Дело № 2-3100/2023
УИД 92RS0002-01-2023-002817-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2023 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Лактионовой Ю.О.,
при секретаре судебного заседания – Подфигурной В.И.,
с участием: прокурора – ФИО3,
представителя ответчика (ГБДОУ города Севастополя «Детский сад №») – ФИО4,
представителя ответчика (Департамента образования и науки города Севастополя) – ФИО5,
представителя третьего лица (Главного управления МЧС России по г. Севастополю) – ФИО6,
представителя третьего лица (Департамента финансов города Севастополя) – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Гагаринского района города Севастополя в интересах неопределённого круга лиц к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Севастополя «Детский сад №», Департаменту образования и науки города Севастополя, третьи лица - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю, Департамент финансов города Севастополя, Правительство Севастополя, о возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
прокуратура Гагаринского района города Севастополя в интересах неопределённого круга лиц обратилась в суд с исковым заявлением к ГБДОУ города Севастополя «Детский сад №», Департаменту образования и науки города Севастополя с исковым заявлением, в котором с учетом уточнения исковых требований просит:
- обязать Департамент образования и науки города Севастополя профинансировать ГБДОУ города Севастополя «Детский сад №» для устранения нарушений пожарной безопасности, а именно: замена материала для покрытия полов в групповых ячейках № 1 (помещение спальни и раздевалки), № 2 (спальное помещение), № 3 (во всех помещениях групповой ячейки), № 4 (во всех помещениях групповой ячейки), № 6 (помещение игровой и раздевалки), № 7 (во всех помещениях групповой ячейки кроме раздевалки), № 8 (спальное помещение и раздевалка), № 9 (во всех помещениях групповой ячейки), № 10 (помещение игровой и раздевалки), № 11 (помещение игровой и раздевалки), а также в помещении спортзала классу пожарной опасности не более, чем Г1, В2, Д2, Т2;
- после получения финансирования обязать ГБДОУ города Севастополя «Детский сад №» осуществить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, а именно: замена материала для покрытия полов в групповых ячейках № 1 (помещение спальни и раздевалки), № 2 (спальное помещение), № 3 (во всех помещениях групповой ячейки), № 4 (во всех помещениях групповой ячейки), № 6 (помещение игровой и раздевалки), № 7 (во всех помещениях групповой ячейки кроме раздевалки), № 8 (спальное помещение и раздевалка), № 9 (во всех помещениях групповой ячейки), № 10 (помещение игровой и раздевалки), № 11 (помещение игровой и раздевалки), а также в помещении спортзала классу пожарной опасности не более, чем Г1, В2, Д2, Т2, и хранить документацию (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающую показатели пожарной опасности материалов, используемых для покрытия полов.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения ГБДОУ города Севастополя «Детский сад №» законодательства о пожарной безопасности при получении несовершеннолетними образования, по результатам проведения которой установлены нарушения законодательства в указанной сфере. По данным фактам ГУ МЧС России по г. Севастополю вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены. Кроме того, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, конкретных мер по устранению которых, не принято.
Согласно сметному расчету, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, а также расчеты начальной (максимальной) цены контрактов с учетом индексов фактической инфляции, на устранение оставшихся нарушений требуется 14 369 420,4 рублей. Учреждением ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за № в Департамент образования и науки города Севастополя направлены ходатайства о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений, откуда был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснениями, что расходы на текущий ремонт помещений с заменой линолеума включены в план мероприятий капитального характера на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов и будут реализованы при наличии источников финансирования.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выделение субсидии на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности согласно предписанию об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ УНДиПР ГУ МЧС России по г. Севастополю Учреждением от Учредителя не получено.
Учитывая, что функционирование Учреждения с нарушениями обязательных требований пожарной безопасности препятствует реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, влечет за собой нарушений прав неопределённого круга лиц из числа воспитанников в сфере образования, прокуратура Гагаринского района города Севастополя обратилась с настоящим иском в суд.
Прокурор и представитель Главного управления МЧС России по г. Севастополю поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, просили иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Остальные лица, участвующие в деле, просили принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.
При таких данных, суд, принимая во внимание позицию сторон, определил в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен поданному делу, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
Установлено, что в ГБДОУ города Севастополя «Детский сад №» в нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 134, ст. 145, табл. 3, табл. 27 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 25 Правил противопожарного режима в РФ не обеспечено хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов, используемых для покрытия полов, в связи с чем не подтверждено соответствие класса пожарной опасности материала (линолеум), используемого для покрытия пола в групповых ячейках № 1 (помещение спальни и раздевалки), № 2 (спальное помещение), № 3 (во всех помещениях групповой ячейки), № 4 (во всех помещениях групповой ячейки), № 6 (помещение игровой и раздевалки), № 7 (во всех помещениях групповой ячейки кроме раздевалки), № 8 (спальное помещение и раздевалка), № 9 (во всех помещениях групповой ячейки), № 10 (помещение игровой и раздевалки), № 11 (помещение игровой и раздевалки), а также в помещении спортзала классу пожарной опасности не более, чем Г1, В2, Д2, Т2.
