Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1/2023 (2-1912/2022;) ~ М-1735/2022 от 03.10.2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

8 февраля 2023 года                            г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:                         Архиповой Е.В.,

при секретаре судебного заседания:                Убушиевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1/2023 по исковому заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, Федеральному агентству лесного хозяйства, ПАО «Нефтяная компания «Роснефть», АО «Газпром-Ноябрьскнефтегаз», ООО «Ноябрьское», ООО «РН-Пурнефтегаз», ООО «Харампурнефтегаз» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов на землях лесного фонда,

установил

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов на землях лесного фонда. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено что на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на землях лесного фонда Ноябрьского лесничества находятся 15 мест несанкционированного размещения, отходов производства и потребления (металлический лом, автомобильные шины, бытовой и, строительный мусор), в частности на лесных участках:

в выделе №96 квартале №198 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества;

в выделе № 41 квартала №602 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,001 га (координатная точки привязки 63°35"28.1 с.ш. 74°14"00,3 в.д.;

в выделах №№164, 213, 315 квартала №54 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,03 га (координатные точки привязки 63°55"43.1 с.ш. 74°56"35. в.д, 63°55"48.8 с.ш. 74°56"29.4 в.д., 63°55"49.0 с.ш. 74°56"27.1 в.д.);

в выделе №2 квартала №258, выделе № 12 квартала № 257, выделе № 66 квартала №218 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,017 га (координатные точки привязки 63°48"24.8 с.ш. 74°28"03.6 в.д. 63°48"28,7 с.ш. 74°26"42.0 в.д., 63°48"28.7 с.ш. 74°26"42.3 в.д. 63°48"05.4 с.ш. 74°40"56.9 в.д,);

в выделе №32 квартале №1137 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества объемом 1 м. куб. (координатная течка привязки 63.36873 с.ш, 75.11588 в.д.);

в выделах №№12, 17, 20, 33 квартала №21 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,01 га (координатные точки привязки 63°13"41.4 с.ш. 075°26"45.7 в.д., 63°13"39.6 с.ш. 075°26"42.6 в.д, 63°13"29.7 с.ш. 075°26"59.1 в.д., 63°13"27.3 с.ш. 075°26"17.2 в.д.);

в выделе №114. квартале №1816 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,001 га (координатная точка привязки 63°12"48.3 с.ш 76°15"19.7 в.д.;

в выделах №№26, 27 квартала № 1656 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,012 га (координатные тачки привязки 63°14"35,1 с.ш. 75°44"29.8 в.д. 63°14"35.7.с.ш. 75°44"29.3 в.д. 63°14"35.6 с.ш. 75°44"28.1 в.д. 63°14"34,7 с.ш, 75°44"27.1 в.д. 63°14"36.1 с.ш. 75°44"50.3 в.д. 63°14"34.3 с.ш, 75°44"34.3 в.д.);

в выделе №61 квартале №70 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0042 га (координатная точка привязки 63°08"43.5 с.ш. 75°23"45.9 в.д.);

в выделе №61 квартале №70 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,025 га (координатная точка привязки 3°08"41.9 с.ш, 75°23"37.4 в.д.);

в выделе №37 квартале №1662 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0015 га (координатная точка привязки 63°14"37.1 с.ш. 75°56"41.5 в.д.);

в выделе №28 квартале №1662 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0025 га (координатная точка привязки 63°14"56.3 с.ш. 75°57"18.9 в.д.);

в выделе №62 квартале №1801 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0005 га (координатная точка привязки 63°12"24.3 с.ш, 075°32"42.2 в.д.)

в выделе №91 квартале №2055 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0015 га (координатная точка привязки 63°10"44.0 с.ш. 075°29"58.5 в.д.)

в выделах №№32, 36 квартала №43 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0046 га (координатные точки привязки 63°10"47.5 с.ш. 075°17"35.4 в.д., 63°10"49.5 с.ш. 075°17"29.5 в.д.).

В исковом заявлении прокурор также указал, что конкретные исполнители работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов не определены, эффективные меры к организации уборки несанкционированных свалок до настоящего времени не приняты, ликвидация запланирована на 2023 год при наличии необходимого финансирования. Согласно сведениям Департамента, лица, в результате действий которых произошло образование несанкционированных свалок, не установлены, при этом все учтенные неликвидированные свалки расположены на землях лесного фонда, не предоставленных в пользование и являются федеральной собственностью. Просил возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность в срок до 19.06.2023 по ликвидации 15 несанкционированных свалок отходов, расположенных на вышеперечисленных лесных участках в составе земель лесного фонда Ноябрьского лесничества.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, ПАО «Нефтяная компания «Роснефть», АО «Газпром-Ноябрьскнефтегаз», ООО «Ноябрьское», ООО «РН-Пурнефтегаз», ООО «Харампурнефтегаз».

В судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представитель истца старший помощник прокурора Дзгоев В.А. на иске настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Департамент) Подьячева С.А., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения на иск, в которых заявленные требования не признала, полагая Департамент ненадлежащим ответчиком по делу, не отрицая фактов наличия на участках лесного фонда несанкционированных свалок, указала, что на основании приказа департамента от 22.05.2018 утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение осмотра в квартале № 198 выделах №71,96 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества, по итогам которого составлен акт от 24.05.2018, согласно которому в квартале № 198 выделе № 96 выявлено загрязнение лесного участка строительными и бытовыми отходами, что также отражено на карте-схеме. По итогам камеральной проверки установлено, что лесные участки предоставлены Публичному акционерному обществу «Нефтяная компания «Роснефть» по договору аренды лесного участка /Л-18 от 24.04.2018. Департаментом произведен расчет ущерба причиненному лесному фонду, материалы осмотра лесного участка были направлены в адрес ОМВД России по Пуровскому району для проведения проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144-145 УПУ РФ, а также для сведения в адрес природоохранного прокурора. 29.06.2018 Департаментом в отношении ООО «РН-Пурнефтегаз» вынесено постановление -Н по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч 1 ст. 8.31 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 руб., а также представление -Н от 29.06.2018 в отношении ООО «РН-Пурнефтегаз» об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Основанием для привлечения ООО «РН-Пурнефтегаз» послужил тот факт, что на лесном участке квартале № 198 выделе № 96 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества выявлено загрязнение лесного участка строительными и бытовыми отходами. При камеральной обработке информации установлено, что данные лесные участки предоставлены ПАО «Роснефть» по договору аренды лесного участка /Л-18 от 24.04.2018 (передан по акту приема-передачи от 17.05.2018) в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых. Также установлено что указанный лесной участок расположен в границах лицензионного участка «Харампурский», лицензия СЛХ 02516 НЭ право пользования которого предоставлено ПАО «НК Роснефть». ООО «РН Пурнефтегаз» на основании договора Д от 13.02.2018 как оператор оказывает ПАО «НК Роснефть» услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных и газоконденсатных месторождений. Между тем, на указанном лесном участке услуги по разработке и эксплуатации месторождений в качестве оператора оказывает ООО «РН Пурнефтегаз» на основании договора от 13 февраля 2018 года.Д. В соответствии с п.п. 3.1, 3.7 указанного договора оператор обязан своими силами обеспечивать выполнение объема услуг, выполнять обязанности по договору в части соблюдения природоохранного законодательства. Оператор несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ за несоблюдение промышленной, пожарной, экологической безопасности и пр. (п. 6.4. договора). Кроме того, лесной участок принят арендатором без замечаний, а доступ на его территорию ограничен, действует пропускной режим. ООО «РН-Пурнефтегаз» было допущено нарушение ст. 60.12 ЛК РФ, пп. 1 п. 14, п. 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (действующих на момент вынесения постановления). Решением Ноябрьского городского суда от 06.08.2018 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «РН-Пурнефтегаз» без удовлетворения. Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.10.2018 решение Ноябрьского городского суда оставлено без изменения жалоба без удовлетворения. Штраф ООО «РН-Пурнефтегаз» оплачен 05.12.2018. На основании приказа департамента от 27.08.2019 утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение планового рейдового осмотра в квартале №1137 выделах № 32, 38 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества, по итогам которого составлен акт от 06.09.2019, согласно которому в квартале № 1137 выделе № 32 выявлено загрязнение лесного участка две кучи асфальтно-гравийной смеси, бетонные плиты, остатки деревянных конструкций, разбросанный мусор, шины, жестяные емкости. Департаментом произведен расчет ущерба, причиненного лесному фонду. По итогам камеральной проверки установлено, что лесной участок расположен в границах Западно-Ноябрьского месторождения нефти, лицензия от 08.09.2017г., право пользования которого принадлежит ООО «Ноябрьское». 18.10.2021 Департаментом в отношении ООО «Ноябрьское» вынесено постановление -Н по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 1 ст. 8.31 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Основанием для привлечения ООО «Ноябрьское» послужил тот факт, что на лесном участке в квартале № 1137 выделе № 32 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества выявлено загрязнение лесного участка строительными и бытовыми отходами. При камеральной обработке информации установлено, что лесной участок расположен в границах Западно-Ноябрьского месторождения нефти, лицензия от 08.09.2017 право пользования которым принадлежит ООО «Ноябрьское». ООО «Ноябрьское» было допущено нарушение ст. 60.12 ЛК РФ, пп. 1 п. 14, п. 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (действующих на момент вынесения постановления). Штраф ООО «Ноябрьское» оплачен 12.11.2019г. Департаментом также проведены осмотры лесных участков: в выделе №41 квартале №602 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделах №№ 164, 213, 315 квартала № 54 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,03 га ; в выделе № 2 квартала № 258, выделе № 12 квартала № 257, выделе № 66 квартала.№ 218 Муравленковского участкового — лесничества Ноябрьского лесничества площадью; в выделах №№ 12, 17, 20, 33 квартала № 21 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 114 квартале № 1816 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества ; в выделах №№ 26, 27 квартала № 1656 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 61 в квартале №70 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе №61 квартале № 70 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 37 квартале № 1662 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 28 квартале №1662 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 62 квартале № 1801 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 91 квартале № 2055 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделах №№ 32, 36 квартала № 43 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества, при осмотрах на данных участках выявлены несанкционированные свалки отходов. Виновные лица в загрязнении земельных участков не установлены. Перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 6 августа 2019 г. № 529 не содержит мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда. Полагала, что данными полномочиями обладает Федеральное агентство лесного хозяйства. Просила в удовлетворении исковых требований к Департаменту отказать. Представитель Департамента Галицкая Т.Б., действующая на основании доверенности, представила дополнения к письменным возражениям, в которых указала, что на АО «Газпромнефть - ННГ», как пользователя недрами на лесном участке в выделе №41 квартале №602 Муравленковского участкового лесничества возложена обязанность соблюдать установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда, что включает в себя и обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия, а также соблюдать указанные Правила безопасности в лесах. В судебном заседании представитель Галицкая Т.Б. иск не признала, доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнениях поддержала.

Представитель ответчика ПАО НК «Роснефть» Керетивчин Г.М., действующий на основании доверенности, представил письменные возражения на иск, в которых исковые требования не признал, полагая общество ненадлежащим ответчиком по делу, указав, что лесной участок в квартале №198 выделе 96    Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества используется ООО «РН-Пурнефтегаз», которое оказывает ПАО НК «Роснефть» операторские услуги и несет ответственность за возникновение на территории лесного участка несанкционированной свалки. с 04.12.2018г. Харампурский лицензионный участок используется ООО «Харампурнефтегаз» на основании лицензии на недропользование.

Представитель ответчика ООО «РН-Пурнефтегаз» Керетивчин Г.М., действующий на основании доверенности, представил письменные возражения на иск, в которых исковые требования не признал, полагая общество ненадлежащим ответчиком по делу, указав, что выявленная на территории лесного участка в квартале №198 выделе 96 несанкционированная свалка была ликвидирована, Харампурский лицензионный участок используется ООО «Харампурнефтегаз» на основании лицензии на недропользование, которому общество услуг не оказывает. Представитель ответчиков ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» и ООО «РН- Пурнефтегаз» Герасимова Е.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях, настаивала на позиции, что ООО «РН-Пурнефтегаз» и ПАО НК «Роснефть» являются ненадлежащими ответчиками по делу, пользование лесным участком не осуществляют, доступа к месту размещения несанкционированной свалки не имеют.

Представитель ответчика АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Смирнов В.М., действующий на основании доверенности, представил письменное возражения на иск, в которых полагал общество ненадлежащим ответчиком по делу, указал, что общество не является пользователем лесного участка в выделе №41 квартала №602, доказательств наличия в действиях общества вины по образованию несанкционированной свалки не представлено. Считал Департамент лицом, ответственным за проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на данном земельном участке.

Ответчики Федеральное агентство лесного хозяйства, АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», ООО «Ноябрьское», ООО «Харампурнефтегаз», будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали, заявлений и ходатайств не представили.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исковое заявление, возражения на иск, приходит к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.

Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (далее ФЗ № 184) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), нормативов накопления твердых коммунальных отходов, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой на основании решения от 12.08.2022г. №182 проведена проверка по информации о нахождении несанкционированных свалок отходов на территории ЯНАО. При проведении данной проверки выявлены нарушения требований норм законодательства в сфере охраны окружающей среды. По требованию прокуратуры Департаментом предоставлен актуальный по состоянию на 01.08.2022г. перечень несанкционированных свалок отходов, расположенных на землях лесного фонда.

Как следует из материалов прокурорской проверки, а также представленных Департаментом актов осмотра лесных участков, с приложенными к ним фототаблицами, картами-схемами, расчетами ущерба, отчетами о результатах патрулирования лесов, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на землях лесного фонда Ноябрьского лесничества установленыя 15 мест несанкционированного размещения, отходов производства и потребления (металлический лом, автомобильные шины, бытовой и, строительный мусор), в частности на лесных участках:

в выделе №96 квартале №198 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества;

в выделе № 41 квартала №602 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,001 га (координатная точки привязки 63°35"28.1 с.ш. 74°14"00,3 в.д.;

в выделах №№164, 213, 315 квартала №54 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,03 га (координатные точки привязки 63°55"43.1 с.ш. 74°56"35. в.д, 63°55"48.8 с.ш. 74°56"29.4 в.д., 63°55"49.0 с.ш. 74°56"27.1 в.д.);

в выделе №2 квартала №258, выделе № 12 квартала № 257, выделе № 66 квартала №218 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,017 га (координатные точки привязки 63°48"24.8 с.ш. 74°28"03.6 в.д. 63°48"28,7 с.ш. 74°26"42.0 в.д., 63°48"28.7 с.ш. 74°26"42.3 в.д. 63°48"05.4 с.ш. 74°40"56.9 в.д,);

в выделе №32 квартале №1137 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества объемом 1 м. куб. (координатная течка привязки 63.36873 с.ш, 75.11588 в.д.);

в выделах №№12, 17, 20, 33 квартала №21 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,01 га (координатные точки привязки 63°13"41.4 с.ш. 075°26"45.7 в.д., 63°13"39.6 с.ш. 075°26"42.6 в.д, 63°13"29.7 с.ш. 075°26"59.1 в.д., 63°13"27.3 с.ш. 075°26"17.2 в.д.);

в выделе №114. квартале №1816 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,001 га (координатная точка привязки 63°12"48.3 с.ш 76°15"19.7 в.д.;

в выделах №№26, 27 квартала № 1656 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,012 га (координатные тачки привязки 63°14"35,1 с.ш. 75°44"29.8 в.д. 63°14"35.7.с.ш. 75°44"29.3 в.д. 63°14"35.6 с.ш. 75°44"28.1 в.д. 63°14"34,7 с.ш, 75°44"27.1 в.д. 63°14"36.1 с.ш. 75°44"50.3 в.д. 63°14"34.3 с.ш, 75°44"34.3 в.д.);

в выделе №61 квартале №70 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0042 га (координатная точка привязки 63°08"43.5 с.ш. 75°23"45.9 в.д.);

в выделе №61 квартале №70 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,025 га (координатная точка привязки 3°08"41.9 с.ш, 75°23"37.4 в.д.);

в выделе №37 квартале №1662 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0015 га (координатная точка привязки 63°14"37.1 с.ш. 75°56"41.5 в.д.);

в выделе №28 квартале №1662 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0025 га (координатная точка привязки 63°14"56.3 с.ш. 75°57"18.9 в.д.);

в выделе №62 квартале №1801 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0005 га (координатная точка привязки 63°12"24.3 с.ш, 075°32"42.2 в.д.)

в выделе №91 квартале №2055 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0015 га (координатная точка привязки 63°10"44.0 с.ш. 075°29"58.5 в.д.)

в выделах №№32, 36 квартала №43 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,0046 га (координатные точки привязки 63°10"47.5 с.ш. 075°17"35.4 в.д., 63°10"49.5 с.ш. 075°17"29.5 в.д.).

Результаты проверки и установленные обстоятельства расположения несанкционированных свалок стороной ответчиков не оспаривались.

