Дело № 45RS0010-01-2023-000238-73
Производство № 12-6/2023
РЕШЕНИЕ
7 июня 2023 года р.п. Лебяжье
Судья Лебяжьевского районного суда Курганской области Терешкин О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области на постановление заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Владимирова В.Ю. от 26 апреля 2023 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Владимирова В.Ю. от 26 апреля 2023 года Адсминистрация Лебяжьевского муниципального округа Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей.
В постановлении указано, что 13 апреля 2023 года в 11 часов при осуществлении деятельности на территории Лебяжьевского района юридическое лицо - орган местного самоуправления - Администрация Лебяжьевского муниципального округа не обеспечило выполнение требований пожарной безопасности, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 67 и п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, что выразилось в не оснащении первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем территорий общего пользования с. Балакуль, с. Дубровное, с. Елошное, с. Лисье, с. Налимово, с. Речное, дер. Юдино, дер. Фрунзе, дер. Островное, дер. Кузинка, дер. Красная Горка, дер. Желтики, дер. Белянино, дер. Большое Моховое и дер. Александровка, в отсутствии противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров вокруг с. Балакуль, с. Дубровное, с. Елошное, с. Лисье, с. Налимово, с. Речное, дер. Юдино, дер. Фрунзе, дер. Островное, дер. Кузинка, дер. Красная Горка, дер. Желтики, дер. Белянино, дер. Большое Моховое и дер. Александровка, а также в непроведении очистки от мусора и сухой растительности территорий с. Речное, дер. Юдино, дер. Фрунзе, дер. Красная Горка, дер. Желтики, дер. Большое Моховое и дер. Александровка.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация Лебяжьевского муниципального округа Курганской области обратилась в суд с жалобой с дополнениями, в которой в качестве доводов указывает, что постановление № 20 о назначении наказания датировано 26 апреля 2022 года, в то время как в определении о назначении места и времени рассмотрения дела указано о явке 26 апреля 2023 года. При вынесении наказания были применены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а именно, повторное совершение однородного административного правонарушения (при этом не указаны номер и дата предыдущего постановления о назначении наказания), также зафиксировано, что совершенное правонарушение затрагивает интересы лиц, проживающих на территории города Кургана и может повлечь тяжкие последствия для их жизни. В свою очередь полномочия Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области, согласно административно-территориальному делению, распространяются только на жителей муниципального образования - Лебяжьевский муниципальный округ Должностное лицо при назначении наказания формально подошло к исследованию обстоятельств, смягчающих административную ответственность, указав, что они отсутствуют. При вынесении наказания не учтено, что правонарушение совершено впервые, имущественное и финансовое положение юридического лица, добровольное исполнение лицом до вынесения постановления по делу об административном правонарушении нарушений, выявленных в ходе проверки (опашка населенных пунктов минерализованной полосой шириной 10 метров, заключение договора поставки на приобретение противопожарного инвентаря). Не согласна с пунктами нарушений № 13, 16, 19, 26, 29, 34, 37. Постановлением Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области от 16 ноября 2022 года № 948 «Об оснащении территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем» утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Лебяжьевского муниципального округа Курганской области (далее - Положение), которое определяет организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории Лебяжьевского муниципального округа. В установленном Положением перечне противопожарных мер не содержится требование по уборке мусора и сухой растительности. Материалами дела не установлено, что администрация Администрацией Лебяжьевского муниципального округа является собственником территорий, которые не очищены от мусора и сухой растительности В протоколе об административном правонарушении указано, что правонарушение совершено 13 апреля 2023 года, но протокол об административном правонарушении составлен только спустя 5 дней. Определение о проведении административного расследования юридическому лицу не направлялось в связи с тем, что административное расследование не проводилось. В экземпляре лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует доказательство того, что лицо ознакомлено с правами, предусмотренными ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ. С законного представителя не затребованы объяснения по факту совершенного правонарушения, отсутствует доказательство вручения протокола законному представителю юридического лица. Кроме того, в постановлении должностное лицо ссылается на недействующие нормативно-правовые акты. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события правонарушения, либо, с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность, изложенных выше, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, что лицо ранее к административной ответственности не привлекалось, отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба, финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, заменить административный штраф предупреждением.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Заслушав представителя заявителя, изучив письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения), нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.32 и статьей 11.16 указанного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо указанного Федерального закона, осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В силу статьи 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
На основании статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В силу пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее - Правила), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Согласно пункту 70 указанных Правил, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно пункту 3.2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения.
Статьей 2 Закона Курганской области 30 ноября 2020 года № 110 «Об установлении границ муниципального образования Лебяжьевского муниципального округа Курганской области» установлено, что в состав территории муниципального образования Лебяжьевского муниципального округа Курганской области входят, в том числе, следующие населенные пункты: деревня Александровка, село Балакуль, деревня Белянино, деревня Большое Моховое, село Дубровное, село Елошное, деревня Желтики, деревня Красная Горка, деревня Кузинка, село Лисье, село Налимово, деревня Островное, село Речное, деревня Фрунзе и деревня Юдино.
Как следует из обжалуемого постановления должностного лица, в период с 23 марта 2023 года по 13 апреля 2023 года, при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 16 марта 2023 года № 3 должностным лицом отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Лебяжьевскому и Мокроусовскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области были выявлены нарушения в реализации полномочий в области пожарной безопасности, а именно: в нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 67 и п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, территории общего пользования с. Балакуль, с. Дубровное, с. Елошное, с. Лисье, с. Налимово, с. Речное, дер. Юдино, дер. Фрунзе, дер. Островное, дер. Кузинка, дер. Красная Горка, дер. Желтики, дер. Белянино, дер. Большое Моховое и дер. Александровка не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, вокруг с. Балакуль, с. Дубровное, с. Елошное, с. Лисье, с. Налимово, с. Речное, дер. Юдино, дер. Фрунзе, дер. Островное, дер. Кузинка, дер. Красная Горка, дер. Желтики, дер. Белянино, дер. Большое Моховое и дер. Александровка отсутствует противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, территории с. Речное, дер. Юдино, дер. Фрунзе, дер. Красная Горка, дер. Желтики, дер. Большое Моховое и дер. Александровка не очищены от мусора и сухой растительности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод о виновности Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области в совершении административного правонарушения сделан должностным лицом на основании протокола об административном правонарушении № 20 от 18 апреля 2023 года и акта проверки от 13 апреля 2023 года №3.
Вместе с тем, при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 КоАП РФ, является длящимся. В данном случае временем совершения административного правонарушения является время выявления нарушения – 13 апреля 2023 года. Именно в указанную дату составлен акт проверки.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Курганской области от 4 апреля 2023 года № 76 «О введении особого противопожарного режима на территории Курганской области», с 5 апреля 2023 года на территории Курганской области введен особый противопожарный режим.
Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима, предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Однако переквалификация действий Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области с части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 этой нормы невозможна, поскольку это в нарушение требований части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может повлечь ухудшение положения Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области, так как санкция части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является более строгой, чем санкция части 1 названной статьи.
Таким образом, постановление заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Владимирова В.Ю. от 26 апреля 2023 года о привлечении Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 26 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 20.4 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░..
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.