Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1357/2024 ~ М-932/2024 от 13.03.2024

Дело №2-1357/2024

УИД23RS0003-01-2024-001485-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2024 года город-курорт Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.

при секретаре Фетисове В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусарова А. В. к АО “Теплоэнерго” о признании расчета коммунальной услуги отопление незаконным и проведении перерасчета,

у с т а н о в и л :

Гусаров А. В. обратился в суд с иском к АО “Теплоэнерго” о признании расчета коммунальной услуги отопление незаконным и проведении перерасчета.

В обоснование заявленных требований истец указал, что протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, ООО «УК«УПРАВЛЕНЕЦ» (ИНН 2301090763) выбрано управляющей организацией многоквартирного дома. Большинством голосов собственников принято решение о заключении прямых договоров теплоснабжения между собственниками помещений и АО «Теплоэнерго» согласно ФЗ отДД.ММ.ГГГГ.

В ноябре 2022 г. Гусаров А. В. (собственник <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>), получил платежные документы от АО “Теплоэнерго” за коммунальные услуги - горячее водоснабжение и отопление. Из данных документов истцу стало известно, что при расчете коммунальной услуги отопление за ноябрь 2022 года не были использованы показания индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме для определения объемов тепловой энергии на отопление по <адрес>. Для расчета коммунальной услуги отопление в ноябре 2022 г. ответчиком был применен норматив потребления тепловой энергии, равный 0,0154 Гкал/на 1 кв. м общей площади жилого помещения (размер норматива установлен Приказом РЭК ДЦиТ <адрес> No2/2012 от ДД.ММ.ГГГГ).

Истец, не согласившись с произведенными расчетами коммунальной услуги отопление, ДД.ММ.ГГГГ подал ответчику заявление о перерасчете с применением показаний индивидуального и общедомового прибора учета. Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в проведении перерасчета со ссылкой на предостережение Государственной жилищной инспекции и наличием разных кадастровых номеров и почтовых адресов у многоквартирных домов корпус 10 и корпус 11.

Истец получил все необходимые документы относительно возникшей ситуации по расчету коммунальной услуги отопление с ноября 2022 г., а также проектную документацию многоквартирного дома у обслуживающей дом организации ООО «УК «УПРАВЛЕНЕЦ», в результате чего ему стало известно, что ответчиком в адрес ООО «УК «УПРАВЛЕНЕЦ» было направлено уведомление о том, что во исполнение предостережения Государственной жилищной инспекции <адрес> узлы учета тепловой энергии, расположенные в многоквартирных домах по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ будут выведены из эксплуатации и не приняты в качестве коммерческих узлов учета. Было рекомендовано в кратчайшие сроки внести изменения в систему ГИС ЖКХ с целью учета данных многоквартирных домов как единого строения, имеющего общие инженерные коммуникации, в том числе узлы учета поставляемых коммунальных ресурсов

Истец не согласен с принятым ответчиком решением, так как застройщиком обеспечено оснащение многоквартирных домов общедомовым и индивидуальными приборами учета тепловой энергии на стадии строительства и ввода многоквартирных домов в эксплуатацию. Начиная с даты ввода многоквартирных домов в эксплуатацию и подачи тепловой энергии в многоквартирные дома, расчет коммунальных услуг осуществлялся ответчиком с применением показаний общедомового и индивидуальных приборов учета. В 2022 г. общедомовой прибор учета тепловой энергии был повторно допущен в эксплуатацию. Индивидуальные приборы учета тепловой энергии введены ответчиком в эксплуатацию, отсутствуют обстоятельства для их вывода из эксплуатации, предусмотренные пунктом 81(12) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.

В связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии смонтирован согласно проектной документации, разработанной на основании технических условий, выданных ответчиком, был введен последним в эксплуатацию и отсутствуют причины, указанные в п. 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, для признания прибора учета вышедшим из строя, оснований для осуществления расчета ответчиком коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в случае отсутствия общедомового прибора не имеется. Расчет должен производиться строго по показаниям общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета.
Конструктивно многоквартирные дома являются одним строением секционного типа, возможность установки общедомового прибора учета в каждом многоквартирном доме без реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем или без создания новых отсутствует

Действия ответчика нарушают законодательство об энергоэффективности. Расчет коммунальной услуги отопление с использованием нормативов потребления значительно увеличил платеж истца по сравнению с аналогичным перио<адрес>., что привело к неосновательному обогащению со стороны ответчика.

Ссылаясь на изложенное, истец просит суд признать расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления по лицевому счету Гусарова А. В. незаконным; обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление по лицевому счету, открытому на Гусарова А. В., собственника <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> применением показаний индивидуального и общедомового приборов учета с ДД.ММ.ГГГГ по дату вступления решения суда в законную силу, с учетом всех пени; взыскать с АО «Теплоэнерго» в пользу Гусарова А. В. компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований в размере 2500 рублей; обязать АО «Теплоэнерго» производить расчет коммунальной услуги отопление с ноября 2022 г. по лицевому счету Гусарова А. В. с применением показаний индивидуального и общедомового приборов учета с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с АО «Теплоэнерго» в пользу истца расходы на оформление доверенности представителя в размере 2000 руб.

Впоследствии истцом были уточнены заявленные требования, в которых истец указал, что в процессе рассмотрения дела, учитывая судебную практику по аналогичным делам, рассмотренным Анапским городским судом <адрес>, ответчиком был произведен перерасчет по квартире истца в размере 14864,23 рублей, который был отражен в квитанции за апрель 2024 <адрес> квитанции за апрель 2024 г. к оплате предъявляется задолженность в размере 21435,53 рублей. Истцом было направлено заявление о предоставлении информации о перерасчете от ДД.ММ.ГГГГ В ответ на заявление исх. от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был направлен ответ о том, что последним был полностью снят объем тепловой энергии за отопление за период с ноября 2022 г. в размере 30 181,47 рублей, рассчитанный по нормативу, без применения показаний общедомового и индивидуальных приборов учета. А затем с ноября 2022 г. по март 2024 г. снова начислена коммунальная услуга отопление, при новом расчете также был применен норматив тепловой энергии, так как по показаниям индивидуального прибора учета по <адрес> не было расхода за период с ноября 2022 г. по март 2024 <адрес> учета тепловой энергии в <адрес> находится в рабочем состоянии, ранее ответчиком был принят и введен в эксплуатацию и до настоящего времени из эксплуатации не выведен. Прибор учета был своевременно поверен и доДД.ММ.ГГГГ является пригодным к применению. В подтверждение доводов истец приобщил свидетельство о поверке №С-ДУГ/17-04-2024/333104372. ООО “УК “ Управленец”, являющаяся управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, корпус 11, ежемесячно предоставляет информацию о показаниях индивидуальных приборов учета теплоснабжения по дому. Согласно переданным показаниям на конец марта 2024 г. и апреля 2024 г. показания индивидуального прибора учета тепла по <адрес> составили 7,555 Гкал. Ввиду вышеизложенного истец уточнил просительную часть иска и просил суд признать расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления по лицевому счету Гусарова А.В. незаконным; обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление по лицевому счету, открытому на Гусарова А.В. (собственника <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>) с применением показаний индивидуального прибора учета, равным 7,555 Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по дату вступления решения суда в законную силу, с учетом всех пени; взыскать с АО «Теплоэнерго» в пользу Гусарова А. В. компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований в размере 2500 рублей; обязать АО «Теплоэнерго» производить расчет коммунальной услуги отопление с ноября 2022 г. по лицевому счету истца как собственника <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, с применением показаний индивидуального и общедомового приборов учета с ДД.ММ.ГГГГ; также просит суд взыскать с АО «Теплоэнерго» в пользу истца расходы на оформление доверенности представителя в размере 2000 руб.

