РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Айнулиной Г.С.
при секретаре Голышевой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-387/2021 по исковому заявлению прокурора Сызранского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области о возложении обязанности обустроить тротуары,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области о возложении на администрацию сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области обязанности в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу, обустроить тротуары:
-в районе здания структурного подразделения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа поселка Кошелевка, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, поселок Кошелевка, ул. Школьная, д. 11;
-в районе здания Ивашевского филиала Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Троицкое, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, с. Ивашевка, ул. Школьная, д. 8,
в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007.
В обоснование заявленных исковых требований, ссылаясь на п. 1, 5 ст. 3, п. 1, п. 11 ст. 13, ст. 17, ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ст. ст. 1, 12, ст. 5, ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п. 3.14, п. 4.5.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. элементы обустройства. Классификация», утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №269-ст; «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», утвержденные письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 №ОС-28/1270-ис; «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», утвержденные распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 №ОС-557-р; п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства России №1090 от 23.10.1993; Устав сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области, принятый решением Собрания представителей сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области №9 от 26.05.2014 указал, что Прокуратурой Сызранского района Самарской области в августе 2020 года, с привлечением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское», была проведена проверка исполнения законодательства в части ненадлежащего содержания дорог местного значения, обеспечения безопасности дорожного движения и основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации в сельском поселении Ивашевка муниципального района Сызранский, в ходе которой на улично-дорожной сети вблизи общеобразовательных учреждений на территории Сызранского района, а именно на автомобильной дороге общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием в п. Кошелевка Сызранского района, были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги в части, касающейся отсутствия горизонтальной дорожной разметки, наличия дефектов покрытия проезжей части автомобильной дороги в виде выбоин, а также отсутствия тротуаров на автодороге с твердым покрытием в районе здания структурного подразделения (детский сад) ГБОУ ООШ п. Кошелевка, расположенного по адресу: Сызранский район, п. Кошелевка, ул. Школьная, д. 11; кроме того выявлены недостатки на автомобильной дороге общего пользования местного значения с твердым покрытием в районе здания Ивашевского филиала ГБОУ СОШ с. Троицкое Сызранского района, расположенного по адресу: Сызранский район, с. Ивашевка, ул. Школьная д. 8: отсутствие тротуаров; изменение светотехнических характеристик дорожного знака 2.1 «Главная дорога».
В соответствии с п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III -категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 №2438-Р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации», ГОСТ Р 52766-2007 обязателен для применения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В связи с выявленными нарушениями было внесено предписание для устранения выявленных нарушений.
По состоянию на март 2021 года выявленные нарушения на автомобильной дороге общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием в п. Кошелевка Сызранского района, в части касающейся отсутствия горизонтальной дорожной разметки, наличия дефектов покрытия проезжей части автомобильной дороги в виде выбоин, были устранены, а в части отсутствия тротуаров нарушения не устранены, тротуары до настоящего времени не обустроены.
По состоянию на март 2021 года выявленные нарушения на автомобильной дороге общего пользования местного значения с твердым покрытием в районе здания Ивашевского филиала ГБОУ СОШ с. Троицкое Сызранского района, в части изменения светотехнических характеристик дорожного знака 2.1 «Главная дорога» были устранены, а в части отсутствие тротуаров нарушения не устранены, тротуары до настоящего времени не обустроены.
Администрацией сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области меры по устранению нарушений, допущенных при содержании указанных дорог, своевременно и надлежащим образом не приняты, чем нарушаются требования вышеуказанного законодательства.
Представитель истца помощник прокурора Сызранского района Самарской области Ведерникова Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, сославшись на доводы искового заявления.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области – глава сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области Гаранин А.А. исковые требования прокурора Сызранского района признал в полном объеме. Пояснил, что на 17.05.2021 администрацией сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области разработаны сметы на устройство тротуаров вдоль школы с. Ивашевка и п. Кошелевка на сумму 895770 рублей, определен подрядчик – ИП ФИО6
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Сызранского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) установлено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ч. 1);
элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (ч. 5).
Из пункта 11 части 1 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1).
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 2).
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (ч. 3).
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч. 4).
Согласно статье 34 данного Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1).
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов (ч. 2).
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления (ч. 3).
В ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;
проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств;
лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;
осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения так же отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентом и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч. 1).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2).
Пунктом 3.14 ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 N 269-ст, дано понятие тротуара, согласно которому тротуар - имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
Согласно п. 4.5.1 того же ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 N 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Пунктом 5 статьи 7 Устава сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области №9 от 26.05.2014 в редакции решения Собрания представителей сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области №3 от 14.03.2018 в перечень вопросов местного значения поселения включена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой Сызранского района Самарской области с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» ФИО7 проверки законодательства в части ненадлежащего содержания дорог местного значения, обеспечения безопасности дорожного движения и основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации, в сельском поселении Ивашевка муниципального района Сызранский, на улично-дорожной сети вблизи общеобразовательных учреждений на территории Сызранского района, а именно на автомобильной дороге общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием в п. Кошелевка Сызранского района, были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, в том числе в виде отсутствия тротуаров: - на автодороге с твердым покрытием в районе здания структурного подразделения (детский сад) ГБОУ ООШ п. Кошелевка, расположенного по адресу: Сызранский район, п. Кошелевка, ул. Школьная, д. 11; на автомобильной дороге общего пользования местного значения с твердым покрытием в районе здания Ивашевского филиала ГБОУ СОШ с. Троицкое Сызранского района, расположенного по адресу: Сызранский район, с. Ивашевка, ул. Школьная д. 8, что подтверждается ответом главы сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области Гаранина А.А. (л.д. 16 – 17), фототаблицей (л.д. 11 – 12) и «Актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда», составленным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» ФИО7 (л.д.8-10).
Оценив в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность исследованных судом доказательств, принимая во внимание, что в районе здания структурного подразделения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа поселка Кошелевка, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, поселок Кошелевка, ул. Школьная, д. 11 и в районе здания Ивашевского филиала Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Троицкое, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, с. Ивашевка, ул. Школьная, д. 8 отсутствуют тротуары, являющиеся элементами обустройства автомобильных дорог – сооружениями предназначенными для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, которые подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Сызранского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности обустроить тротуары удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Ивашевка муниципального района Сызранский Самарской области в течение 4-х месяцев со дня вступления данного решения в законную силу, обустроить тротуары:
- в районе здания структурного подразделения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа поселка Кошелевка, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, поселок Кошелевка, ул. Школьная, д. 11;
- в районе здания Ивашевского филиала Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Троицкое, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, с. Ивашевка, ул. Школьная, д. 8,
соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.05.202.
Судья-