Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-474/2024 ~ М-198/2024 от 28.03.2024

Дело № 2-474/2024

УИД 65RS0011-01-2024-000338-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2024 года                                                 город Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Венек И.В.,

при секретаре судебного заседания Илюшиной И.О.,

с участием истца Елисеева С.В.,

представителя ответчика Булгаковой В.Е., действующей на основании доверенности * от дата ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Елисеева С.В. к администрации Поронайского городского округа о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для дальнейшего обеспечения жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Елисеев С.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Поронайского городского округа с вышеуказанным требованием, в обоснование которого указал, что решением Поронайского городского суда от дата его родители *5 и *6 лишены родительских прав в отношении него Елисеева С.В., дата года рождения и его старшего брата *7, дата года рождения, в связи с чем они были определены в школу – интернат в * на полное государственное обеспечение. За ними было закреплено жилое помещение по * селе *, по месту проживания родителей. После окончания школы – интерната, с 2008 года был зарегистрирован в муниципальной *, по месту проживания его матери, поступил на обучение в профессиональное училище. дата году создал семью, проживает в съемной квартире. До настоящего времени, относясь к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не может реализовать своё право на получение благоустроенного жилого помещения. Просит суд обязать администрацию Поронайского городского округа включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в муниципальном образовании Поронайский городской округ, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее по тексту – Список) для дальнейшего обеспечения его жилым помещением.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что на момент лишения родителей родительских прав в отношении него, он проживал с родителями в *. Позже этот дом сгорел. В 2008 году он окончил школу – интернат, приехал в *, где в список категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его не включили, квартиру отдельную не предоставили. Поскольку дом в селе * не сохранился, по распоряжению администрации Поронайского городского округа его зарегистрировали в квартире по месту проживания матери, *. В 2008 году он обучался в профессиональном училище * в городе Поронайске, в 2012 году обучался в ГБУ НПО «Профессиональный лицей *» пгт. *, проживал в общежитиях учебных заведений. После получения образования стал работать, проживал с мамой. дата году создал семью и стал проживать в съемной квартире. В администрацию с заявлением о включении в соответствующий список не обращался, также как и не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма до 2013 года.

Представитель ответчика Булгакова В.Е. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что Елисеев С.В. в администрацию Поронайского городского округа с заявлением о включении его список детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в муниципальном образовании Поронайский городской округ, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не обращался. В настоящее время реализация права истца на получение благоустроенного жилого помещения невозможна, поскольку Елисеев С.В. с достижением возраста 23 лет утратил статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Об уважительных причинах, по которым он не мог обратиться в администрацию с таким заявлением, Елисеев С.В. суду не сообщил. Просила в удовлетворении иска отказать.

    Допрошенная в качестве свидетеля Елисеева С.В. суду показала, что дата она состоит в браке с Елисеевым С.В., проживают в съемном жилье, на иждивении имеют двоих детей. От мамы мужа узнала о том, что Елисеев С.В. имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, но при этом не был обеспечен жилым помещением, в связи с чем она обратилась на очном приеме к мэру за разрешением данного вопроса, в чем ей было отказано и предложены иные варианты решения жилищного вопроса ее семьи.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее– Федеральный закон № 159-ФЗ) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу пунктов 1, 3 статьи 8 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также по завершении получения профессионального образования.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (пункт 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Аналогичные нормы содержатся в ст. 2 Закона Сахалинской области 27 июня 2013 года № 69-ЗО «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области», а также в статье 5 Закона Сахалинской области от 08.12.2010 № 115-ЗО "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области".

Из указанных выше нормативных правовых актов следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что Елисеев С.В., дата года рождения, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать и отец были лишены родительских прав, решением Поронайского городского суда от дата .

Постановлением мэра муниципального образования «Поронайский район» от дата * Елисеев С.В. был определен в школу-интернат, в связи с чем в период с мая 2000 года по июнь 2008 года воспитывался в детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей * пгт. *.

Из выписки из финансово – лицевого счета от 13.05.2024 года следует, что Елисеев С.В. дата зарегистрирован в муниципальной *. В указанной квартире также зарегистрированы и фактически проживают мать Елисеева С.В.*6, её сожитель *9, племянница *10

О том, что квартира № * является муниципальной, свидетельствует выписка из ЕГРНиП от 13.05.20204 года.

Согласно диплому о начальном профессиональном образовании * от 27.06.2008 года Елисеев С.В. обучался в ГБУ НПО СО «Профессиональное училище *» по профессии мастер отделочных строительных работ.

дата Елисеев С.В. окончил МБОУВ(С) *, получив аттестат об основном общем образовании.

Согласно диплому о начальном профессиональном образовании * от 29.06.2012 года Елисеев С.В. обучался в ГБУ НПО СО «Профессиональный лицей *» пгт. Тымовское по профессии тракторист – машинист сельскохозяйственного производства.

Из пояснений истца установлено, что с 2008 года он вселен в качестве члена семьи *9, проживал в данной квартире до 2018 года, затем создал семью и стал проживать в съемной квартире.

Со дня достижения совершеннолетия, проживая и обучаясь в пгт. *, и после переезда в город Поронайск Сахалинской области, окончания учебных заведений в 2012 году, истец не обращался в администрацию Поронайского городского округа с заявлением о постановке его на учет предоставления ему жилого помещения, также как с заявлением об его включении в Список лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет.

Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с соответствующим заявлением, истец не представил.

дата Елисееву С,В. исполнилось 18 лет, а дата ему исполнилось 23 года.

По достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет опека и попечительно над ним прекращается в силу закона. В этом случае относящемуся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, предоставляется дополнительная возможность в течение 5-ти лет (с 18 до 23 лет) самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающегося в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что Елисеев С.В., являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, достиг возраста 23 лет дата , и к этому времени не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а в дальнейшем не обращался с заявлением о включении в соответствующий список, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Елисеева С.В. к администрации Поронайского городского округа о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для дальнейшего обеспечения жилым помещением - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня принятия решение в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 мая 2024 года.

Судья Поронайского городского суда                                  И.В. Венек

2-474/2024 ~ М-198/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Елисеев Сергей Владимирович
Ответчики
Администрация Поронайского городского округа
Суд
Поронайский городской суд Сахалинской области
Судья
Венек Ирина Викторовна
Дело на странице суда
poronaiskiy--sah.sudrf.ru
28.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2024Передача материалов судье
29.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее