Гражданское дело № 2-425/2024
УИД № 27RS0015-01-2024-000640-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
Председательствующего судьи Стромиловой Е.А.,
при секретаре Севериной Д.В.
с участием истца Бурмистрова Г.В. и его представителя адвоката Капилюшка Д.Д., действующего на основании ордера № 642839 от 17.05.2024 г.,
представителя ответчика Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Червоной О.А., действующей на основании доверенности от 10.11.2023 года, выданной сроком до 10.11.2025 без права передоверия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бурмистрова Григория Вениаминовича к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Бурмистров Г.В. обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что проживая по адресу: <адрес>, не позднее июня 2023г. истец столкнулся с немотивированной агрессией со стороны трех бесхозных собак с неснимаемыми метками, обитающих во дворе дома №4 ул. Молодежная п.Ванино, проявляемой в отношении истца и других лиц.
В соответствии с ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2019г. №582-пр «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее «Акт»), деятельность по обращению с животными без владельцев, а именно по их отлову, осуществляет орган местного самоуправления. Обратившись к ответчику, в отлове собак было отказано, поскольку агрессии на момент осмотра они не проявляли. 10.08.2023 г. истец обратился в прокуратуру на предмет проверки правомерности бездействия ответчика, по итогам которой было установлено, что требования законодательства об обращении с безнадзорными животными ответчиком не исполняются и внесено соответствующее представление. 20.08.2023 г. нападению собак, об отлове которых просил истец, был подвержен несовершеннолетний, что в последующем явилось основанием для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в рамках дела № 2-16/2024 Ванинского районного суда. 20.09.202 3г., после повторного обращения с заявлением об отлове собак, ответчиком сообщено что они будут отловлены по итогам конкурса исполнителя услуги.
По состоянию на апрель 2024г. собаки по прежнему обитают во дворе дома №4 ул. Молодежная и проявляют немотивированную агрессию к человеку. Бездействие ответчика, выражающееся в непринятии мер к отлову агрессивных бесхозных собак причиняет истцу нравственные страдания, обусловленные переживанием отрицательных эмоций. Переживание таких эмоций вызвано реакцией ответчика на обращение с просьбой об отлове собак. В соответствии со ст.9,10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», в случае необходимости рассмотрение обращения происходит с участием граждан, направивших обращение. В случае необходимости должностное лицо может рассмотреть обращение с выездом на место. В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2019г. №582-пр «Об утверждении порядка деятельности по обращению с животными без владельцев», исполнитель мероприятий по обращению с животными без владельца проводит оценку наличия или отсутствия агрессии при проведении рейдовых мероприятий. В случае наличия свидетелей такой угрозы, оценки ее наличия исполнителем не требуется. Из обращения следует, что минимум 6 человек явились очевидцами регулярно проявляемой агрессии со стороны бесхозных собак и сообщили об этом ответчику. Правомерно ожидаемый отлов таких собак ответчиком произведен не был, поскольку подрядчик при выезде на место признаков агрессии у собак не обнаружил. Таким образом, ответчик, делегировав исполнителю задание по выявлению агрессии у животных в ситуации когда это не предусмотрено нормативно-правовым актом, обесценил свидетельство очевидцев агрессии не приняв предусмотренных законом мер для устранения противоречий в свидетельствах многочисленных заявителей и единственного подрядчика, необоснованно отдав предпочтение показаниям последнего. Такая неправомерная реакция ответчика на обращение истца вызвала такие негативные чувства как оскорбленность, ущемленность, возмущение, подавленность и покинутость. Из сообщения органа прокуратуры Ванинского района следует установленным факт, согласно которому отлов и содержание собак с немотивированной агрессией ответчиком не производится поскольку приют для их содержания не создан, требования законодательства об обращении с безнадзорными животными ответчиком не исполняются. Узнав о таком положении дел истец испытал такие негативные чувства как чувства дезориентации и запутанности, злости и раздражения поскольку для истца стала очевидна лживость и изворотливость ответчика в ситуации когда свою некомпетентность в вопросе обращения с безнадзорными животными проявляющими агрессию тот объясняет фантазерством многочисленных очевидцев животной немотивированной агрессии. Из общедоступных данных следует, что безнадзорные собаки регулярно нападают на людей, не редко с летальным исходом (новости Хабаровского края в сети Интернет: (https://rg.ru/2024/01/16/reg-dfo/v-habarovske-staia-sobak-zagrvzla-molodogo-muzhchinu.html https://rg.ru/2024/02/14/reg-dfo/v-habarovske-sobachia-staia-snova-napala-na-cheloveka.html). Из сообщения ответчика от 20.09.2023г. следует что заявка для осуществления мероприятий по отлову животных во дворе дома №4 ул. Молодежная зарегистрирована и будет передана исполнителю по итогам проведения конкурса. По состоянию на дату подачи настоящего заявления животные не отловлены и продолжают проявлять агрессию в отношении человека. Являясь родителем и имея на иждивении ребенка возрастом 7 лет, вследствие бездействия ответчика по отлову животных, в ожидании теплых весенних и летних дней, истец испытывает чувства уязвленности и настороженности, тревожности и страха, ощущение постоянной угрозы и безвыходности поскольку безнадзорные животные обитающие во дворе дома №4 ул. Молодежная проявляют немотивированную агрессию и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья ребенка истца, что подтверждается фактом их нападения на ребенка возрастом 11 лет из соседнего подъезда. Переживание вышеуказанных чувств и эмоций причиняет истцу нравственные страдания и отрицательно сказывается на состоянии его душевного и социального благополучия как элементе состояния здоровья. Бездействие ответчика по организации отлова бесхозных животных проявляющих агрессию и располагающихся во дворе дома №4 ул. Молодежная п. Ванино причиняет истцу нравственные страдания и тем самым посягает на его здоровье, что является моральным вредом и в соответствии со ст. 151 ГК РФ подлежит компенсации.