В судебном заседании установлено и подтверждается информацией самого ответчика Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО, что на лесных участках, на территории которых были обнаружены несанкционированные свалки отходов, расположенные: в выделе №41 квартале №602 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделах №№ 164, 213, 315 квартала № 54 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,03 га ; в выделе № 2 квартала № 258, выделе № 12 квартала № 257, выделе № 66 квартала.№ 218 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью; в выделах №№ 12, 17, 20, 33 квартала № 21 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 114 квартале № 1816 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделах №№ 26, 27 квартала № 1656 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 61 в квартале №70 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе №61 квартале № 70 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 37 квартале № 1662 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 28 квартале №1662 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 62 квартале № 1801 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 91 квартале № 2055 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделах №№ 32, 36 квартала № 43 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества, относятся к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности и в пользовании каких-либо лиц не находятся. Виновные лица в загрязнении земельных участков не установлены.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона N 7-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ, и ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды, должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, в том числе санитарными правилами. Согласно положениям ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

В силу требований п.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №389-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно п.1 ст.13.4 данного Федерального закона, допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии с положением пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Пунктом 2 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 N 542 (далее - Правила) определено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Статьей 13.2 Закона N 89-ФЗ установлены требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа).

Так, региональная программа должна содержать информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены всеми необходимыми полномочиями для осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

Согласно п.1 Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (утв. Постановлением Правительства ЯНАО от 29.04.2013 N 297-П), Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа является исполнительным органом автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и государственный контроль (надзор), а также обеспечивающим реализацию полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в том числе в областях использования и охраны недр, водных объектов, лесов, в том числе земель лесного фонда, объектов животного мира; охраны окружающей среды.

В силу положений п.п.1.1.23, 1.1.24 Положения, Департамент осуществляет следующие государственные полномочия: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

Вместе с тем, ответчик, будучи в силу вышеприведенных ном федерального и регионального законодательства, ответственным за соблюдение законодательства об охране окружающей среды, охрану и воспроизводство лесов на землях лесного фонда ЯНАО, допустил образование на перечисленных выше лесных участках несанкционированных свалок отходов, мер по устранению выявленных нарушений длительный период не предпринимал, что причиняет вред окружающей среде, снижает уровень пожарной безопасности лесов, и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, исковые требования к Департаменту о понуждении к совершению действий, направленных на ликвидацию выявленных свалок отходов на земельных участках в выделе №41 квартале №602 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделах №№ 164, 213, 315 квартала № 54 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью 0,03 га ; в выделе № 2 квартала № 258, выделе № 12 квартала № 257, выделе № 66 квартала.№ 218 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества площадью; в выделах №№ 12, 17, 20, 33 квартала № 21 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 114 квартале № 1816 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделах №№ 26, 27 квартала № 1656 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 61 в квартале №70 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе №61 квартале № 70 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 37 квартале № 1662 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 28 квартале №1662 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 62 квартале № 1801 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделе № 91 квартале № 2055 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества; в выделах №№ 32, 36 квартала № 43 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, оснований для возложения данной обязанности на Федеральное агентство лесного хозяйства – не имеется.

В судебном заседании установлено, что лесной участок в квартале № 198 выделе № 96, на котором выявлено загрязнение строительными и бытовыми отходами, был предоставлены ПАО «Роснефть» по договору аренды лесного участка № 110/Л-18 от 24.04.2018 (передан по акту приема-передачи от 17.05.2018) в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых. Также установлено что указанный лесной участок расположен в границах лицензионного участка «Харампурский», лицензия СЛХ 02516 НЭ право пользования которого предоставлено ПАО «НК Роснефть».

ООО «РН Пурнефтегаз» на основании договора № 100017/0693Д от 13.02.2018 как оператор оказывало ПАО «НК Роснефть» услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных и газоконденсатных месторождений. В соответствии с п.п. 3.1, 3.7 указанного договора оператор принял на себя обязательства своими силами обеспечивать выполнение объема услуг, выполнять обязанности по договору в части соблюдения природоохранного законодательства. Оператор несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ за несоблюдение промышленной, пожарной, экологической безопасности и пр. (п. 6.4. договора).

По факту выявления на лесном участке квартале № 198 выделе № 96 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества загрязнения лесного участка строительными и бытовыми отходами ООО «РН-Пурнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч 1 ст. 8.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа что подтверждается копией проставления от 29.06.2018г. Административный штраф обществом оплачен.

Вместе с тем, как следует из трехстороннего соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 24.04.2018г./Л-18, заключенному между Департаментом, как представителем арендодателя, ПАО «Роснефть», как бывшим арендатором, и ООО «Харампурнефтегаз», как новым арендатором, акта приема – передачи лесного участка (приложение к Соглашению), все права и обязанности арендатора по договору в отношении лесного участка Харампурского месторождения перешли к ООО «Харампурнефтегаз», таким образом, пользователем лесного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов в выделе №96 квартале №198 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничеств является ООО «Харампурнефтегаз» на основании договора аренды лесного участка, а также лицензионных условий пользования месторождением.

В судебном заседании также установлено, и следует из представленных Департаментом письменных доказательств, что лесной участок в квартале № 1137 выделе № 32, на территории которого выявлено загрязнение лесного участка, расположен в границах Западно-Ноябрьского месторождения нефти. Согласно лицензии СЛХ НЭ от 08.09.2017г., право пользования данным участком принадлежит ООО «Ноябрьское».

Как видно из постановления от 18.10.2021 №182-Н, ООО «Ноябрьское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 1 ст. 8.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Основанием для привлечения ООО «Ноябрьское» послужил факт допущения на лесном участке в квартале № 1137 выделе № 32 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества загрязнения лесного участка строительными и бытовыми отходами. Назначенный административный штраф ООО «Ноябрьское» оплачен 12.11.2019г.

Лесной участок в выделе №41 в квартале № 602, на территории которого выявлено загрязнение лесного участка, расположен в границах Восточно-Пякутинского месторождения. Согласно лицензии СЛХ №02135 НЭ от 19.06.2008г., право пользования данным участком принадлежит АО «Газпромнефть - ННГ».

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии с пунктом 10 условий пользования недрами, (дополнение к лицензии СЛХ НЗ, приложение к лицензии СЛХ НЭ) пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно пункту 18 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута (утв. Приказом Минприроды России от 07.07.2020 № 417) при осуществлении использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых не допускается захламление лесов отходами производства и потребления.

В соответствии с п.п. а-в п.20 Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах", в лесах не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

В соответствии с п.45 Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 ", очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами.

Наделяя законодателя определенной дискрецией при регулировании лесных отношений, в том числе в их хозяйственном аспекте, Конституция Российской Федерации фиксирует в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Во взаимосвязи с ее статьями 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 34 это означает, что ограничения свободы экономической деятельности могут быть введены федеральным законом, если только они оправданны целями защиты конституционно значимых ценностей, отвечают требованиям объективной необходимости, разумности и соразмерности, носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционных прав (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года N 9-П, от 31 января 2011 года N 1-П и др.). При этом, осуществляя выбор средств и способов правового воздействия на субъектов предпринимательской деятельности, законодатель должен учитывать как сложившуюся в России отраслевую систему правового регулирования и общие принципы соответствующих отраслей права - публичного или частного, так и социальные, экономические и иные факторы, определяющие объективные пределы его полномочий (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 10-П и от 30 марта 2016 года N 9-П).

Соответственно, вводимые правила (условия) занятия в сфере лесопользования предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью должны - в силу конституционных принципов верховенства права и юридической справедливости, а равно ввиду особой многофункциональной роли лесного фонда для сбалансированного развития экономики и экологического благополучия страны - обеспечивать на основе разумного баланса публичных и частных начал эффективную защиту лесов как одного из важнейших факторов окружающей среды и вместе с тем не препятствовать рациональному использованию гражданами и юридическими лицами этого природного ресурса, в том числе в хозяйственных интересах (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.2020 N 19-П).

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, которым леса переданы во владение и пользование, проводить мероприятия по защите лесных земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия; данные мероприятия на лесных участках должны осуществляться лесопользователем и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в захламлении участков, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Ответчики ООО «Харампурнефтегаз», АО «Газпромнефть - ННГ», ООО «Ноябрьское», являясь пользователями участков в силу осуществления ими лицензионной деятельности, не должны допускать захламление этих участков и предпринимать все необходимые меры санитарной безопасности, а следовательно, на них надлежит возложить обязанность по ликвидации организованных на данных участках несанкционированных свалок, требования иска в этой части подлежат удовлетворению, а довод представителя ответчика АО «Газпромнефть - ННГ» об отсутствии такой обязанности у недропользователя – отклонению. Оснований для возлежания такой обязанности на бывших пользователей участками ПАО «Нефтяная компания «Роснефть», ООО «РН-Пурнефтегаз» не имеется, поскольку паровое значение имеет установление лица владеющего и использующего спорные участки на момент рассмотрения дела.

