Гражданское дело № 2-1257/2021 (2-4952/2020;)
УИД: 47RS0005-01-2020-007515-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2021 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Ю. С.,
при секретаре Пикало С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шибаева Владимира Валентиновича к СПК "Кондратьевский", Федеральному агентству лесного хозяйства о признании недействительными и исключении из состава сведений государственного кадастра недвижимости записи об описании местоположения границ земельного участка и лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Шибаев Владимир Валентинович обратился в Выборгский городской суд с исковым заявлением к СПК "Кондратьевский", Федеральному агентству лесного хозяйства о признании недействительными и исключении из состава сведений государственного кадастра недвижимости записи об описании местоположения границ земельного участка и лесного участка.
В обоснование исковых требований истец указал, что ему - Шибаеву Владимиру Владимировичу на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости. Копию выписки прилагаем к настоящему иску.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 февраля 2012 г. по делу №2-834/2012 за Шибаевым В.В. признано право собственности на земельный участок в порядке наследования после умершего 31.05.2005 г. отца - ФИО1
На основании данного решения Выборгского городского суда Ленинградской области было выдано свидетельство о государственной регистрации права, согласно которому истцу принадлежит на праве собственности фундамент площадью 63 кв.м. с условным номером №, находящийся по адресу: <адрес>
Администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области вынесла постановление от 04.07.2012 №4524, утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 1200кв.м., разработанную ООО «ВыборгСтройПроект» 14.11.2011г. и согласованную с главным архитектором КУМИГ Администрации МО «Выборгского района» Ленинградской области, а также установив вид разрешенного использования данного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Границы земельного участка, принадлежащего истцу, имеют пересечение с границами земельного участка СПК «Кондратьевский» с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
При формировании земельного участка и постановке на государственный кадастровый учет в 09.06.1994г. СПК «Кондратьевский» не были учтены границы ранее образованного земельного участка, принадлежащего истцу. В свою очередь местоположение границ земельного участка Истца было определено еще в декабре 1993г. при отводе в натуре его отцу ФИО1 путем установления границ Выборгским районным отделом архитектуры, о чем составлен акт от 29.12.1993 г., план участка согласован с ММП «Районный ПП «АПБ» и главой администрации Кондратьевского сельсовета Выборгского района Ленинградской области, участок был образован из пустующих, неиспользованных земель Кондратьевского сельского Совета.
Согласование границ при межевании, как это следует из ст. ст. 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 №221 «О кадастровой деятельности», имеет своей целью исключить нарушение прав землепользования, в частности исключить захват участка или его части смежного землепользователя.
В связи с неправомерным отказом СПК «Кондратьевский» в согласовании границ земельного участка истцом было подано исковое заявление. Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 марта 2015 г. по делу №2-143/2015 иск удовлетворили и признали местоположение границ земельного участка истца, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане, подготовленной ООО «ВыборгСтройПроект».
Согласно заключению кадастрового инженера, межевой план от 10.08.2016 подготовлен в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>. Копию межевого плана прилагаем.
Истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Выборгского района с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества № от 29.07.2019 г. Истцу было отказано по Причине выявления пересечения границ земельного участка истца с земельным участком СПК «Кондратьевский» и лесным участком с кадастровым номером №.
Однако предложенный истцом вариант установления границ основан на сложившемся порядке землепользования участком с 1993 г.
Лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № имеет значительную площадь 3116538804 кв.м., а также имеет общие границы со многими соседствующими земельными участками. Однако при образовании лесного участка с кадастровым номером № между указанным лесным участком и соседствующим земельным участком Истца образовалась чересполосица.
Таким образом, в связи с недостоверным проведенным межеванием земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего СПК «Кондратьевский», и недостоверным проведенным межеванием лесного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ответчику, нарушаются права истца.
Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
На основании изложенного истец просит:
Признать недействительными и исключить из состава сведений государственного кадастра недвижимости запись об описании местоположения границ - координатах характерных точек границ:
-земельного участка СПК «Кондратьевский» с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
- лесного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В заседании суда представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 60 Земельного Кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По правилам ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» для кадастрового учета необходимо предоставление межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии со статьей 40 вышеуказанного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В силу положения пункта 10 статьи 38 данного Закона образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В соответствии со статьей 40 указанного Федерального закона, статьи 64 ЗК РФ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке.
