УИД: 05RS0038-01-2023-008310-11
Дело № 2-7218/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2023 года г. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой А.М.,
при помощнике судьи Алиеве К.М.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца по доверенности ФИО3,
представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Дагестан (далее МВД по РД) по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее МВД по РД) о признании незаконным решения ЦЖБК МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ в части принятия ФИО1 на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из даты вынесения решения, и установлении очередности и права истца на получение ЕСВ с даты подачи заявления и документов, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика внести соответствующие изменения в книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения МВД по РД, в том числе в части даты принятия на учет, путем изменения уникального номера в базе данных,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, действуя по доверенности в интересах ФИО1, обратился с исковым заявлением о признании незаконным решения ЦЖБК МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ в части принятия ФИО1 на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из даты вынесения решения, и установить очередность и права истца на получение ЕСВ с даты подачи заявления и документов, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика внести соответствующие изменения в книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения МВД по РД, в том числе в части даты принятия на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ путем изменения уникального номера в базе данных. В исковом заявлении ответчиком указан МВД по РД. В обоснование искового заявления указано, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в ЦЖБК МВД по РД подал заявление с приложением пакета документов для постановки на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья. На момент подачи заявления общий стаж службы в органах внутренних дел составлял более 13 лет.
Распоряжением ЦЖБК МВД по РД он принят на учет с ДД.ММ.ГГГГ с присвоением уникального номера. С момента подачи документов и до настоящего времени истец больше никаких либо уведомлений или писем от ЦЖБК МВД по РД не получал. В августе 2023 года он через сайт МВД РФ узнал, что принят на учет для получения единовременной выплаты с составом семьи с ДД.ММ.ГГГГ<адрес> суд признать действия МВД по <адрес> по принятию на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Просит установить очередность и право на получение единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения МВД по РД ФИО1, в том числе в части даты принятия его на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ путем изменения уникального номера в базе данных.
В возражениях на исковое заявление ФИО1 представитель МВД по РД по доверенности ФИО4 указывает, что отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закона о социальных гарантиях).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона о социальных гарантиях сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия их на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
В соответствии с пунктом 15 Правил решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения ЕСВ и о снятии их с учета оформляются путем составления комиссией протоколов и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Как следует из пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано: «Дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет)», из которого следует, что датой принятия на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Из положений вышеуказанных нормативных актов следует, что сам по себе факт подачи сотрудником заявления о предоставлении ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения не предусматривает безусловного права на данную выплату.
Указанное право сотрудник приобретает с даты утверждения правового акта (распоряжением) решения принятого комиссией о постановке его на учет для получения ЕСВ.
Соответственно, положения вышеуказанных нормативных актов предусматривают разделения понятия возникновения права на указанные выплаты и понятия определения очередности при постановке на учет.
Истец сделал необоснованный вывод, что действия ответчика по указанию даты постановки его на учет для получения единовременной выплаты ДД.ММ.ГГГГ нарушают его права.
При этом истцом не учтено, что получение ЕСВ с учетом даты подачи заявления прямо предусмотрено законом, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 25 Правил единая очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, формируется согласно дате подачи заявления и году принятия на учет.
Дата подачи истцом заявления о принятии его на учет ДД.ММ.ГГГГ также отражена в выписках из протоколов заседания комиссии по принятии на учет, наряду с датами протокола заседания комиссии о принятии на учет и распоряжения об утверждении решения (прилагаются).
Толкование положений вышеуказанных нормативных актов свидетельствует о правильном их применении МВД по Республике Дагестан, о раздельном определении даты постановки истца на учет для получения ЕСВ и даты подачи им заявлений о предоставлении указанной выплаты, что также соотносится с положениями Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2012 № 207, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Порядок).
Согласно Порядку формирование и ведение электронной базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению к Порядку.
Данный Порядок устанавливает правила формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета.
В соответствии с пунктом 7 Порядка, внесение информации в базу данных осуществляется на основании правовых актов МВД России и органов о принятии или снятии с учета для получения единовременной выплаты, а также решений комиссий по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам об изменении сведений учетных дел в течение пяти рабочих дней с момента их принятия.
Очередность предоставления единовременной выплаты, в том числе и преимущественное право на ее представление, определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления.
День регистрации заявления о предоставлении единовременной выплаты не может быть днем заседания комиссии, так как комиссия заседает каждые два месяца и рассматривает заявления поданные в течении этих двух месяцев.
Также день постановки на учет путем издания правового акта (распоряжения) об утверждении решения комиссии не будет днем регистрации заявления.
