Дело № 2-9581/2023
50RS0031-01-2023-011643-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2023 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.,
при секретаре с/з Григорьевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и природопользования Московской области к Акопяну Варужану Гарниковичу о взыскании ущерба, причиненного как объекту охраны окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о взыскании ущерба причиненного окружающей среде в размере 1 573 629 руб. 12 коп.
В обоснование требований указал, что Минэкологии Мо в ходе рассмотрения обращения ФИО5 от 18.08.2022 № проведено выездное контрольное (надзорное) мероприятие по обследованию территории земельного участка с К№ (до 09.02.2022 К№ и №), расположенного по адресу: АДРЕС водоохранной зоне реки Малая Вяземка. Согласно экспертного заключения ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технический измерений по Центральному федеральному округу» от 19.09.2022 № по результатам проведенных маркшейдерских замеров установлено, что на территории указанного земельного участка на открытом грунте на площади 472 кв.м. складированы строительные и твердо-коммунальные отходы общим объемом 90 куб. метров. Согласно экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по результатам исследования токсичности отобранных в ходе контрольного (надзорного) мероприятия проб отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду указанные отходы относятся к отходам 4 класса опасности. Нарушение экологических требований при размещении отходов повлекло химическое загрязнение почвенного слоя по концентрации железа. Таким образом причинен вред.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших ответчика возможности являться за судебными уведомлениями в отделение связи, не представлено. При таких обстоятельствах неявку за получением заказного письма и судебным извещением следует считать отказом от получения судебного извещения, а неблагоприятные последствия, в связи с неполучением судебных уведомлений, в силу ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ должно нести само лицо, руководствуясь положением ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Суд, выслушав истца, исследовав представленные доказательства, оценив обстоятельства дела в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. Федерального закона от 10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а три их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 74 Земельного кодекса РФ от 25.10.01. № 136-Ф3
1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред».
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Минэкологии МО в ходе рассмотрения обращения ФИО5 от 18.08.2022 № проведено выездное контрольное (надзорное) мероприятие по обследованию территории земельного участка с кадастровым номером № (до 09.02.2022 к.н. № и №), расположенного по адресу: АДРЕС.
Согласно экспертного заключения ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» от 19.09.2022 № по результатам проведённых маркшейдерских замеров установлено, что на территории указанного земельного участка на открытом грунте на площади 472 кв. метров складированы строительные и твердо-коммунальные отходы общим объемом 90 куб. метров.
Согласно экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по результатам исследования токсичности отобранных в ходе контрольного (надзорного) мероприятия проб отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду указанные отходы относятся к отходам 4 класса опасности.
Нарушение экологических требований при размещении отходов повлекло химическое загрязнение почвенного слоя по концентрации железа.
В результате несанкционированного размещения отходов почвам причинён вред в размере 1 573 629,12 (один миллион пятьсот семьдесят три тысячи шестьсот девяносто девять) рублей 12 коп.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г. под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованны в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим федеральным законом. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не больше чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно частям 1 и 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7 отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации. Обезвреживанию, транспортировке, хранению и хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади в недра и на почву.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Пункт 4.11 ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, определяет, что объекты размещения отходов - это полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки. Пункт 4.13. вышеуказанного ГОСТа определяет, что территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г. запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст. 42 Земельного Кодекса от 25.10.2001 № 136-Ф3 собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
По результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия в адрес собственника земельного участка Акопяна В.Г. направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований сроком исполнения до 08.11.2022. В установленный срок предостережение не исполнено, информации о вывозе отходов с участка и приведению территории в надлежащее состояние в Министерство не представлено.
Ранее 12.01.2018 Акопян В.Г. был привлечен Министерством к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ за размещение строительных отходов на указанных участках в прибрежной защитной полосе реки Малая Вяземка виде штрафа в размере 3 100 рублей. Постановление о назначении административного наказания № вступило в законную силу 15.03.2018. Административный штраф не оплачен. Решением мирового судьи Судебного участка № Одинцовского судебного района ФИО3 от 10.07.2018 по делу № Акопян В.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6 300 рублей.
16.08.2021 Акопян В.Г. повторно привлечен Министерством к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ за размещение строительных отходов на указанных участках в прибрежной защитной полосе реки Малая Вяземка виде штрафа в размере 3 500 рублей. Постановление о назначении административного наказания№ вступило в законную силу. Административный штраф оплачен.
В соответствии со статьей 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 21 от 18.10.2012 «О применении гудами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликатного) причинения вреда.
По смыслу указанных норм вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в гражданско-правовом порядке на основании норм статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Следовательно, для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда, противоправность поведения виновного лица, вина причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом, доказанность размера причиненного вреда.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды могут быть предъявлены в течение двадцати лет (часть 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанной с охраной окружающей среды относится, в частности предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (пункт 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 21 от 18.10.2012 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).
В соответствии с положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 №, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
Ответчиком в нарушении ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств возмещения ущерба.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Акопяна Варужана Гарниковича в доход бюджетаОдинцовского г.о. Московской области в качестве возмещения вреда,причиненного окружающей среде в размере 1 573 629 руб. 12 коп.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Д.К. Васина
Мотивированное решение составлено 05 октября 2023 г.