В судебное заседание истец Гусаров А.В. и представитель истца Новикова К.И., действующая на основании доверенности, не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства. От представителя истца Новиковой К.И. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик АО “Теплоэнерго”, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, от представителя ответчика Яковенко Н.Ю., действующей на основании доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Одновременно к ходатайству приложен письменные возражения на иск, в которых ответчик просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что действия ответчика по расчету коммунальной услуги отопление осуществлялись в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Применение ответчиком при осуществлении перерасчета формулы 3.1 вместо 3 не основано на законе. Действительно спорный многоквартирный дом оборудован ИПУ в полном объеме по каждому помещению, в адрес ответчика в 2020 году были предоставлены копии всех паспортов на ИП отопление, переданы контрольные показания с указаниями заводских номеров. Однако на дату осуществления перерасчета – апрель 2024 не все помещения данного МКД оборудованы ИП в полном объеме (в некоторых истекли сроки поверки). Утверждения истца о том, что при перерасчете отопления расчет был произведен с применением норматива, необоснованны.

Третьи лица без самостоятельных требований Администрация МО город-курорт Анапа, ООО “УК “УПРАВЛЕНЕЦ” и ООО “Фройда-С”, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, что не препятствует суду рассмотреть дело в отсутствие последних.

Третье лицо без самостоятельных требований Государственная жилищная инспекция Краснодарского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, направило ходатайство рассмотрении дела в его отсутствие.

В связи с надлежащим извещением участвующих в деле лиц и наличием ходатайств сторон и их представителей о рассмотрении дела в их отсутствие, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Изучив доводы искового заявления и уточненного искового заявления, возражений на иск, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Гусаров А. В. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>

В многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ООО “УК “УПРАВЛЕНЕЦ” (ИНН 2301090763) выбрано управляющей организацией, что следует из протокола от 25.12.2019г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в очно-заочной форме голосования. Согласно указанного протокола на собрании принято решение о заключении прямых договоров теплоснабжения между собственниками помещений и АО “Теплоэнерго”.

Основанием для обращения истца в суд послужили начисления истцу оплаты за коммунальную услугу отопление, начиная с ноября 2022 года, с применением норматива потребления тепловой энергии, без учета показаний общедомовых приборов учета и индивидуальных приборов учета на отопление.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Статья 157 ЖК РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов РФ и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

Коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества)коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Абзацем вторым пункта 42 Правил №354 предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулам приложения №2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Так, формула предполагает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованных указанными приборами учета тепловой энергии многоквартирном доме и жилом доме при осуществлении оплаты в течение отопительного периода путем произведения площади помещений на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 2 данной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ.

В части 7 вышеуказанной статьи также указано, что многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, дано понятие ввода в эксплуатацию узла учета – это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (п. 3).

Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (п. 58). При этом проектирование узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения.

В указанном случае составление отдельного проекта узла учета и его согласование не требуются (п.49).

В рассматриваемом случае судом установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ , выданного администрацией МО город-курорт Анапа как «Жилой комплекс «Бельведер» 6 этап строительства литер <адрес> из которого следует, что показатели вводимого в эксплуатацию объекта Корпус 10 (литер 7), Корпус 11 (литер 8) указаны в общих объемах. Также в разрешении указано о соответствии требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что многоквартирный дом «Жилой комплекс «Бельведер» по <адрес> этап строительства» построен согласно проектной документации.

Согласно проектной документации ЖК «Бельведер» по <адрес> этапы строительства. Корректировка, подготовленной ООО ТМ «АрхКом», строительство комплекса запроектировано из 7-ми жилых домов по две секции в каждой. Секции 1,1А, 2,3,3А однотипные с незначительными отличиями в планировке. Тип здания - сблокированное. Многоквартирные дома <адрес> 11 были запроектированы как 6-й этап строительства (с учетом корректировки проектной документации) - возведение двух зданий, состоящих каждое из двух секций тип 1А и 2 (литеры 7,8) и тип 3 и 3А (литеры 9,10). В подвале для жилого дома запроектированы узел ввода воды, ИТП, электрощитовая, помещение уборочного инвентаря.