В соответствии с приложением к Порядку датой принятия сотрудника на учет считается дата и номер правового акта, утверждающего решение ЦЖБК о принятии на учет.
Таким образом, дата принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты должна быть установлена дата утверждения решения жилищной комиссии о принятии истца на учет.
Кроме того, указывается о пропуске истцом срока обращения в суд.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО3 поддержали заявленные требования и просили удовлетворить их.
Представитель МВД по РД по доверенности ФИО4 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, в том числе с применением срока исковой давности в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 года № 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник органов внутренних дел, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30 декабря 2011 года №1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Решение о принятии сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт «в» пункта 14, пункт 10, пункт 15 Правил) и утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на момент подачи заявления у ФИО1 стаж службы в органах внутренних дел составлял более 10 лет. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в ЦЖБК МВД по РД подал заявление с приложением пакета документов для постановки на учет для получения ЕСВ, для приобретения или строительства жилья. Согласно выписке из протокола № ЦЖБК МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГг. и распоряжения министра ВД по РД № от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 принят на учет для получения ЕСВ с семьей в составе из четырех человек.
Указанные обстоятельства, а также право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья ответчиком не оспариваются. Они подтверждаются также исследованными судом выпиской из протокола ЦЖБК МВД по РД, журналом учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий №, где указана дата приема документов ФИО1 М. ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжением министра ВД РД от ДД.ММ.ГГГГг. об утверждении решения ЦЖБК МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ При этом в решении ЦЖБК МВД по РД не указано, с какого времени ФИО1 принят на учет.
У ответчика не имелось оснований для постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, при том, что заявление о постановке на такой учет с пакетом необходимых документов было подано им ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено на заседании ЦЖБК МВД по РД ДД.ММ.ГГГГ и утверждено министром ВД по РД ДД.ММ.ГГГГ.
Считая дату постановки на учет неправильной, ФИО1 обратился в суд, полагая действия ответчика в части определения даты постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконными.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика ходатайствовал о применении срока исковой давности к заявленным требованиям. При этом ответчиком суду не представлено сведений, когда ФИО1 узнал или должен был узнать о том, что поставлен на учет для получения ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем ФИО1 в исковом заявлении указывает, что о дате постановки на учет ему стало известно в августе месяце 2023 года и с момента подачи документов и до настоящего времени истец больше никаких уведомлений или писем от ЦЖБК МВД по РД не получал. В судебном заседании он подтвердил указанное и утверждал, что узнал о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ в августе месяце, когда зашел на официальный интернет-сайт МВД России и ввел номер СНИЛС для отражения информации о единой очереди на получение ЕСВ.
Как установлено ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 196 этого же кодекса).
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 названного кодекса).
В абзаце втором п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика о пропуске сроков исковой давности истцом несостоятельны.
Согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись, к которому должны быть приложены документы, указанные в названном пункте Правил.
Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности (п.21 Правил).
Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.
Согласно п. 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, единовременная выплата предоставляется сотрудникам (пенсионерам) в порядке очередности принятия их на учет, в том числе и имеющим преимущественное право.
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя.
Согласно п. п. 10 и 14 Правил комиссия создается для рассмотрения заявлений сотрудников, выполняет функции по проверке представленных сведений и принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения ЕСВ.
В соответствии с п. 20 Правил комиссия обязана заносить сведения о сотруднике, принятом на учет для получения ЕСВ, в порядке очерёдности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что реализация права на получение единовременной социальной выплаты носит заявительный характер и правовое значение для определения момента возникновения права имеет дата приема заявления, а потому дата рассмотрения ЦЖБК МВД по РД заявления ФИО1 и утверждения его министром ВД по РД правового значения для определения даты, с которой он подлежит принятию на учет, не имеет.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что в случае, если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии о постановке на учет.
Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречит положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставит в неравное положение сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм указанного выше Федерального закона на момент обращения в Комиссию с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, по сравнению с другими сотрудниками, обладающими таким же правом при аналогичном стаже службы, но обратившихся позднее.
С учетом изложенного, исковые требования ФИО1, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, паспорт серия № номер №, удовлетворить.
Признать действия МВД по Республике Дагестан, ОГРН — №, по принятию на учет ФИО1 для получения единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Установить очередность и право ФИО1 на получение единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МВД по Республике Дагестан внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по РД, в том числе в части даты принятия на учет ФИО1, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, путем изменения уникального номера в базе данных СОМТО ИСОД МВД России.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Советский районный суд гор. Махачкалы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2023г.
Судья А.М. Ибрагимова