Дело № 2 – 24/2023 копия
УИД 81RS0001-01-2023-000021-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2023 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Андросенко О.В.
при секретаре судебного заседания Кочкуровой Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Косинского муниципального округа Пермского края об установлении факта проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, возложении обязанности включить период службы в органах внутренних дел на территории Косинского района в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, о признании права на участие жилищной программе, возложении обязанности включить в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд к администрации Косинского муниципального округа Пермского края с требованиями установить факт его проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в период с 31 декабря 1991 года по 30 апреля 1998 года, обязать ответчика включить период службы в органах внутренних дел на территории Косинского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, признать право на участие в жилищной программе и обязать ответчика включить в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории «Работающие» по дате постановки ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи из двух человек.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомлен о том, что Комиссией по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей принято решение об отказе в удовлетворении заявления по причине отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местности и не подтверждения факта прибытия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности не позднее 1 января 1992 года. Поскольку при подаче заявления им были предоставлены необходимые документы, в том числе трудовая книжка, которая подтверждает наличие требуемого стажа, а также учитывая, что с рождения проживает на территории Косинского района считает отказ незаконным, так как отвечает всем требованиям, необходимым для признания за ним права на участие в жилищной программе, в связи с чем обратился за судебной защитой.
Истец ФИО1, действующий также и в интересах своего несовершеннолетнегоребенкаФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., при сведениях о надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал, направив заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, допросив свидетелей, явку которых обеспечил.
Представитель ответчика администрации Косинского муниципального округа Пермского края Колесникова О.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против заявленных требований, ссылаясь на обоснованность действий администрации при отказе ФИО1 в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, поскольку документов, которые могли бы подтвердить регистрацию ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ представлены не были, а период службы истца в органах внутренних дел не подлежит зачету в требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Третье лицо на стороне ответчика представитель Министерства строительства Пермского края в судебное заседание не явился, в направленном в суд отзыве с заявленными требованиями не согласен, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В обоснование своей позиции по делу указывает на то, что согласно действующему пенсионному законодательству срок военной (правоохранительной) службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не учитывается в общей продолжительности стажа работы.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Косинский район Пермского края с 1992 года относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).
Согласно подп. «ж» пункта 9 указанного Положения, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы, содержащие сведенияо проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 года до 1 января 2015 года (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).
Согласно под. «а» пункта 12(1) Положения основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Косинского муниципального округа с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Письмом от 21.11.2022 администрации Косинского муниципального округа уведомлен об отказе в удовлетворении заявления на основании подп. «а» пункта 12 (1) Положения в связи с тем, что не подтверждено прибытие в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 1 января 1992 года, а также в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Данное решение нельзя признать законным по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в <адрес>.
Несмотря на отсутствие сведений о регистрацииФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, факт его проживания на территорииКосинского района в спорный период, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Так, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного фонда администрации Косинского сельского совета в похозяйственных книгахп. Солым за 1986-2001 годы в хозяйстве ФИО6, 1949 г.р. значился, в том числе и сынФИО1, 1982 г.р.
Администрацией Косинского муниципального округа предоставлена справка о том, что дом, в котором проживал ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. значится по адресу: <адрес>.
Согласно аттестатам об основном общем образовании и о среднем (полном) общем образовании ФИО1 в 1996 году окончил Солымскую ООШ, в 1998 году окончил Косинскую СОШ, что подтверждено справкой за подписью директора МБОУ «Косинская СОШ».
Факт проживания ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Косинского района подтвержден и свидетельскими показаниями Свидетель №1 – классного руководителя истца в период его обучения в Солымской ООШ, предоставившей копии приказов о его зачислении и полученияосновного общего образования, а также показаниями свидетеля Свидетель №2 – одноклассницей ФИО7 в период обучения Солымской ООШ, ав последствии – Косинской СОШ.
Относительно требований о включении периода службы в органах внутренних дел на территории Косинского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера суд приходит к следующему выводу.
На основании статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "Опенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с частью 4 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий трудовой стаж.
Периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж и на основании части 6 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал на территории Косинского района, в том числе, проходил службу в армии, а в период с 11.03.2005 по 25.06.2018 проходил службу в Межмуниципальном отделе МВД России «Кочевский».
Согласно справке Межмуниципального отдела МВД России «Кочевский»ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стаж службы в органах внутренних дел составил в календарном исчислении 16 лет 8 месяцев 10 дней.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» пенсия ФИО1 назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
После выхода на пенсию осуществляет трудовую деятельность. Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета стаж для досрочного назначения пенсии по старости (п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях») на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 года 1 месяц 9 дней.
ФИО1совместно со своим несовершеннолетним сыном ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в настоящее время проживает на территории Косинского района Пермского края, не имея жилья за пределами районов Крайнего Севера и местностей к ним приравненных.
Позиция ответчика относительно того, что время службы истца в органах внутренних дел не включается в общий стаж, необходимый для получения социальной выплаты, несостоятельна, поскольку в рамкахзаконодательства, регламентирующего возникшие между сторонами правоотношения, при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет на службе в органах внутренних дел, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Исключение периодов службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проходящей в тех же тяжелых природно-климатических условиях, что и у граждан, работающих в иных организациях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в общий стаж применительно к Федеральному закону от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ включаются периоды такой работы, является дискриминационным и противоречит вышеприведенному закону.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что на дату обращения с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ФИО1 отвечал всем требованиям, необходимым для признания за ним данного права, в том числе с учетом стажа его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляющего более 15 календарных лет.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером и на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке на учет в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии данный статус им утрачен не был.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О социальных выплатах гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в первую очередь жилищная субсидия предоставляется гражданам, признанным инвалидами, во вторую - пенсионерам, в третью - гражданам, признанным безработными, в четвертую - работающим гражданам. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой из категорий граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную указанной статьей категорию граждан).
Согласно пункту 20 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, очередность предоставления социальных выплат определяется в зависимости от даты подачи/регистрации заявления о постановке на учет.
Указанный порядок определения очередности - исходя из времени обращения за социальной выплатой, соответствующий вышеуказанным требованиям, устанавливает порядок формирования списков, обеспечивает реализацию конституционного принципа справедливости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1575-О).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца права состоять на учете граждан в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории «Пенсионеры» с даты обращения 08.11.2022 совместно со своим сыном ФИО8
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Установить факт проживания ФИО1 период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на администрацию Косинского муниципального округа Пермского края включить период службы ФИО2 в органах внутренних дел на территории Косинского района Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, необходимый для участия в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Признать за ФИО2 право на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в категории «Пенсионеры»с датой постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на администрацию Косинского муниципального округа Пермского края включитьФИО2 в список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»в категории «Пенсионеры» с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи из двух человек.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подписьО.В. Андросенко
Копия верна. Судья О.В. Андросенко