Из Раздела 5 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 1. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Секции тип 1,1 А», Раздел 5 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 1. «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» следует, что ввод тепловых сетей предусматривается от ИТП, расположенного в подвале жилого дома Литеров 2,4,6,7. Теплоснабжение сдвоенных секций предусматривается от ИТП, расположенного в подвале жилого дома литеров 2,4,6,7, один на 2 литера.

Для подключения систем отопления и горячего водоснабжения жилого дома запроектирован индивидуальный тепловой узел один на два типа секций. Учет расхода тепла на здание осуществляется в ИТП с помощью стандартного узла ввода А1. В жилом доме запроектированы поквартирные двухтрубные горизонтальные тупиковые
системы отопления с установкой узлов учета тепла для каждой квартиры, расположенных в общем коридоре. Каждый нагревательный прибор оборудуется радиаторным термостатом фирмы «Danfoss». Радиаторные терморегуляторы позволяют выполнить индивидуальное регулирование температуры воздуха в отапливаемых помещениях и поддерживают ее на постоянном уровне, задаваемом самим потребителем.

Проектная документация после корректировки получила положительное заключение экспертизы, выполненное ООО «Эксперт -Проект» от 31.07.2017 г. Раздел «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» по составу соответствует требованиям «Положение о составе проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87, по содержанию соответствует требованиям п.п. 15-20, 22 указанного Положения, Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также национальных стандартов и сводов правил, заданию на проектирование.

Раздел «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» по составу соответствует требованиям «Положение о составе проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87, по содержанию соответствует требованиям п.п. 15-20, 22 указанного Положения, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также национальных стандартов и сводов правил, заданию на проектирование.

Таким образом при вводе многоквартирного дома в эксплуатацию, были введены в эксплуатацию общедомовой прибор учета и индивидуальные приборы учета.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что расположение одного прибора учета на два типа секций было согласовано на стадии проектирования и при принятии решения о вводе в эксплуатацию объекта «Жилой комплекс «Бельведер» 6 этап строительства <адрес>)».

В связи с чем ссылку ответчика на те обстоятельства, что корпус 10 и 11 поставлены на кадастровый учет и им присвоены разные кадастровые номера суд находит необоснованной.

Более того с момента ввода данного многоквартирного дома в эксплуатацию и заключения с собственниками жилых помещений данного дома договоров теплоснабжения расчет коммунальной услуги по отоплению до ноября 2022 года производился с применением данных общедомового и индивидуальных приборов учета.

В 2022 г. согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии общедомовой прибор учета многоквартирных домов был допущен в эксплуатацию с 01.06.2022г.

Индивидуальный прибор учета тепла истца был своевременно поверен и до ДД.ММ.ГГГГ является пригодным к применению (согласно свидетельству о поверке № С-ДУГ/17-04-2024/333104372).

Сведений о том, что указанный узел учета тепловой энергии у потребителя- истца вышел из строя в материалы дела не представлено.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета используются ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.

Поскольку спорный жилой многоквартирный дом оснащен общедомовым и индивидуальными приборами учета, то АО «Теплоэнерго» при осуществлении расчета
платы за коммунальную услугу должно учитывать показания таких приборов учета.

Судом также принимается во внимание, что решением Анапского городского суда по делу (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) предостережение Государственной жилищной инспекции от 08.04.2022г., в целях исполнения которого ответчик производил расчет коммунальной услуги отопление в указанных многоквартирных домах с применением норматива, признано незаконным.

При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным расчета АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления по лицевому счету, открытому на истца, суд находит законными и считает необходимым возложить на ответчика обязанность производить расчет коммунальной услуги отопление с ДД.ММ.ГГГГ, а также произвести перерасчет с ноября 2022 г. по дату вступления решения суда в законную силу, с учетом всех пени, с применением показаний индивидуального 7,555 Гкал и общедомового прибора учета.