Просит суд взыскать с администрации Ванинского района за счет средств казны муниципального образования «Ванинский муниципальный район Хабаровского края» компенсацию морального вреда в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Истец и его представитель адвокат Капилюшок Д.Д. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Червоная О.А. с исковыми требованиями не согласилась пояснила суду, что в соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 23.11.2011 № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» Ванинский муниципальный район Хабаровского края наделяется отдельными государственными полномочиями края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Согласно п.п. 2.1., 2.2., 2.3 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2019 года № 582-пр, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, регулируемые настоящим Порядком (далее - мероприятия), включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и передачу в приюты для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат животных без владельцев, содержавшихся в приютах для животных, на прежние места обитания. Содержание животных без владельцев в приютах для животных, поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев, а также размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных осуществляются в соответствии с Порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 30 марта 2020 г. № 115-пр. Исполнителями мероприятий являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Заказчиками мероприятий являются органы местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края, наделенные отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Таким образом, согласно Закона Хабаровского края № 146 органы местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края наделяются отдельными государственными полномочиями края по организации, мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а не по оказанию указанных услуг. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, деятельность администрации района, как и всех органов местного самоуправления Хабаровского края, которые наделены вышеуказанными полномочиями, по обращению с животными без владельцев осуществляется исключительно в порядке, установленном органами государственной власти Хабаровского края, передавшего полномочия, и в пределах переданных на эти цели субвенций. В целях исполнения указанных полномочий, управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, 27.02.2023 был заключен контракт на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края с индивидуальным предпринимателем Губайдулиной О.В. на общую сумму 1 421 205 рублей. По состоянию 30.06.2023 лимит денежных средств, предусмотренных контрактом исчерпан, контракт фактически исполнен, в связи с чем отлов животных без владельцев не производился. С целью исполнения законодательства по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, направлены обращения в адрес управления ветеринарии Правительства Хабаровского края для рассмотрения вопроса о дополнительном выделении бюджетных ассигнований. В период с 14.09.2023 по настоящее время, управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края шесть раз объявлялся аукцион на заключение контракта на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Пять из которых аукцион был признан не состоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие. 22 апреля 2024 г. администрацией района контракт на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев заключен с единственным поставщиком Сердюковым О.А. Администрацией района запланировано приобретение модульного некапитального строения, предназначенного для организации приюта, подобрано коммерческое предложение. Стоимость контракта составляет 11,5 миллионов рублей. В настоящее время по информации Управлением ветеринарии Правительства Хабаровского края от 28 февраля 2024 г. информация о потребности в материальных и материально-технических средствах, необходимых органам местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края для исполнения переданных государственных полномочий края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в 2024 году, находится на рассмотрении в министерстве финансов Хабаровского края. Действия администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края по поиску и определению согласно законодательству о контрактной системе подрядчика указанных услуг являются надлежащим исполнением государственных полномочий. Администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края не является собственником животных без владельцев, переданные государственные полномочия не предполагают передачу ей статуса собственника животного без владельцев. Деятельность администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края не предполагает осуществление обязанностей собственника по отношению к животным без владельцев, включая контроль за поведением животных без владельцев. Как следует из журнала регистрации заявок на отлов бездомных животных, который ведется управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (выписка из журнала прилагается) от Бурмистрова Г.В. поступала заявка на отлов животных без владельцев, а также поступали обращения об их отлове. 19 июня 2023 г. в ходе рейда подрядчиком были обнаружены три чипированные собаки без владельца, которые вели себя спокойно каких-либо признаков немотивированной агрессии не проявляли, что подтверждается видеосъемкой. В соответствии с п. 3.2 постановления Правительства Хабаровского края от 25.12.2019 № 582-пр «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев» стерилизованные животные без владельцев, имеющие не снимаемые или несмываемые метки, не проявляющие немотивированную агрессию, отлову не подлежат. Как следует из искового заявления, истец, являясь родителем семилетнего ребенка, вследствие бездействия администрации района по отлову животных без владельцев в ожидании теплых летних дней, испытывает чувства уязвимости и настороженности, тревожности и страха, ощущение постоянной угрозы и безысходности поскольку безнадзорные животные обитающие во дворе дома № 4 по ул. Молодежной в п. Ванино проявляют немотивированную агрессию и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья его ребенка, что подтверждается фактом нападения животных на 11 летнего ребенка из соседнего подъезда. Указанные чувства и эмоции предоставляют нравственные страдания истцу, согласно исковому заявлению, и отрицательно сказываются на его состоянии душевного и социального благополучия как элемента состояния здоровья. Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Таким образом, истцом не представлены суду доказательства причинно-следственной связи между действиями администрации района и его нравственными страданиями. Не установлено, что моральные страдания истца являются следствием действий (бездействий) именно ответчика, а не следствием индивидуальных особенностей характера истца. Не доказан и факт наличия у истца моральных страданий, отсутствуют медицинские документы, заключения специалистов, не доказан факт назначения каких-либо препаратов. Основания для возложения на администрацию района обязанности по компенсации истцу морального вреда отсутствуют.
Огласив исковое заявление, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Защита гражданских прав, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, осуществляется, в том числе, путем компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7, частью 7 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев», Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» Администрация Ванинского муниципального района наделена полномочиями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетом из краевого бюджета.
Закон № 146 не ограничивает органы местного самоуправления в способах осуществления государственных полномочий. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно организовать осуществление государственных полномочий в соответствии с федеральными и краевыми нормативными правовыми актами (поди. 2 п. 2 ст. 4 Закона № 146).
Согласно ст. 17 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; а также оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии.
В соответствии со ст. 1, абз. 3, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Принимая во внимание, что животные без владельцев являются переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе заболеваний, способных повлечь летальный исход, следует, что мероприятия, указанные в статье 18 Федерального закона № 498-ФЗ, являются гарантией соблюдения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер в области предупреждения и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий будет способствовать оперативному решению проблемных ситуаций, складывающихся области предупреждения и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также обеспечивать права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона Хабаровского края от 23.11.2011 № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон края № 146) органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия) обязаны исполнять письменные предписания органов государственной власти края по устранению нарушений, допущенных при осуществлении государственных полномочий.
Согласно п.п. 2.1. 2.2. 2.3. Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев (утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2019 года № 582-пр) мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, регулируемые настоящим Порядком (далее - мероприятия), включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и передачу в приюты для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат животных без владельцев, содержавшихся в приютах для животных, на прежние места обитания. Содержание животных без владельцев в приютах для животных, поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев, а также размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных осуществляются в соответствии с Порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 30 марта 2020 г. № 115-пр.
Исполнителями мероприятий являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - исполнитель мероприятий).
Заказчиками мероприятий являются органы местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края, наделенные отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Таким образом, федеральный законодатель ограничивает государственные полномочия по обращению с животными без владельцев перечисленными выше мероприятиями.
Одновременно это означает, что нахождение на территории населенного пункта животных без владельцев, у которых специалистами в сфере ветеринарии в период нахождения в приюте установлено отсутствие немотивированной агрессии, является прямым исполнением федерального закона.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 09.06.2023 г. истец обратился в администрацию Ванинского района с заявлением об отлове животных без владельцев, указав, что 08.06.2023 г. три собаки с неснимаемыми метками, не имеющие владельцев, которые находились с торца дома №4 ул.Молодежная п.Ванино (между домами №4 и №19 ул.Молодежная п.Ванино) проявили немотивированную агрессию в отношении истца, когда он проходил спокойно мимо них, а именно согнув передние лапы, оголив зубы и непрерывно гавкая один из трех псов стал демонстрировать готовность к нападению, в то время как два других пса поддерживали его действия своим непрерывным лаем. Сделав выпад в сторону нападающего истцу, атаку удалось пресечь.
Как следует из ответа и.о. главы администрации района Разяпова А.М. от 05.07.2023 г. на обращение истца, 19.06.2023 г. подрядчиком был осуществлен выезд на территорию многоквартирного дома по ул. Молодежная, д.4, где были обнаружены три чипированных животных без владельцев, указанных истцом. Животные вели себя спокойно, каких-либо признаков немотивированной агрессии не проявляли. В соответствии с п.3.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 25.12.2019 № 582-пр» Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев» стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, не проявляющие немотивированную агрессию, не подлежат отлову.
В связи с полученным ответом 10.08.2023 г. истец обратился в прокуратуру Ванинского района с заявлением по факту бездействия органов местного самоуправления в части исполнения законодательства об обращении с животными.
Согласно ответа и.о. прокурора Ванинского района от 22.08.2023 г. на обращение истца в ходе проверки установлено, что согласно контракта заключенного управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района с ИП Губайдулиной О.В. организация обязуется отловить и содержать животного без владельца в течении 15 дней, стерилизовать, принять решение о умерщвлении животного по решению ветеринара. 13.01.2023 г. между управлением жизнеобеспечения администрации Ванинского района и ИП Губайдулиной О.В. заключен контракт сроком до 01.03.2023 г. на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ванинского района. 27.02.2023 г. заключен новый контракт с Губайдулиной О.В. по аналогичным услугам на сумму 1 421 205 руб. При этом, отлов и содержание собак с немотивированной агрессией не производится, приют для содержания таких животных не создан. В администрацию района поступали обращения (ответ администрации 05.07.2023) по факту агрессии чипированных собак обитающих по ул. Молодежная, п. Ванино, ул. Космонавтов п. Октябрьский, согласно доводам обращений уже чипированные животные нападают на людей. Таким образом, мероприятия по отлову и постоянному содержанию безнадзорных животных, представляющих угрозу для населения администрацией района не организованы, требования законодательства об обращении с безнадзорными животными не исполнены. Прокурором района 22.09.2023 главе района внесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении с животными.
21.08.2023 г. истец обратился в администрацию Ванинского муниципального района с заявление об отлове животных без владельцев указав, что 20.08.2023 г. три собаки с неснимаемыми метками, не имеющие владельцев, которые располагались преимущественно с торца дома №4 ул. Молодежная п.Ванино (между домами №4 и №19 ул. Молодежная п. Ванино) проявили немотивированную агрессию и напали на ребенка ФИО15 лет, который проживает по <адрес>, причинив вред здоровью.
Как следует из ответа и.о. первого заместителя главы администрации района ФИО11 от 20.09.2023 г. на обращение истца, администрацией района размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обращению с животными, не имеющими владельцев. По итогам проведения конкурса будет определен исполнитель услуги и заявка истца будет передана для осуществления мероприятий по отлову.
Решением Ванинского районного суда от 21.02.2024 г. по гражданскому делу № исковые требования ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации Ванинского муниципального района, ФИО3 и ФИО4, Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района <адрес>, о компенсации морального вреда, удовлетворены частично. С Администрации Ванинского муниципального района <адрес> за счет средств казны муниципального образования «Ванинский муниципальный район <адрес>» в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек (100000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; 50000 рублей, в счет компенсации морального вреда, причиненного ФИО1). В остальной части заявленных требований отказано.
Вышеуказанным решением суда установлено, что ФИО1, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Администрации Ванинского муниципального района, ФИО3 и ФИО4, о компенсации морального вреда, по тем основаниям, что 20.08.2023 г., около 10.00 часов, находясь на детской площадке, возле торца <адрес>, в общественном месте и на территории многоквартирного дома, ее сын, ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ.р., был подвержен нападению 3 бесхозных собак постоянно располагающихся во дворе указанного дома. В результате нападения ребенку была причинена укушенная рана левой голени.
Из Журнала заявок на отлов животных без владельцев следует, что 29.08.2023 г. от Бурмистрова Г.В. поступала заявка под № 202 о 3-х собаках в п.Ванино по ул. Молодежная, в графе «иные сведения» стоит запись нет контракта. ДД.ММ.ГГГГ от ФИО12 поступала заявка № 209 о 3-х собаках в п.Ванино по ул. Молодежная, д.4 в графе «иные сведения» стоит запись нет контракта. За период 2024 г. в журнале отсутствуют записи об обращении граждан с заявками на отлов собак по ул. Молодежная в п. Ванино.
Согласно Журнала учета количества животных без владельцев, отловленных и транспортированных в приюты для животных: в период с января 2023 г. по 11.06.2023 г. Коваленко осуществлен отлов 81 собаки в п.Ванино согласно заявок на отлов безнадзорных или бродячих животных. Процесс отлова животных сохранен в виде видеофайла на флеш-носитель. Согласно Журнала» животные приняты в приют «Мучке» для дальнейшего содержания.
Как следует из пояснений представителя ответчика и представленных суду ответчиком документов управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района 27.02.2023 был заключен контракт на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края с индивидуальным предпринимателем Губайдулиной О.В. на общую сумму 1 421 205 рублей. По состоянию 30.06.2023 лимит денежных средств, предусмотренных контрактом исчерпан, контракт фактически исполнен, в связи с чем отлов животных без владельцев не производился. Управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, направлены обращения в адрес управления ветеринарии Правительства Хабаровского края для рассмотрения вопроса о дополнительном выделении бюджетных ассигнований. В период с 14.09.2023 г. по настоящее время, управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края шесть раз объявлялся аукцион на заключение контракта на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Пять из которых аукцион был признан не состоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие. 22 апреля 2024 г. администрацией района контракт на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев заключен с единственным поставщиком Сердюковым О.А.
Как следует из пояснений истца и искового заявления по состоянию на апрель 2024г. собаки по прежнему обитают во дворе дома №4 ул. Молодежная и проявляют немотивированную агрессию к человеку. Бездействие ответчика, выражающееся в непринятии мер к отлову агрессивных бесхозных собак причиняет истцу нравственные страдания, обусловленные переживанием отрицательных эмоций. Неправомерная реакция ответчика на обращение истца вызвала такие негативные чувства как оскорбленность, ущемленность, возмущение, подавленность и покинутость. Переживание таких эмоций вызвано реакцией ответчика на обращение с просьбой об отлове собак.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 ГК РФ.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащее гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина. Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ). Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего. По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ)
В ходе судебного заседания установлено, что управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района 27.02.2023 был заключен контракт на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края с индивидуальным предпринимателем Губайдулиной О.В., по состоянию 30.06.2023 лимит денежных средств, предусмотренных контрактом исчерпан, контракт исполнен, в связи с чем отлов животных без владельцев после 30.06.2023 г. не производился. На момент обращения истца 09.06.2023 г. в администрацию Ванинского района с заявлением об отлове животных без владельцев, контракт действовал и 19.06.2023 г. подрядчиком был осуществлен выезд на территорию многоквартирного дома по ул. Молодежная, д.4, где были обнаружены три чипированных животных без владельцев, указанных истцом. Животные вели себя спокойно, каких-либо признаков немотивированной агрессии не проявляли, в связи с чем не подлежат отлову. В период с июля 2023 г. до 22.04.2024 г. отлов животных без владельцев не осуществлялся, поскольку аукционы, которые были объявлены администрацией района на заключение контрактов были признаны не состоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие. 22 апреля 2024 г. администрацией района контракт на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев заключен с единственным поставщиком Сердюковым О.А.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на заявление Бурмистрова Г.В. от 08.05.2024 об отлове трех собак, не имеющих владельцев и проявляющих агрессию, зарегистрированном в Журнале 14.05.2024, заявка передана подрядчику для отлова. Отлов произведен 25.05.2024 в период времени с 15-00 до 16-00. В момент отлова на территории, прилегающей к дому № 4 по ул.Молодежная, находилась одна собака, что подтверждается информацией начальника управления жизнеобеспечения района от 29.05.2024.
Согласно Акта выезде на предмет нахождения животных без владельцев, заместителем начальника управления жизнеобеспечения района, в связи с поступившими обращениями жителей, 25.05.2024 был осуществлен выезд на территорию многоквартирного дома по ул.Молодежная 4. В ходе выезда животных без владельцев не установлено, что подтверждается фотоматериалами.
В нарушение ст.56 ГПК РФ истцом не предоставлено суду доказательств того, что в результате действий ответчика ему был причинен моральный вред, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими негативными последствиями в виде нравственных страданий истца. Истцом не предоставлено суду доказательств обращения его в медицинские учреждения для оказания помощи, прохождения лечения, назначения лекарственных препаратов, а также, что наступило какое-либо ухудшение состояния здоровья истца, в связи с действиями ответчика.
Учитывая изложенное, доводы искового заявления о причинении морального вреда истцу в результате действий ответчика не могут быть признаны состоятельными.
С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Бурмистрова Григория Вениаминовича к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального законодательства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бурмистрова Григория Вениаминовича к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд, через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Стромилова Е.А.
Копия верна:
Судья: Стромилова Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2024