При этом, следует учесть, что в силу пункта 9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Данные положения закона согласуются с закрепленными в статье 10 ГК РФ принципами добросовестности участников гражданского оборота и незыблемости сложившихся правоотношений.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Статья 11 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав. Одним из способов защиты права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).
В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно п. 11 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Применительно положения ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с ч.1 ст.60.2 Закона № 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В данном случае согласно ч.3 ст.60.2. Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
До 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;
2) смежным земельным участком является лесной участок.
Т.к. оба условия были соблюдены, в данном случае согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка не требуется. Данная информация была отражена в акте согласования границ.
Согласно Федерального закона №280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель" и в целях изменения сведений о местоположении границ и площади лесного участка в ЕГРН одновременно с изменением границ уточняемого участка в состав межевого плана на уточняемый земельный участок был включен раздел "Сведения об уточняемых земельных участках" в отношении лесного участка. Согласно п. 10 статьи 22 ФЗ-218 "Закона" - "При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка".
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, с 11.08.2017 законом установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и в Едином государственном реестре недвижимости, соответственно, исключена возможность изъятия земельных участков у граждан, которые получили право их использования на законном основании, лишь по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества (ч. 9 ст. 10 Федерального закона N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель").
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
Принятие Федерального закона №280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Положениями Федерального закона N 280-ФЗ предусмотрено, что Росреестр до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в связи с пересечениями границ земельных участков и лесных участков (в том числе лесных участков между собой при наличии в ЕГРН сведений о границах земельных и лесных участков) или лесных участков, имеющих одинаковый адрес или одинаковое местоположение, которые позволяют предполагать полное или частичное совпадение их местоположения между собой, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок (ч. 6 ст. 40 Федерального закона №280-ФЗ).
Данное правило применяется в том случае, если противоречия между сведениями ЕГРН очевидны.
Шибаеву Владимиру Владимировичу на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости. Копию выписки прилагаем к настоящему иску.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 февраля 2012 г. по делу №2-834/2012 за Шибаевым В.В. признано право собственности на земельный участок в порядке наследования после умершего 31.05.2005 г. отца - ФИО1
На основании данного решения Выборгского городского суда Ленинградской области было выдано свидетельство о государственной регистрации права, согласно которому истцу принадлежит на праве собственности фундамент площадью 63 кв.м. с условным номером №, находящийся по адресу: <адрес>
Администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области вынесла постановление от 04.07.2012 №4524, утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 1200кв.м., разработанную ООО «ВыборгСтройПроект» 14.11.2011г. и согласованную с главным архитектором КУМИГ Администрации МО «Выборгского района» Ленинградской области, а также установив вид разрешенного использования данного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Границы земельного участка, принадлежащего истцу, имеют пересечение с границами земельного участка СПК «Кондратьевский» с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № имеет значительную площадь 3116538804 кв.м., а также имеет общие границы со многими соседствующими земельными участками. Однако при образовании лесного участка с кадастровым номером № между указанным лесным участком и соседствующим земельным участком Истца образовалась чересполосица.
Таким образом, в связи с недостоверным проведенным межеванием земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего СПК «Кондратьевский», и недостоверным проведенным межеванием лесного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ответчику, нарушаются права истца.
Проанализировав правоустанавливающие документы, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленные доказательства, в совокупности с положениями закона, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Шибаева Владимира Валентиновича к СПК "Кондратьевский", Федеральному агентству лесного хозяйства о признании недействительными и исключении из состава сведений государственного кадастра недвижимости записи об описании местоположения границ земельного участка и лесного участка удовлетворить.
Признать недействительными в части и исключить из состава сведений государственного кадастра недвижимости запись об описании местоположения границ - координатах характерных точек границ:
-земельного участка СПК «Кондратьевский» с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
- лесного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
-пересекающих границы участка истца.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2021 года.
Судья: Ю.С. Грачева