Определяя срок, в течение которого указанная обязанность должна быть выполнена ответчиками, суд принимает во внимание степень потенциальной опасности последствий выявленных нарушений для жизни и здоровья граждан, состояния окружающей среды, однако, принимает во внимание также и установленный порядок финансирования бюджетного учреждения (Департамента) и порядок расходования Департаментом выделяемых средств, а также сезонные и климатические особенности региона (зимний период, длительное наступление потепления и таяние снега и т.д.), труднодоступность расположения спорных участков, ввиду чего полагает, что срок исполнения возложенных судебным решением обязанностей до 01.11.2023 года будет соответствовать критерию разумности и существенным образом не нарушит прав и законных интересов как самих ответчиков, так и иных лиц. При этом ответчики в дальнейшем не лишены права на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления в случае наличия соответствующих оснований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.11.2023░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░:

░ ░░░░░░░ №№164, 213, 315 ░░░░░░░░ №54 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,03 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°55"43.1 ░.░. 74°56"35. ░.░, 63°55"48.8 ░.░. 74°56"29.4 ░.░., 63°55"49.0 ░.░. 74°56"27.1 ░.░.);

░ ░░░░░░ №2 ░░░░░░░░ №258, ░░░░░░ № 12 ░░░░░░░░ № 257, ░░░░░░ № 66 ░░░░░░░░ №218 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,017 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°48"24.8 ░.░. 74°28"03.6 ░.░. 63°48"28,7 ░.░. 74°26"42.0 ░.░., 63°48"28.7 ░.░. 74°26"42.3 ░.░. 63°48"05.4 ░.░. 74°40"56.9 ░.░,);

░ ░░░░░░░ №№12, 17, 20, 33 ░░░░░░░░ №21 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,01 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°13"41.4 ░.░. 075°26"45.7 ░.░., 63°13"39.6 ░.░. 075°26"42.6 ░.░, 63°13"29.7 ░.░. 075°26"59.1 ░.░., 63°13"27.3 ░.░. 075°26"17.2 ░.░.);

░ ░░░░░░ №114 ░░░░░░░░ №1816 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,001 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°12"48.3 ░.░ 76°15"19.7 ░.░.;

░ ░░░░░░░ №№26, 27 ░░░░░░░░ № 1656 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,012 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°14"35,1 ░.░. 75°44"29.8 ░.░. 63°14"35.7.░.░. 75°44"29.3 ░.░. 63°14"35.6 ░.░. 75°44"28.1 ░.░. 63°14"34,7 ░.░, 75°44"27.1 ░.░. 63°14"36.1 ░.░. 75°44"50.3 ░.░. 63°14"34.3 ░.░, 75°44"34.3 ░.░.);

░ ░░░░░░ №61 ░░░░░░░░ №70 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,0042 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°08"43.5 ░.░. 75°23"45.9 ░.░.);

░ ░░░░░░ №61 ░░░░░░░░ №70 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,025 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 3°08"41.9 ░.░, 75°23"37.4 ░.░.);

░ ░░░░░░ №37 ░░░░░░░░ №1662 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,0015 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°14"37.1 ░.░. 75°56"41.5 ░.░.);

░ ░░░░░░ №28 ░░░░░░░░ №1662 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,0025 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°14"56.3 ░.░. 75°57"18.9 ░.░.);

░ ░░░░░░ №62 ░░░░░░░░ №1801 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,0005 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°12"24.3 ░.░, 075°32"42.2 ░.░.)

░ ░░░░░░ №91 ░░░░░░░░ №2055 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,0015 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°10"44.0 ░.░. 075°29"58.5 ░.░.)

░ ░░░░░░░ №№32, 36 ░░░░░░░░ №43 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,0046 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°10"47.5 ░.░. 075°17"35.4 ░.░., 63°10"49.5 ░.░. 075°17"29.5 ░.░.).

░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.11.2023░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ №96 ░░░░░░░░ №198 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.11.2023░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № 41 ░░░░░░░░ №602 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,001 ░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63°35"28.1 ░.░. 74°14"00,3 ░.░.).

░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.11.2023░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ №32 ░░░░░░░░ №1137 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░.░░░. (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 63.36873 ░.░, 75.11588 ░.░.).

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░ «░░-░░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                  ░░░░░░░░ ░.░.

2-1/2023 (2-1912/2022;) ~ М-1735/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор
Ответчики
Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Архипова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
03.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2022Передача материалов судье
07.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2022Судебное заседание
25.11.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
15.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2023Дело оформлено
07.06.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее