№ 21-159/2024
УИД 38RS0033-01-2023-002267-23
решение
25 апреля 2024 года г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ФИО7 на определение судьи Кировского районного суда города Иркутская от 6 февраля 2024 года и решение судьи Кировского районного суда города Иркутска от 22 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Иркутское мороженое» С.В.В.,
установил:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ФИО7 от 1 июля 2022 года Номер изъят генеральный директор ООО «Иркутское мороженое» С.В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, 2 мая 2023 года генеральный директор ООО «Иркутское мороженое» С.В.В. обратился в Куйбышевский районный суд города Иркутска с жалобой на постановление должностного лица о назначении административного наказания и ходатайством о восстановлении срока на подачу жалобы.
Определением судьи Куйбышевского районного суда города Иркутска от 28 июня 2023 года в восстановлении срока на обжалование постановления должностного лица антимонопольного органа отказано.
Решением судьи Иркутского областного суда от 26 декабря 2023 года определение судьи районного суда отменено, дело направлено на рассмотрение по подсудности в Кировский районный суд города Иркутска.
Определением судьи Кировского районного суда города Иркутска от 6 февраля 2024 года срок на подачу жалобы восстановлен.
Решением судьи Кировского районного суда города Иркутска от 22 февраля 2024 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с определением судьи районного суда, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ФИО7 подал жалобу в Иркутский областной суд.
Определением судьи Иркутского областного суда от 14 марта 2024 года жалоба возвращена должностному лицу без рассмотрения.
Сведения о получении должностным лицом антимонопольного органа копии решения судьи Кировского районного суда города Иркутска от 22 февраля 2024 года в материалах дела отсутствуют. Направленная в адрес Иркутского УФАС России копия судебного акта возвращена организацией почтовой связи в связи с истечением срока хранения и получена судом 11 марта 2024 года по данным почтового идентификатора Номер изъят (л.д.115).
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд посредством почтовой связи 13 марта 2024 года, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ФИО7 просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов. В обоснование доводов жалобы указывает, что срок на обжалование постановления о назначении административного наказания восстановлен необоснованно, поскольку обжалование решения комиссии Иркутского УФАС России не препятствовало обжалованию постановления должностного лица в установленный законодательством срок.
В судебном заседании Иркутского областного суда не присутствовали С.В.В., в отношении которого велось производство по делу, его защитник ФИО5, а также заместитель руководителя Иркутского УФАС России ФИО7, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. Учитывая, что необходимым и обязательным участие указанных лиц в судебном заседании не признано, полагаю возможным рассматривать жалобу в их отсутствие.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении Иркутского УФАС России Номер изъят.32-873/2022, материалы дела Кировского районного суда города Иркутска Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Как усматривается из материалов дела, в Иркутское УФАС России 1 октября 2020 года (вх. Номер изъят-ЭП/20) поступило заявление от ООО фирма «Стаф» о нарушении антимонопольного законодательства при проведении аукционов за право на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Иркутска, на основании которого проведено антимонопольное расследование.
По результатам антимонопольного расследования Комиссией Иркутского УФАС России 12 июля 2021 года (резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2021 года) принято решение Номер изъят, которым ООО «Морозко Плюс» и ООО Иркутское мороженое» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении указанными лицами антиконкурентного соглашения, которое привело к повышению цен на аукционах за право на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Иркутска, по лотам Номер изъят и Номер изъят (извещение о проведении торгов Номер изъят, дата проведения аукциона – 28 августа 2020 года), Номер изъят и Номер изъят (извещение о проведении торгов Номер изъят, дата проведения аукциона – 24 августа 2020 года).
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и принятия заместителем руководителя – начальником отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России ФИО7 постановления от 1 июля 2022 года Номер изъят о привлечении генерального директора ООО «Иркутское мороженое» С.В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия постановления о назначении административного наказания направлена должностным лицом С.В.В. посредством почтовой связи 5 июля 2022 года и возвращена административному органу организацией почтовой связи 14 июля 2022 года в связи с истечением срока хранения.
В установленный статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях десятисуточный срок постановление должностного лица не обжаловалось.
Жалоба на постановление о назначении административного наказания подана в суд только 5 мая 2023 года, то есть с пропуском указанного срока. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении указанного срока, в качестве уважительных причин указаны обстоятельства обжалования в арбитражном суде решения Комиссии Иркутского УФАС России 12 июля 2021 года, которое послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении С.В.В. и в связи с отменой которого какие-либо основания для привлечения его к административной ответственности отпали.
Удовлетворяя заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, судья Кировского районного суда города Иркутска обоснованно исходил из того, что указанные причины пропуска процессуального срока являются уважительными.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года, решение Комиссии Иркутского УФАС России от 12 июля 2021 года, послужившее основанием для возбуждения в отношении С.В.В. производства по делу об административном правонарушении, признано незаконным и отменено.
В связи с этим, утрачены основания для привлечения С.В.В. к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения. Иного способа доказать это кроме обжалования указанного выше постановления должностного лица, о восстановлении срока обжалования которого он просил, не имеется.
При этом основания для обжалования появились только по вступлении в законную силу 16 марта 2023 года решения Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2022 года.
С жалобой на постановление должностного лица антимонопольного органа С.В.В. обратился в районный суд незамедлительно после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области и получения соответствующих копий судебных актов.
При таких обстоятельствах, судья районного суда правильно восстановил пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления должностного лица о назначении административного наказания.
Все доводы жалобы в указанной части не являются основаниями к отмене законного и обоснованного судебного акта.
Проверяя законность и обоснованность принятого должностным лицом постановления о назначении административного наказания, судья районного суда обоснованно исходил из того, что в отсутствие решения Комиссии Иркутского УФАС России от 12 июля 2021 года, которое признано незаконным вступившим в законную силу решением арбитражного суда, невозможно привлечение к административной ответственности С.В.В., что соответствует положениям части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, судья районного суда правильно отменил обжалуемое постановление должностного лица и прекратил производство по делу.
Вопреки всем доводам жалобы, оснований не согласиться с правильными выводами суда не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда не допущено, решение соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, определение судьи Кировского районного суда города Иркутская от 6 февраля 2024 года и решение судьи Кировского районного суда города Иркутска от 22 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Иркутское мороженое» С.В.В., отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.6 –30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Определение судьи Кировского районного суда города Иркутская от 6 февраля 2024 года и решение судьи Кировского районного суда города Иркутска от 22 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Иркутское мороженое» С.В.В. оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ФИО7 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья М.А. Ткачук