По данным фактам ГУ МЧС России по г. Севастополю вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены.
Для устранения нарушений, указанных в предписании ГУ МЧС России по г. Севастополю № от ДД.ММ.ГГГГ необходимо заменить материал, используемый для покрытия пола в групповых ячейках № 1 (помещение спальни и раздевалки), № 2 (спальное помещение), № 3 (во всех помещениях групповой ячейки), № 4 (во всех помещениях групповой ячейки), № 6 (помещение игровой и раздевалки), № 7 (во всех помещениях групповой ячейки кроме раздевалки), № 8 (спальное помещение и раздевалка), № 9 (во всех помещениях групповой ячейки), № 10 (помещение игровой и раздевалки), № 11 (помещение игровой и раздевалки), а также в помещении спортзала классу пожарной опасности не более, чем Г1, В2, Д2, Т2, с обеспечением хранения документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, конкретных мер по устранению которых не принято.
Вместе с тем установлено, что согласно сметному расчету на устранение нарушений требуется 14 369 420,4 рублей.
Учреждением ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за №, ДД.ММ.ГГГГ за № в Департамент образования и науки города Севастополя направлены ходатайства о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений, откуда был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснениями, что расходы на текущий ремонт помещений с заменой линолеума включены в план мероприятий капитального характера на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов и будут реализованы при наличии источников финансирования.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выделение субсидии на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности согласно предписанию об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ УНДиПР ГУ МЧС России по г. Севастополю Учреждением от Учредителя не получено.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на образование.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п.п. 3, 6, 15 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся в образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Статьей 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право несовершеннолетних, в том числе, на обучение в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение, требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общин требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе, к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее – Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт), который направлен на решение определенных задач, в том числе, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа).
Согласно п.п. 1.1, 3.4.1, 3.5.1 Стандарта его требования являются обязательными. В силу п. 3.4.1 реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками, в том числе осуществляющими финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают в себя, в том числе, требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности.
В соответствии с п.п. 3.6, 3.6.3 Стандарта финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы.
С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
С учетом изложенного, полномочия по финансовому обеспечению безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей в соответствии с правилами пожарной безопасности согласно требованиям Стандарта, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте образования и науки г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 828-ПП от 01.09.2016, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки города Севастополя.
В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств.
С учетом изложенного, выполнение указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ государственных гарантий должно исполняться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд находит обоснованными заявленные исковые требования прокуратуры Гагаринского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц, и такими, что подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковое заявление прокуратуры Гагаринского района города Севастополя в интересах неопределённого круга лиц – удовлетворить.
Обязать Департамент образования и науки города Севастополя профинансировать Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад №» для устранения нарушений пожарной безопасности, а именно: замена материала для покрытия полов в групповых ячейках № 1 (помещение спальни и раздевалки), № 2 (спальное помещение), № 3 (во всех помещениях групповой ячейки), № 4 (во всех помещениях групповой ячейки), № 6 (помещение игровой и раздевалки), № 7 (во всех помещениях групповой ячейки кроме раздевалки), № 8 (спальное помещение и раздевалка), № 9 (во всех помещениях групповой ячейки), № 10 (помещение игровой и раздевалки), № 11 (помещение игровой и раздевалки), а также в помещении спортзала классу пожарной опасности не более, чем Г1, В2, Д2, Т2.
Обязать Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад №» после получения финансирования осуществить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, а именно: замена материала для покрытия полов в групповых ячейках № 1 (помещение спальни и раздевалки), № 2 (спальное помещение), № 3 (во всех помещениях групповой ячейки), № 4 (во всех помещениях групповой ячейки), № 6 (помещение игровой и раздевалки), № 7 (во всех помещениях групповой ячейки кроме раздевалки), № 8 (спальное помещение и раздевалка), № 9 (во всех помещениях групповой ячейки), № 10 (помещение игровой и раздевалки), № 11 (помещение игровой и раздевалки), а также в помещении спортзала классу пожарной опасности не более, чем Г1, В2, Д2, Т2, и хранить документацию (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающую показатели пожарной опасности материалов, используемых для покрытия полов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14.12.2023.
Судья
Гагаринского районного суда
города Севастополя Ю.О. Лактионова