Указанное согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС21-1668.

В соответствии с п. 155 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителя», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной специальными законами.

С учетом положений статьи 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об освобождении от уплаты госпошлины (статья 17).

Как предусмотрено статьей 15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (п.155).

Анализируя изложенное, суд находит требования истца о взыскании морального вреда подлежащими частичному удовлетворению.

Учитывая обстоятельства нарушения прав потребителя и вину ответчика за необоснованное начисление платы за коммунальную услугу отопление по нормативу, характер причиненных потребителям физических и нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости, суд считает подлежащим взысканию моральный вред в размере 1 000 руб. в пользу истца.

Рассматривая требование истца о взыскании с ответчика в его пользу штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 157 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ урегулирован вопрос взыскания штрафа в пользу потребителя. Согласно указанной норме права штраф взыскивается только при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", в строго определенных Правилами случаях.

Однако неверный расчет коммунальной услуги в перечень указанных случаев не входит.

Кроме того по смыслу ч.6 ст. 13 Закона О защите прав потребителей и разъяснений, содержащихся в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» штраф взыскивается при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Учитывая, что судом в денежном выражении удовлетворены только требования истца о взыскании компенсации морального вреда, однако с данными требованиями истец к ответчику в досудебном порядке не обращался, правовых оснований для взыскания штрафа не имеется.

Истцом в исковом заявлении также заявлено требование о взыскании в его пользу расходов на оплату услуг нотариуса по оформлению доверенности на представителя в размере 2000 (две тысячи рублей).

В обоснование несения расходов истцом представлена доверенность <адрес>0, удостовереннаяДД.ММ.ГГГГ, Матвеевым А. М., нотариусом Красногорского нотариального округа <адрес>. В доверенности указано, что истцом за совершение нотариального действия уплачено 2000 руб. 00 коп.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая требования разумности, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов на оплату услуг нотариуса за оформление доверенности в размере 2000 (две тысячи рублей).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Уточненное исковое заявление Гусарова А. В. к АО «Теплоэнерго» о признании расчёта коммунальной услуги отопление незаконным и проведении перерасчёта - удовлетворить частично.

Признать незаконным расчет АО «Теплоэнерго» (ИНН 2301080564, ОРГН 1122301002064) коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления по лицевому счету Гусарова А. В. - собственника <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление по лицевому счету, открытому на Гусарова А. В. - собственника <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, с применением показаний индивидуального приборов учета равным 7,555 Гкал с ДД.ММ.ГГГГ по дату вступления решения суда в законную силу, с учетом всех пени.

Взыскать с АО «Теплоэнерго» в пользу Гусарова А. В. (паспорт гражданина РФ 46 16 194787 выдан ТП ОУФМС России по <адрес> по Красногорскому муниципальному району ДД.ММ.ГГГГ) в счет компенсации морального вреда 1000 (одну тысячу) рублей.

Обязать АО «Теплоэнерго» производить расчет коммунальной услуги отопление с ноября 2022 г. по лицевому счету Гусарова А. В. - собственника <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, с применением показаний индивидуального и общедомового приборов учета с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с АО «Теплоэнерго» в пользу Гусарова А. В. расходы на оформление доверенности представителя в размере 2000 (две тысячи) руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда через Анапский городской суд.

Судья: Грошкова В.В.

Мотивированное решение изготовлено 16.07.2024 года.

2-1357/2024 ~ М-932/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гусаров Александр Владимирович
Ответчики
АО "Теплоэнерго"
Другие
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
ООО "УК "Управленец"
ООО "Фройда-С"
Администрация муниципального образования г-к Анапа
Суд
Анапский городской суд Краснодарского края
Судья
Грошкова Виктория Викторовна
Дело на сайте суда
anapa-gor--krd.sudrf.ru
13.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2024Передача материалов судье
15.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Подготовка дела (собеседование)
01.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2024Судебное заседание
02.05.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
16.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее