Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1263/2021 ~ М-999/2021 от 30.06.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2021 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Навроцкой Н.А.

при помощнике судьи             Филатовой К.П.

с участием прокурора ДеминойЕ.Н.

представителя Черникова О.О. по доверенности Кравченко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1263/2021 по административному исковому заявлению Черникова Олега Олеговича к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ :

Черников О.О. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня его принятия пункт № 24689 «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год», утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201, указал, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, не отвечающие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку нежилое помещение не отвечает признакам административных, офисных, торговых объектов, либо объектов общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании административный истец, представитель административного истца по доверенности Кравченко В.Н. поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, предоставило отзыв в котором указало, что нежилое помещение расположено на цокольном этаже многоквартирного жилого дома. Поскольку нежилые помещения, распложенные на цокольных этажах многоквартирных домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, министерство включило спорный объект исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным п.п.2 п.1 ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации. Кроме того по результатам осмотра объекта недвижимого имущества, проведенного 10.12.2019 было установлено, что более 20% от общей площади спорного объекта фактически используется под офисы и торговые объекты. Спорный объект был включен в оспариваемый перечень, исходя из ранее определенного вида его фактического использования.

Заслушав административного истца, представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 названного кодекса).

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса,

Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости. Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.

Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и документам технического учета должны быть безусловными, бесспорными.

В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

В рамках переданных полномочий приказом министерства от 07 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании «Волжская коммуна», N 158(30741) 23.10.2019г

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в пункт 24689 Перечня на 2020 год.

Оспариваемые приказы изданы в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы.

По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.     

Из материалов дела следует, что Черникову О.О. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 259,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04 июня 2021 года указанное помещение имеет наименование и назначение: нежилое помещение, сведения о виде использования отсутствуют.

Нежилое помещение располагается в здании жилого дома с кадастровым номером , которое расположено на земельном участке с кадастровым номером , видом разрешенного использования которого является под строительство жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, что не позволяет однозначно полагать, что в нем располагаются объекты офисного, делового, коммерческого назначения, торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания.

Согласно техническому паспорту, изготовленному по состоянию на 05.06.2007 год, в нежилом помещении располагаются склады, кабинеты, комната отдыха, санузлы, умывальная, лестница,

Наименование «кабинет, комната отдыха» не тождественно наименованию «офис», а остальные помещения являются складами и подсобными или вспомогательными помещениями.

Таким образом, сведения технического учета не предоставляли министерству право на отнесение нежилого помещения к объектам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно договору от 1 октября 2020 года, заключенному между ИП Черниковым О.О., арендодателем, и ООО «<данные изъяты>», арендатором, дополнительному соглашению от 1 октября 2020 года, указанное нежилое помещение, состоящее из помещений №№ 39, 40, 41, 41А, 47, 49, 50, 51, 52 площадью 199,10 кв. м. предоставлено последнему в аренду, причем под офис предоставлены помещения № 51 и 52 площадью 31,2 кв. м., остальные помещения (№ 39,40,41А,47,49,50,- совокупной площадью 167,9 кв.м.) в качестве подсобных и складских помещений.

Договором № 01/01/2020, заключенным между ИП Черниковым О.О. и ИП ФИО1., предусмотрено, что в аренду последней передано помещения № 48, из которых 5,0 кв.м. под торговлю, остальные- в качестве складских помещений.

Помещение № 47 используется Черниковым О.О. в качестве кладовой для инвентаря по уборке территории, помещение № 46 пустует.

В соответствии с актом осмотра объекта недвижимости, выполненным <данные изъяты>» 10 декабря 2019 года, в нежилом помещении под офисы используются помещения общей площадью 45,5 кв. м, комната для приема пищи площадью 13 кв. м, склады 141, 3 кв. м. помещение для размещения мебели площадью 14,8 кв.м. санузлы площадью 7,3 кв. м, пустое помещение площадью 5,5 кв. м, коридоры 37,4 кв. м. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.

Представленный министерством имущественных отношений акт осмотра нежилого помещения на предмет проверки его фактического использования от 10.12.2019 г., подготовленный в ходе судебного разбирательства <данные изъяты>», согласно которому помещения площадью 45,5 кв.м отнесены к офисным, обстоятельств имеющих значение для дела не подтверждает, поскольку помещения, площадью 45, 5 кв.м согласно акту, 44,7 кв.м. по договорам составляют менее 20% от общей площади нежилого помещения площадью 259,1 кв.м. (17,5% и 17, 2% соответственно).

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих фактическое использование в период 2020 года более 20% от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлено.

Принимая во внимание, что доказательств фактического использования более 20 % в нежилом помещении под офисные, торговые объекты, административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведено в целях налогообложения на 2020 г., обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Волжская коммуна».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Черникова Олега Олеговича удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом 24689 нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2020 года.

Судья: Н.А. Навроцкая

3а-1263/2021 ~ М-999/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черников О.О.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Навроцкая Н. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
30.06.2021Регистрация административного искового заявления
01.07.2021Передача материалов судье
02.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2021Судебное заседание
06.08.2021Судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее