Решение по делу № 2а-723/2017 ~ М-489/2017 от 17.03.2017

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 апреля 2017 года г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи         Фроловой О.В.

при секретаре        Шумовой Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Ессентуки действующего в интересах К.О.М., К.Л.В., К.Е.В., К.А.В., О (К)Е.В. к Администрации г.Ессентуки о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении представления прокурора и непринятии мер по восстановлению нарушенных жилищных прав, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в общей и льготной очереди,

установил:

Прокурор г.Ессентуки действуя в интересах К.О.М., К.Л.В., К.Е.В., К.А.В., О(К)Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Ессентуки о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении представления прокурора и непринятии мер по восстановлению нарушенных жилищных прав, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в общей и льготной очереди.

В административном исковом заявлении Прокурор г. Ессентуки указал следующее.

В ходе проверки установлено, что на основании постановления главы г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях» К.В.А. и члены его семьи: сын - К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын- К.Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - К.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения приняты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии с п. 1.15. Постановления администрации г.Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ К.В.А. снят с вышеуказанного учета как лицо, нуждающееся в жилом помещении.

К.В.А. снят с соответствующего учета на основании ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с разъяснениями, отраженными в письме администрации г.Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ члены семьи К сняты с учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ по причине отсутствия регистрации по месту жительства в границах г.Ессентуки.

Так как п. 1.15 Постановления администрации г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требования федерального законодательства, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации города внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, с требованием устранить нарушения путем восстановления семьи К в составе, К.О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в общую и первоочередную (льготную) очереди.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города поступил ответ на данное представление, из которого следует, что К.В.А. умер, а у членов его семьи согласно адресных справок ОУФМС по СК в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала постоянная регистрация в <адрес>, семья К.О.М. снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и на основании изложенного семья К снята с учета и исключена из списков, нуждающихся в получении жилья.

Конституция РФ провозглашает РФ социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст.1; ч. 1ст.7; ст. 18; ч.ч.1 и 2 ст.19).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, закрепленные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определения от 15 февраля 2005 года № 17-0 и от 5 марта 2009 № 376-0-11). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции РФ).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие ЖК РФ граждан (социально незащищенных - прежде всего).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»),

Такое законодательное регулирование согласуется со ч.3 ст. 40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом, установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18 января 2005 года № 7-0).

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Учитывая, что члены семьи К приняты на учет до 01 марта 2005 года, к ним не могут быть применены основания, предусмотренные пунктом 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

При этом, члены семьи К не утратили основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, так как К.Е.В. является инвалидом 3 группы с детства, К.А.В. инвалид 2 группы с детства, О(К)Е.В. инвалид 3 группы с детства. Кроме того, К.О.М. и члены ее семьи состоящей из 5 человек являются малоимущими, и занимаемый ими садовый домик, общей <данные изъяты> кв.м., является нежилым зданием.

Таким образом, ответственными должностными лицами органа местного самоуправления неверно применены требования жилищного законодательства, в результате чего грубо нарушены права членов семьи К.

Просил суд, признать незаконным решение первого заместителя главы администрации г. Ессентуки Х.С.В. об отказе в удовлетворении представления прокурора г.Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ и непринятии мер по восстановлению нарушенных жилищных прав К.О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, О(К)Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отраженное в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ ; возложить на администрацию г.Ессентуки обязанность восстановить К.О.М., инвалида 3 группы с детства К.Е.В., К.Л.В., инвалида 2 группы с детства К.А.В., инвалида 3 группы с детства О(К)Е.В. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в общей и льготной очереди.

Представитель административного ответчика - администрации г.Ессентуки по доверенности Д.В.С. в судебном заседании заявил ходатайство о прекращении административного дела по тем основаниям, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, так как между сторонами имеет место спор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке ГПК РФ на основании положений Жилищного кодекса РФ. Просил суд, прекратить производство по административному делу.

Помощник Прокурора г. Ессентуки П.М.В. просила отказать в удовлетворении заявленного ходатайства.

Административные истцы – К.О.М. и К.(О)Е.В. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленного ходатайства.

Административные истцы К.Е.В., К.Л.В. и К.А.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Прокурор г.Ессентуки, обращаясь в суд в интересах К.О.М., К.Л.В., К.Е.В., К.А.В., О(К)Е.В., просил признать незаконным решение первого заместителя главы администрации г. Ессентуки Х.С.В. об отказе в удовлетворении представления прокурора г.Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ и непринятии мер по восстановлению нарушенных жилищных прав К.О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, О(К)Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отраженное в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ ; возложить на администрацию г.Ессентуки обязанность восстановить К.О.М., инвалида 3 группы с детства К.Е.В., К.Л.В., инвалида 2 группы с детства К.А.В., инвалида 3 группы с детства О(К)Е.В. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в общей и льготной очереди.

В соответствии со статьей 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. В ч. 2 названной статьи предусмотрен перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Согласно ч. 4 ст. 1 КАС РФ, не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными, неправомерными и т.д.) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными, неправомерными и т.д.), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Из материалов дела усматривается, что Прокурором г.Ессентуки в административном исковом заявлении ставится вопрос о восстановлении К.О.М., К.Е.В., К.Л.В., К.А.В., О(К)Е.В. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в общей и льготной очереди. Данный спор связан с реализацией административными истцами жилищных прав, поскольку, факт учета административных истцов, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, сам по себе является фактом признания права административных истцов на жилое помещение.

При таких обстоятельствах, данный спор подлежит разрешению в порядке, предусмотренном ГПК РФ, а не КАС РФ. Административным истцам необходимо было обратиться за защитой своих прав с исковым заявлением в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч. 1 ст.128 настоящего Кодекса.

Таким образом, административное дело подлежит прекращению в случае если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Руководствуясь ст. 194 КАС РФ, суд

о п р е д е л и л:

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Прокурора г.Ессентуки действующего в интересах К.О.М., К.Л.В., К.Е.В., К.А.В., О(К)Е.В. к Администрации г.Ессентуки о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении представления прокурора и непринятии мер по восстановлению нарушенных жилищных прав, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в общей и льготной очереди, прекратить.

Разъяснить административным истцам, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Ставропольский краевой суд в течение 15 дней через Ессентукский городской суд.

Судья Фролова О.В.

    

2а-723/2017 ~ М-489/2017

Категория:
Административные
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
Истцы
Креков Александр Владимирович
Прокурор г. Ессентуки
Крекова Ольга Михайловна
Орлова (Крекова) Елена Владимировна
Креков Евгений Владимирович
Ответчики
Администрация г. Ессентуки
Суд
Ессентукский городской суд
Судья
Фролова Ольга Владимировна
17.03.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.03.2017[Адм.] Передача материалов судье
20.03.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
31.03.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2017[Адм.] Судебное заседание
02.05.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее