Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 14 ноября 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Филатовой К.П.,
с участием представителя административного истца Сафонова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2070/2022 по административному исковому заявлению Ферапонтовой Любови Ивановны об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Ферапонтова Л.И. (далее также административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения требований, просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенных на территории г. Самара, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере, соответственно, 33 279 219 руб., 42 030 656 руб., 42 028 969 руб., 54 555 516 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником вышеуказанных нежилых помещений кадастровая стоимость которых, определенная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, превысила размер действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в уточненном Отчете об оценке, затрагивая права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В судебном заседании представитель административного истца Сафонов А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.
Административные ответчики - министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, а также заинтересованные лица - Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрация городского округа Самара не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен письменный отзыв, в котором разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц,… в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Ферапонтовой Л.И. на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>:
- с кадастровым номером №, площадью 2 473 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 2 520,5 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 2 520,4 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 2 519 кв.м, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 12.08.2022.
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в следующем размере:
- КН № – 56 528 081,3 руб.,
- КН № – 57 613 841,05 руб.,
- КН № – 57 611 555,24 руб.,
- КН № – 57 579 553,9 руб., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 10.08.2022.
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости нежилых помещений.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен уточненный отчет об оценке № 11/07-22/7А от 02.11.2022, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>», согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений определена по состоянию на дату кадастровой оценки в размере:
- КН № – 33 279 219 руб.,
- КН № – 42 030 656 руб.,
- КН № – 42 028 969 руб.,
- КН № – 54 555 516 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка рыночной стоимости спорных нежилых помещений выполнена по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Давая оценку представленным доказательствам, суд отмечает, что приведённые в уточненном отчете выводы оценщика не допускают неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался законодательством об оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, отчеты содержат сведения об определении рыночной стоимости нежилых помещений на основе их качественных и количественных характеристик, анализа рынка недвижимости в исследуемом сегменте и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчеты величины рыночной стоимости, приведенные в рамках выбранных оценщиком и обоснованных им подходов. Суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административным ответчиком и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к уточненному отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено.
Как видно из отзыва Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, №, определенная в уточненном отчете об оценке оценщиком ФИО1., находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимости.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в уточненном Отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости нежилых помещений на дату кадастровой оценки, у суда не имеется.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 29.09.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Ферапонтовой Любови Ивановны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 2 473 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 33 279 219 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 2 520,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 42 030 656 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 2 520,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 42 028 969 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 2 519 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 54 555 516 рублей.
Датой обращения Ферапонтовой Л.И. с заявлением в суд считать 29.09.2022.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.11.2022.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья –
Секретарь –