Дело № 2-423/2024
УИД 79RS0006-01-2024-000675-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Смидович 27 августа 2024 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Пешковой Е.В.
при секретаре Сергейцовой Е.П.
с участием представителя истца Селиверстовой Е.А.
представителя третьего лица Латыпова К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО обратилось в суд с иском к администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО о признании действий противоправными и обязании к совершении определенных действий.
Требования мотивированы тем, что в Управление Роспотребнадзора по ЕАО поступило обращение от ООО «Единые коммунальные системы» по факту того, что с 04.03.2024 по 04.04.2024 региональным оператором ООО «Дом-Строй» не осуществляется вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: ЕАО, п. Смидович, ул.Советская, д.41-42. На диспетчерскую службу ООО «Единые коммунальные системы» неоднократно поступают жалобы от жителей вышеуказанных многоквартирных домов о большом скоплении мусора на контейнерной площадке, который со временем распространяется вблизи придомовой территории.
В рамках обследования было установлено, что контейнерная площадка не имеет ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, целостность одного контейнера повреждена, что не исключает возможность попадания отходов из мусороприемника на контейнерную площадку, расстояние от контейнерной площадки до многоквартирного жилого дома не отвечает нормируемым показателям (не менее 20 метров, но не более 100 метров) и составляет 16,6 м.).
Истцом в адрес администрации Смидовичского городского поселения 03.05.2024 было направлено официальное предостережение № о недопустимости нарушений обязательных требований с предложением о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований. В ответ на предостережение администрация Смидовичского городского поселения сообщила, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на управляющей компании ООО «Единые коммунальные системы». Однако документов, подтверждающих возложение обязанностей по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на ООО «Единые коммунальные системы», представлено не было.
Нарушения санитарного законодательства при сборе, хранении и вывозе твердых коммунальных отходов влекут за собой угрозу охраняемым общественным отношениям и посягают на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как на условие реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. Бездействие ответчика нарушает право неопределенного круга лиц на безопасные и благоприятные условия проживания, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.
Истец просит признать действия администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО, выразившиеся в неисполнении требований предписания Роспотребнадзора от 03.05.2024 №, противоправными. Обязать администрацию Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО исполнить требования предписания от 03.05.2024 №, а именно: обеспечить контейнерную площадку ограждением, в целях предупреждения распространения отходов за пределы контейнерной площадки; в целях исключения возможности попадания отходов из мусороприемника на контейнерную площадку; заменить контейнер с нарушенной целостностью на новый, соответствующий требованиям; увеличить расстояние от контейнерной площадки до многоквартирного жилого дома по адресу: ЕАО, п.Смидович, ул. Советская, д.41 (не менее 20 метров, но не более 100 метров).
Определением суда от 26.07.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены ООО «Единые коммунальные системы», ООО «Дом-Строй».
В судебном заседании представитель истца Селиверстова Е.А. исковые требования полностью поддержала. Суду пояснила, что в данном случае собственником контейнерной площади является администрация Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО. Заключение о соответствии контейнерной площадки санитарно-эпидемиологическим требованиям Управлением Роспотребнадзора по ЕАО не выдавалось.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «Единые коммунальные системы» Латыпов К.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал. Суду пояснил, что ООО «Единые коммунальные системы» осуществляет управление многоквартирными домами по адресу: п. Смидович, ул. Советская, д. 41, д. 42. Контейнерная площадка не является собственностью управляющей организации.
Представители ответчика администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО, третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «Дом-Строй» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о судебном заседании.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью первой статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 742 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области.
В соответствии с указанным Положением к полномочиям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области отнесены осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе организация и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 8.1.1).
В пределах своих полномочий Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу абзаца второго статьи 8 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из материалов дела следует, что на основании ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также задания на проведение выездного обследования без взаимодействия контролируемого лица от 18.04.2024 Управлением Роспотребнадзора по ЕАО 19.04.2024 проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом.
В соответствии с актом по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 03.05.2024, при выездном обследовании осмотрена придомовая территория по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, ул. Советская, д. 41, д. 42 с целью оценки соблюдения обязательных требований в части обустройства контейнерной площадки.
Установлено, что для сбора твердых коммунальных отходов на придомовой территории домов по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, ул. Советская, д. 41, д. 42 имеется два металлических контейнера. Контейнерная площадка не имеет ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Целостность одного контейнера повреждена, что не исключает возможность попадания отходов из мусороприемника на контейнерную площадку. Расстояние от контейнерной площадки до многоквартирного жилого дома по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, ул. Советская, 41 не отвечает нормативным показателям (не менее 20 метров и не более 100 метров).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО» от 23.04.2024, место контейнерной площадки для накопления ТКО по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, ул. Советская, 41, 42 не соответствует требованиям раздела 2 п. 3 абз. 2; п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
03.05.2024 Управлением Роспотребнадзора по ЕАО в адрес администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при содержании контейнерной площадки по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, ул. Советская, 41 с предложением устранить выявленные нарушения СанПиН 2.1.3684-21.
Неисполнение администрацией Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО требований вышеуказанного предостережения послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункты 11, 15 - 19 Правил № 1039).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно пункту 9 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Постановлением администрации Смидовичского городского поселения от 19.10.2022 № утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Смидовичского городского поселения.
В соответствии с п. 9 указанного реестра по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, ул. Советская, 41 находится площадка для накопления твердых коммунальных отходов для жителей домов по адресу: п. Смидович, ул. Советская, д. 41, д. 42. На площадке находятся два контейнера. Собственником площадки указана администрация Смидовичского городского поселения.
Учитывая, что несоблюдение требований СанПиН 2.1.3684-21 при содержании контейнерной площадки по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, ул. Советская, 41 нашло свое подтверждение в судебном заседании, при этом нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований.
Учитывая, что собственником площадки для накопления твердых коммунальных отходов является администрация Смидовичского городского поселения, при этом заключение о соответствии места (площадки) санитарному законодательству ответчиком не получено, решение о размещении контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом по вышеназванному адресу, собственниками жилых помещений не принималось, полномочия по обустройству контейнерной площадки управляющей компании не передавались, передача в собственность не осуществлялась, соответственно обязанность по обеспечению соответствия контейнерной площадки требованиям СанПиН 2.1.3684-21 должна быть возложена на орган местного самоуправления.
При этом является необоснованной ссылка ответчика на Правила благоустройства территории муниципального образования «Смидовичское городское поселение», согласно которым дворовая территория должна содержаться лицами, в том числе субъектами управления многоквартирными домами, поскольку в данных правилах указано исключительно на содержание дворовой территории, а не на содержание места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7901526144) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7903526132) ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03.05.2024 №, ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03.05.2024 №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, 41, ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, 41, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 2.1.3684-21 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2021 № 3.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 03.09.2024.