучив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи 15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Согласно статье 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом. Страхователь имеет право: дополнять и уточнять переданные им в орган Фонда сведения о зарегистрированных (застрахованных) лицах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 указанного Федерального закона страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ № 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно разделу 3 «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм».
Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код «доп» (дополняющая форма).
Код «отм» (отменяющая форма) указывает в приведенном поле при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за отчетный период.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности также предусмотрена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вынося обжалуемое постановление, мировой судья исходил из наличия в действиях Репетухи М.В., являющегося должностным лицом - начальником ФКУ Колония-поселение № 39 ГУФСИН России по Пермскому краю, состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ, поскольку он не обеспечил представление в установленный срок, а именно 15.06.2022, в Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю сведений по форме СЗВ-М с типом дополняющая на ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6 за май 2022 года, необходимых для осуществления контроля. Указанные сведения были представлены в сентябре, чем нарушен пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об обязательном индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
С указанными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В статье 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания. Исходя из содержания данной нормы, при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, определением мирового судьи от 12.01.2023 в одно производство были объединены протоколы об административных правонарушениях №203S20220029170 от 08.11.2022, №203...29090 от 08.11.2022, №203...29174 от 08.11.2022, №205...29418 от 15.11.2022, №203...29634 от 15.11.2022, №203...29168 от 08.11.2022 в отношении должностного лица Репетухи М.В.
Отделением Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю 25.10.2022, 01.11.2022 было вынесено шесть решений о привлечении страхователя ФКУ Колония-поселение №39 ГУФСИН России по Пермскому краю к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решениями Арбитражного суда от 20.01.2023 по делу № А50-29586/2022 и А50-29584/2022 два из указанных решений Отделения признаны недействительными, поскольку неполнота изначально направленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период май 2022 года в отношении застрахованных лиц устранена страхователем путем направления дополняющих сведений в соответствии со ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона № 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен. Положениями статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ такой срок также не установлен.
Данные обстоятельства при рассмотрении дела мировым судьей не были учтены.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №3 Нытвенского судебного района Пермского края от 12.01.2023 о привлечении Репетуху М.В. к административной ответственности по ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Кроме того, два решения Отделения, вынесенные по факту того же нарушения законодательства, по которому составлены два протокола об административном правонарушении, решением Арбитражного суда от 20.01.2023 признаны недействительными. Не могут быть оставлены без внимания акты, которыми арбитражный суд признал исполненной или, напротив, неисполненной определенную обязанность, если за исполнение таковой отвечает должностное лицо организации, привлекаемое к административной ответственности по поводу ее неисполнения. Если во вступившем в законную силу судебном акте действия (бездействие) организации-страхователя, обусловленные действиями (бездействием) ее должностного лица, не получили квалификацию в качестве правонарушения в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете, если опровергнуто наличие оснований для ее привлечения к ответственности за ее действия (бездействие), правоприменительные органы обязаны при наличии на то причин специально обосновать возможность применения данных норм - принимая во внимание указанное обстоятельство - в отношении такого должностного лица (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.10.2022 N 45-П "По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами гражданки И.И. Пантелеевой").
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка №3 Нытвенского судебного района Пермского края №5-3/2023 от 12 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Репетухи Михаила Васильевича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (отсутствие состава административного правонарушения).
Решение вступило в законную силу.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск).
Судья Л.В. Волкова