Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2388/2023 ~ М-803/2023 от 01.02.2023

78RS0007-01-2023-001014-86

Дело № 2-2388/2023                             20 апреля 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Суворовой С.Б.

при секретаре МащукЕ.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО2 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» обратилось в суд с иском к КлюкинойМ.А. и просит взыскать с ответчика необоснованно полученную за период с ноября 2021 года по июль 2022 года субсидию на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в сумме 63797 руб. 00 коп.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО5.А. обратилась в СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» с заявлением о предоставлении субсидии оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжение Жилищного комитета от ДД.ММ.ГГГГ -р субсидия предоставлена на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Жилищного комитета от ДД.ММ.ГГГГ -р субсидия предоставлена на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. К заявлению ответчик представила выписку из ЕГРН на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следовало, что правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, <адрес>, стр.1, <адрес>, является ФИО5.А. ДД.ММ.ГГГГ предоставление субсидии КлюкинойМ.А. прекращено в связи с выявлением факта предоставления недостоверных сведений о правообладателе жилого помещения, а именно о то, что ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного жилого помещения является ФИО5ФИО3 образом, в период с ноября 2021 года по июль 2022 года КлюкинойМ.А. из бюджета Санкт-Петербурга необоснованно получены денежные средства в размере 63797 руб. 88 коп. Истцом в адрес ответчика направлено требование о добровольном возврате необоснованно полученных денежных средств. До настоящего времени денежные средства не возвращены.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, в исковом заявлении просил рассматривать дело в свое отсутствие.

Ответчица ФИО5.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена, путем получения судебной повестки по месту жительства, возражений по иску, а также ходатайств об отложении слушания дела в связи с уважительностью неявки в судебное заседание, не представила

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, исковые требования поддержал, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленногопрожиточного минимумамаксимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным вчасти 2настоящей статьи, на основании ихзаявленийс учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленногочастью 1 статьи 155настоящего Кодекса.

Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных впунктах 1-3 части 2настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

Порядокопределения размера субсидий ипорядоких предоставления,переченьприлагаемых к заявлению документов,условияприостановки и прекращения предоставления субсидий,порядокопределения состава семьи получателя субсидии иисчислениясовокупного дохода такой семьи, а такжеособенностипредоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии состатьей 155настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий. Требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения, не допускается.

Финансированиерасходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядокфинансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

Для реализации указанной нормы постановлением Правительства РФ были утверждены Правила «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила) от ДД.ММ.ГГГГ , которые определяют порядок и условия доставления, расчета и прекращения субсидии.

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (п.2 Правил).

Субсидии предоставляются собственнику жилого помещения (квартиры, жилого дома, и квартиры или жилого дома), нанимателям жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п. 3,4 Правил).

Субсидия - это мера социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая предоставляется сроком на 6 месяцев (п. 41 Правил), При представлении документов с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца (п. 44 Правил).

В соответствии с п.8 Правил для получения субсидии граждане среди прочих документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении субсидии, предоставляют документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (п.п.«д»).

На основании п.32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчёт период).

Согласно п. 37 Правил среднемесячный доход каждого члена семьи или о одиноко проживающего гражданина определяется путём деления суммы его доходов, полученных в течение расчётного периода, на количество месяцев этого расчётного периода, в течение которых он имел данные доходы.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5.А. обратилась в СПб ГКУ «Городской Информационно-расчетный центр» с заявлением о предоставлении субсидии оплату за жилое помещение и коммунальные услуги (л.д. 11-13).

ДД.ММ.ГГГГ Распоряжение Жилищного комитета от ДД.ММ.ГГГГ -р субсидия предоставлена на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5.А. обратилась в СПб ГКУ «Городской Информационно-расчетный центр» с заявлением о предоставлении субсидии оплату за жилое помещение и коммунальные услуги (л.д. 20-22).

Распоряжением Жилищного комитета от ДД.ММ.ГГГГ -р субсидия предоставлена на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из ЕГРН на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, <адрес>, стр.1, <адрес>, является ФИО5.А. (л.д. 17-18).

Согласно выписки из ЕГРН на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, <адрес>, стр.1, <адрес>, является КлюкинаА.Ю. (л.д. 27).

ДД.ММ.ГГГГ предоставление субсидии КлюкинойМ.А. прекращено в связи с выявлением факта предоставления недостоверных сведений о правообладателе жилого помещения, а именно о то, что ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного жилого помещения является КлюкинаА.Ю.

В соответствии с п.п.«в» п.60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

В обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ указано, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (ст. 1109ГК РФ) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением ежемесячных денежных выплат.

В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ указано, что в целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретение или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

Факт необоснованно (излишне) выплаченной субсидии на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в сумме 63797 руб. 00 коп., ответчица в ходе рассмотрения дела не оспаривала.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчицы направлены требования о добровольном возврате необоснованно полученных денежных средств (л.д.29-30). До настоящего времени денежные средства не возвращены.

Согласно расчету истца необоснованно (излишне) выплаченная субсидия на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ноября 2021 года по июль 2022 года составляет 63797 руб. 88 коп. (л.д. 7-8).

Расчет судом проверен, признан арифметически составленным верно. Альтернативного расчета со стороны ответчика не представлено.

Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд считает требованияСанкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» к КлюкинойМ.А. о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ноября 2021 года по июль 2022 года обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФгосударственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя подлежит взысканию с ответчика в размере 2113 руб.94 коп.в доход бюджета Санкт-Петербурга.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 155, 159 ЖК РФ, ст.ст. 1102, 1109 ГК РФ, ст.ст. 103, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО2 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр»необоснованно полученную субсидию на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ноября 2021 года по июль 2022 года в размере 63797 руб. 88 коп.

Взыскать с ФИО1 пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере2113 руб.94 коп.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                             С.Б. Суворова

Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

2-2388/2023 ~ М-803/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
СПб ГКУ "Городской информационно-расчетный центр"
Ответчики
Клюкина Мария Анатольевна
Другие
СПб ГКУ "Городской центр жилищных субсидий
Суд
Колпинский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Суворова Светлана Борисовна
Дело на сайте суда
klp--spb.sudrf.ru
01.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее