Судья: Серова С.Н. адм. дело № 33а-2378/2023
(2а-2824/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Лёшиной Т.Е., Роменской В.Н.,
при помощнике судьи Яковлевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Дюкина Д.В. на решение Волжского районного суда Самарской области от 26 октября 2022 г. по административному делу № 2а-2824/2022 по административному исковому заявлению Дюкина Д.В. к Отделу водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления о признании незаконными решения о включении в реестр недобросовестных водопользователей и отказа в заключении договора по результатам аукциона,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., пояснения представителя административного истца Дюкина Д.В. - Гончаренко А.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя административного ответчика Нижне-Волжского бассейнового водного управления – начальника отдела водных ресурсов по Самарской области - Сидорова А.В., представителя заинтересованного лица ООО «Августино» - Кораблиной Ю.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дюкин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления о признании незаконными решения о включении в реестр недобросовестных водопользователей и отказа в заключении договора по результатам аукциона.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что Отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления 21.06.2022 проведен аукцион на право заключения договора водопользования по объекту: Саратовское водохранилище (<адрес> площадь 0,019435 км2, условия водопользования: совместное водопользование, без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов использование акватории водного объекта для размещения плавучих объектов для причаливания и отстоя судов, маломерных судов. Согласно протокола аукциона от 21.06.2022, Дюкин Д.В. признан победителем аукциона, им внесен задаток, однако административный ответчик, по мнению административного истца, незаконно отказал ему в заключении договора водопользования и включил в реестр недобросовестных водопользователей.
21.06.2022 административным ответчиком в адрес административного истца направлено письмо с предложением в срок до 24.06.2022 включительно, оплатить цену, предмета аукциона, а также направлен для подписания договор водопользования. Указанное письмо было им получено 25.06.2022. В связи с тем, что в письме сообщалось о необходимости произвести оплату до 24.06.2022, административный истец направил в адрес административного ответчика письмо с требованием подтвердить действительность договора, поскольку 24.06.2022 уже наступило.
21.07.2022 получен ответ, в котором сообщалось о включении Дюкина Д.В. в реестр недобросовестных водопользователей, невозврате задатка, отказе в заключении договора водопользования. По мнению административного истца, указанные решения незаконны, поскольку в день проведения аукциона договор водопользования не был передан ему на подписание, согласно правилам подготовки договора водопользования, договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней после завершения аукциона, указанный срок нарушен не был.
Административный истец полагает, что получение письма на следующий день после наступления даты оплаты не свидетельствует о наличии в его действиях недобросовестности и уклонения от заключения договора, поскольку учитывая размер оплаты более 90 млн руб., административному истцу необходимо было убедиться в актуальности намерений административного ответчика на заключение договора и принятии оплаты.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным решение, содержащееся в ответе Отдела водных ресурсов от 21.07.2022 о включении Дюкина Д.В. в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования, отказе в заключении договора водопользования по итогам аукциона № от 21.06.2022.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 26 октября 2022 г. административное исковое заявление Дюкина Д.В. оставлено без удовлетворения (т. 1 л.д. 182-189).
В апелляционной жалобе Дюкин Д.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме (т. 1 л.д. 205-212).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Дюкина Д.В. – Гончаренко А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, с решением суда не согласна.
Представителя административного ответчика Нижне-Волжского бассейнового водного управления – начальник отдела водных ресурсов по Самарской области - Сидоров А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения доводов жалобы.
Представитель заинтересованного лица ООО «Августино» - Кораблина Ю.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения доводов жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав лиц явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ в соответствии со ст. 11, 16 Водного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования» утвержденным Приказом Росводресурсов от 19.08.2021г. №, 21.06.2022 проведен открытый аукцион № по приобретению права на заключение договора водопользования в целях использования участка акватории Саратовского водохранилища <адрес>) площадью 0,019435 кв. км, расположенного в границах: <адрес>), для размещения плавучих объектов для причаливания и отстоя судов, маломерных судов.
Извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http:torgi.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу открытого аукциона № от 21.06.2022 в аукционе участвовали, в том числе Дюкин Д.А. в лице представителя по доверенности ФИО8, ООО «Техмаш-групп», ООО «Августино». Победителем аукциона признан Дюкин Д.В., предложивший цену предмета аукциона 90 676 076,35 руб. Предпоследнее предложение о цене предмета аукциона (39 473 801,87руб) поступило от ООО «Техмаш-групп».
21.06.2022 Отделом водных ресурсов в адрес Дюкина Д.В. направлено письмо №, в котором сообщалось о необходимости в срок до 24.06.2022 включительно оплатить цену предмета аукциона и предоставить в отдел подписанный договор водопользования, который был направлен в адрес Дюкина 21.06.2022 письмом № Получение указанных документов не оспаривается.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, вышеуказанное письмо принято в отделении связи 21.06.2022, прибыло, в место, вручения 23.06.2022, в тот же день – неудачная попытка вручения, 25.06.2022 получено адресатом.
Поскольку административный ответчик признал Дюкина Д.В. уклонившимся от заключения договора водопользования и внес информацию о нем в реестр недобросовестных водопользователей, Дюкин Д.В. обратился в суд с настоящими требованиями.
Проанализировав установленные выше обстоятельства, изучив материалы дела, учитывая положения статей 16, 36.1 Водного кодекса РФ, положения Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 230, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия административного истца свидетельствуют о недобросовестности при заключении договора водопользования, уклонении от его заключения, в связи с чем заявленные требования не являются обоснованными и не подлежали удовлетворению.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования установлен Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230.
Согласно п. 9 Правил основанием для заключения договора водопользования являются: протокол аукциона, оформленный в соответствии с Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. ГМ 230 (а); документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона в течение З рабочих дней, следующих за датой завершения аукциона, путем перечисления денежных средств в размере окончательной цены предмета аукциона на счет, указанный организатором аукциона, с учетом внесенного задатка (б).
В соответствии с п.10 Правил организатор аукциона в день подписания протокола аукциона передает победителю аукциона 1 экземпляр этого протокола и договор водопользования для его подписания.
Победитель аукциона в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола аукциона представляет организатору аукциона подписанный им договор водопользования, а также документ, предусмотренный подпунктом пункта 9 настоящих Правил.
Непредставление победителем аукциона в указанный срок подписанного договора водопользования расценивается как уклонение от заключения договора водопользования и влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 14 настоящих Правил.
Согласно п.56 Правил в случае если победитель аукциона в течение З рабочих дней после дня завершения аукциона уклоняется от заключения договора водопользования, организатор аукциона заключает договор водопользования с участником, предложившим предпоследнюю цену предмета аукциона, по цене предмета аукциона, предложенной им. В случае согласия этого участника аукциона заключить договор водопользования этот участник признается победителем аукциона.
Аналогичные последствия предусмотрены Аукционной документацией для проведения открытого аукциона №.
Согласно пункту 12 Правил N 230 договор водопользования должен быть подписан сторонами договора не позднее 20 дней после завершения аукциона и оформления протокола аукциона или срока, указанного в извещении о проведении аукциона, и направлен организатором аукциона на государственную регистрацию в Государственном водном реестре.
Государственная регистрация договора водопользования в государственном водном реестре осуществляется в установленном порядке.
Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола аукциона на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт).
В соответствии с пунктом 10 Приказа МПР России от 22.08.2007 N 216 "Об утверждении правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования" в случае соответствия внесенных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 5 настоящих Правил, орган регистрации в течение 10 рабочих дней с даты представления документов осуществляет их государственную регистрацию в государственном водном реестре.
Таким образом, организатор торгов должен в течение десяти рабочих дней зарегистрировать договор в Государственном водном реестре.
Согласно Приказа Минприроды России от 26.09.2013 N 410 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством водных ресурсов государственной услуги по предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр", любой желающий может получить государственную услугу по получению сведений из Государственного водного реестра и копии документов, содержащих сведения, включенные в Государственный водный реестр в период времени не более пяти рабочих дней с момента регистрации соответствующего заявления в Росводресурсах (территориальном органе).
Таким образом, течение сроков, установленных Правилами N 230, приказом МПР России от 22.08.2007 N 216 и приказом Минприроды России от 26.09.2013 N 410, не может зависеть от действий (бездействий) лица по получению или уклонению от получения почтовой корреспонденции.
Из представленного отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № следует, что корреспонденция на имя Дюкина Д.В. направлена административным ответчиком в день проведения аукциона и подписания протокола аукциона №, однако 23.06.2022 имело место неудачная попытка вручения корреспонденции адресату, которая была получена Дюкиным Д.В. только 25.06.2022 г.
Таким образом, не обеспечение Дюкиным Д.В. получения почтовой корреспонденции по вышеуказанному адресу, является риском неполучения юридически значимых сообщений, влекущих для него неблагоприятные последствия, тогда как, действуя разумно и добросовестно, должен был и мог своевременно организовать и обеспечить прием почтовой корреспонденции по адресу, указанному им в заявке на участие в аукционе, или принять меры к информированию отделения почтовой связи по месту нахождения о необходимости пересылки почтовой корреспонденции по иному адресу своего местонахождения.
В соответствии с вышеуказанными Правилами проведения аукциона в случае, если до истечения 20 дней после завершения аукциона денежные средства в размере окончательной цены предмета аукциона не поступили на счет, указанный организатором аукциона, организатор аукциона направляет победителю отказ в подписании договора водопользования.
Административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о предоставлении организатору торгов подписанного договора водопользования и документа, подтверждающего оплату цены предмета аукциона.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права, суд апелляционной инстанции полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о надлежащем извещении Дюкиным Д.В. в соответствии с п. 56 Правил N 230 о предложении заключить договор водопользования, поэтому отказ в заключении с ним договора являлся обоснованным.
В административном исковом заявлении Дюкин Д.В. указывает, что поскольку срок оплаты цены аукциона истек 24.06.2022, письмо с договором и предложением оплаты получено им только 25.06.2022, им в адрес Отдела водных ресурсов направлено письмо о подтверждении действительности подписания договора водопользования для его исполнения, датированное 25.06.2022.
Из представленного отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № следует, что корреспонденция на имя Дюкина Д.В. направлена административным ответчиком в день проведения аукциона и подписания протокола аукциона №, однако 23.06.2022 имело место неудачная попытка вручения корреспонденции адресату, была получена Дюкиным Д.В. только 25.06.2022 г.
Доказательства того, административный истец, являясь победителем аукциона №, проявил заботливость и осмотрительность, в получении договора водопользования и произвел оплату цены предмета аукциона в кратчайшие сроки в том числе непосредственно обратившись к административному ответчику в течение 3 дней после проведения аукциона (дни с 21.06.2022 по 24.06.2022 являлись рабочими), материалы дела не содержат, административным ответчиком не представлено. Письмо с просьбой сообщить об актуальности заключения договора водопользования направил только 04.07.2022, т.е. спустя более недели после получения договора 25.06.2022.
Доводы о том, что в день подписания протокола аукциона победителю аукциона не был передан протокол аукциона и договор водопользования, судом первой инстанции рассмотрены, установлено, что данные обстоятельства опровергаются письмом от 21.06.2022 № (т. 1 л.д. 17-18).
Вместе с тем, во исполнение пункта 10 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 (далее - Правила N 230), организатором торгов в адрес Дюкина Д.В. были направлены протокол аукциона и договор водопользования для подписания, что подтверждается отчетом об отслеживании (т. 1 л.д. 19), почтовое отправление принято в отделении связи 21.06.2022.
В соответствии со ст. 36.1 Водного кодекса РФ в реестр включается информация о водопользователях, права пользования водными объектами которых были принудительно прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 3 статьи 10 настоящего Кодекса, а также о победителях аукциона на право заключения договора водопользования, уклонившихся от заключения договора водопользования.
В реестр включается следующая информация:
1) наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика - для юридического лица; наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, являющегося учредителем юридического лица; фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц; фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика - для физического лица или индивидуального предпринимателя;
2) информация о договорах водопользования, решениях о предоставлении водного объекта в пользование;
3) дата и номер решения суда о принудительном прекращении права пользования водным объектом;
4) дата проведения аукциона на право заключения договора водопользования в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора водопользования;
5) дата внесения указанной информации в реестр.
Информация, указанная в части 3 настоящей статьи, представляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса либо организатором аукциона в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра: в случае непредставления победителем аукциона подписанного договора водопользования в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола аукциона на право заключения договора водопользования.
Информация, указанная в части 3 настоящей статьи, исключается из реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр, а также по решению суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2020 года N 13, утверждены Правила ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 36.1 Водного кодекса Российской Федерации информация о Дюкине Д.В., не представившем в установленный срок документ, подтверждающий оплату цены предмета аукциона и подписанный договор водопользования, была направлена административным ответчиком в Федеральное агентство водных ресурсов, которое включило сведения о Дюкине Д.В. в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования (запись № от 05.07.2022), о чем административный истец уведомлен письмом № от 21.07.2022.). Информация размещена на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов voda.gov.ru/.
Таким образом, включение сведений в реестр недобросовестных водопользователей по существу является санкцией за недобросовестное поведения участника аукциона, выражающееся в неправомерном нарушении положений Правил подготовки и заключения договора водопользования.
Ввиду того, что Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением N 230, непредставление победителем аукциона в установленный законодательством срок подписанного договора расценивается как уклонение от его заключения, административный ответчик как организатор аукциона во исполнение требований пункта 2 части 4 статьи 36.1 ВК РФ обязан направить в уполномоченный орган информацию об этом для включения в реестр недобросовестных водопользователей.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что информация о Дюкине Д.В., не представившем в установленный срок документ, подтверждающий оплату цены предмета аукциона и подписанный договор водопользования, была направлена административным ответчиком в Федеральное агентство водных ресурсов, которое включило сведения о Дюкине Д.В. в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования (запись № от 05.07.2022), о чем административный истец уведомлен письмом № от 21.07.2022.). Информация размещена на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов voda.gov.ru/.
Доводы о том, что в день подписания протокола аукциона победителю аукциона не был передан протокол аукциона и договор водопользования, судом первой инстанции рассмотрены, установлено, что данные обстоятельства опровергаются письмом от 21.06.2022 № (т. 1 л.д. 17-18).
Судебная коллегия, дав оценку собранным по делу доказательствам и установив, что победителем аукциона договор водопользования подписан не был, документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона, путем перечисления денежных средств в размере окончательной цены предмета аукциона, предложенной им самим при проведении аукциона, на счет, указанный организатором аукциона, с учетом внесенного задатка, не представлен, соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, что подтверждается материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы административного истца отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства, между тем, все они сводятся к доводам, рассмотренным судом первой инстанции, которым, в свою очередь, дана надлежащая правовая оценка.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Дюкина Д.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: