УИД 45RS0016-01-2023-000017-30
Дело № 2-43/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Половинное, Половинский район, 13 марта 2023 г.
Курганская область
Половинский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Садыковой Э.М.,
при секретаре судебного заседания Курочкиной А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Батищева Владимира Ивановича к Администрации Половинского муниципального округа Курганской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Батищев В.И. обратился в суд с иском к Администрации Половинского муниципального округа Курганской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать Батищева С.В. лишена родительских прав, отец умер. Согласно постановлению Администрации Половинского района <Данные изъяты> он включен в список детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. В собственности жилого помещения не имеет, и никогда не имел. По договору социального найма жилое помещение ему не предоставлялось. Основаниями для возникновения права на получение жилья у истца является статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также нуждаемость в жилом помещении. Просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории с. Половинное Половинского района Курганской области, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Истец Батищев В.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, дал пояснения согласно доводам в иске.
Представитель ответчика Администрации Половинского муниципального округа Курганской области Коханова Е.А. в судебном заседании исковые требования признала частично и пояснила, что, не оспаривая право истца и его нуждаемость в предоставлении ему жилого помещения, вместе с тем, полагает, что удовлетворение заявленных требований будет нарушать права тех лиц, которые на данный момент стоят в очереди по обеспечению специализированными жилыми помещениями до него. На предоставление Батищеву В.И. жилого помещения из областного бюджета соответствующие денежные средства не выделялись.
Представитель третьего лица – Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежаще, в письменном отзыве просит рассмотреть дело без участия представителя. Кроме того, в отзыве указано, что к полномочиям Департамента в части обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в числе прочих, относится приобретение за счет соответствующего финансирования из бюджета Курганской области и передача органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, являются приобретаемые Департаментом, на основании списков детей-сирот, предоставленных Департаментом образования и науки Курганской области, за счет средств бюджета Курганской области благоустроенные жилые помещения, которые впоследствии (после передачи в собственность соответствующего муниципального образования), органы местного самоуправления должны будут предоставить детям-сиротам. ГУ СЗН Курганской области ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала, представляет сведения, содержащиеся в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, в электронном виде Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области. ГУ СЗН Курганской области предоставлены сведения, содержащиеся в списке детей-сирот по состоянию на 01.01.2023. В данном списке указано количество жилых помещений, в которых нуждаются дети-сироты, персональных данных детей-сирот в списке нет, поэтому Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области не может знать, кому именно будут предоставлены жилые помещения органами местного самоуправления. Полагают, что удовлетворение искового заявления Батищева В.И. может привести к нарушению законных прав иных детей-сирот, включенных в список детей-сирот раньше, чем он.
Представитель третьего лица – Главного управления социальной защиты населения Курганской области (далее – ГУ СЗН Курганской области) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежаще, в письменном отзыве указывает, что право истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением не оспаривается. В региональном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, по состоянию на 01.01.2023 Батищев В.И. числится под номером 36. Полагают, что удовлетворение исковых требований нарушит права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представители третьих лиц – отдела опеки и попечительства МОУО Администрации Половинского муниципального округа Курганской области, Департамента финансов Курганской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж.1», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установлено, что Батищев Владимир Иванович, <Данные изъяты>, имеет статус лица, на которое распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку его мать <Данные изъяты> лишена родительских прав <Данные изъяты>
Отец Батищева В.И. – <Данные изъяты> умер <Данные изъяты> что подтверждается свидетельством о смерти.
Истец собственником жилого помещения не является, о чем представлено соответствующе уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Постановлением Администрации города Шахтинска <дата скрыта> несовершеннолетнему Батищеву В.И. назначен опекун – Ф.9
Батищев В.И. имеет временную регистрацию в квартире, в которой проживает Ф.10 с семьей по адресу: <Данные изъяты>. Всего в данном жилом помещении, собственниками которого являются Ф.12 и Ф.13., общей площадью 52,4 кв.м., проживает 7 человек (согласно сведениям из выписки ЕГРН, справке ЦТО Администрации Половинского муниципального округа Курганской области от 07.03.2023).
Решением Половинской сельской Думы от 06.04.2006 № 44 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в Администрацию Половинского сельсовета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 13 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, поскольку в жилом помещении по адресу: Курганская область, Половинский район, с. Половинное, ул. Пушкина, д. 63, кв. 1, проживает 7 человек, то с их учетом размер общей площади жилого помещения, приходящейся на Батищева В.И. составляет менее учетной нормы.
Постановлением главы Половинского района № 33 от 23.01.2019 Батищев В.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, основаниями для возникновения права на получение жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является совокупность следующих условий: их нуждаемость в жилых помещениях; окончание пребывания названных граждан в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у Батищева В.И. права на получение жилья специализированного жилищного фонда. До настоящего времени он жильем не обеспечен, своего жилья в собственности, соответствующего установленным учетным нормам, или по договору социального найма не имеет.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость истца в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» (далее - Закон Курганской области № 6) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Курганской области № 6 порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение № 2).
Пунктами 3 и 4 названного Порядка установлено, что жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список). Жилые помещения приобретаются исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим управление в сфере имущественных и земельных отношений и в сфере управления государственным имуществом Курганской области, в домах, имеющих срок эксплуатации не более 50 лет, не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 1 января 2017 года по состоянию на дату приобретения, и передаются в муниципальную собственность муниципальных районов, муниципальных и городских округов Курганской области, органы местного самоуправления которых наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - органы местного самоуправления) в порядке, установленном действующим законодательством. Решения о предоставлении жилых помещений лицам, включенным в список, принимают органы местного самоуправления
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (далее – Закон Курганской области № 288) органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, в том числе: однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в порядке, установленном законодательством Курганской области, по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда, приобретаемых либо построенных за счет средств бюджета Курганской области и передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения; формирование на территории соответствующего муниципального образования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (далее - список).
Администрацией Половинского района Курганской области сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включен истец, порядковый номер в очереди 36, согласно ответу и.о. руководителя МОУО Администрации Половинского муниципального округа Курганской области.
При этом очередность внутри указанного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения законом не установлена. Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда предполагает лишь установление процедурных правил по формированию списка (определение перечня документов, органа, в который должны быть представлены документы, и прочее).
По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для реализации указанной выше категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности субъекта Российской Федерации в соответствующих объемах ежегодного финансирования на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Батищев В.И. в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Это нарушает его жилищные права и дает основание для обращения в суд с иском в защиту своих прав.
Таким образом, имеются все условия для обеспечения истца жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Батищевым В.И. требований о предоставлении ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По смыслу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Половинской сельской Думы Половинского района Курганской области от 06.04.2006 № 44 норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Половинского сельсовета, установлена в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 года № 134 изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии со статьей 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области (далее также - субвенции). Материальные ресурсы, необходимые для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, в виде жилых помещений, находящихся в собственности Курганской области, передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством.
Поскольку исходя из приведенных норм предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, с возложением на Администрацию Половинского муниципального округа Курганской области обязанности по передаче Батищеву В.И. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Половинского района, соответствующей социальным и санитарным требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенной за счет средств бюджета Курганской области и переданной в муниципальную собственность.
Доводы представителя ответчика о внеочередном предоставлении истцу жилья с нарушением порядка очередности, установленной сформированным списком, что приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в список ранее истца, основаны на неверном толковании норм материального права и не являются основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Как следует из содержания приведенных выше правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится, в частности, достижение указанными лицами возраста 18 лет. При этом законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения, то есть в данном случае по достижении Батищевым В.И., включенным в соответствующий список, совершеннолетнего возраста.
Положения действующего законодательства в этой сфере не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, включенных в соответствующий список, процедура формирования которого предусмотрена нормативными правовыми актами Курганской области, имеет иные цели.
При этом суд считает необходимым отметить, что право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае, установлено наличие всех условий, поэтому оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении Батищеву В.И. жилого помещения по договору специализированного найма, не имеется.
Суд полагает возможным определить место нахождения указанного помещения как расположенное на территории Половинского района Курганской области по норме предоставления, принятой в данном муниципальном образовании.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Батищева Владимира Ивановича к Администрации Половинского муниципального округа Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Половинского муниципального округа Курганской области предоставить Батищеву Владимиру Ивановичу, <Данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в виде благоустроенной квартиры, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, расположенной на территории с. Половинное Половинского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенной за счет средств бюджета Курганской области и переданной в муниципальную собственность.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Половинский районный суд Курганской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2023 г.
Судья Э.М. Садыкова