Судья Согданова Е.Е. № 7-169/20
РЕШЕНИЕ
г. Элиста 3 декабря 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Пичко С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «*» Б. на постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 05 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 05 октября 2020 года Общество с ограниченной ответственностью «*» (далее – ООО «*») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию с применением ч.ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе защитник Общества с ограниченной ответственностью «*» Б. просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу ввиду отсутствия события правонарушения. Отмечает, что в материалах дела не имеется доказательств нарушений п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отраженных в акте от 31 августа 2020 г. № * (отсутствие оборудования для обеззараживания воздуха и неосуществление измерения температуры тела персонала с 09.08.2020 г. по 19.08.2020 г.). Акт осмотра помещений магазина от 19.08.2020 г. не составлялся; ответственный за замер температуры и ведение журнала замера температуры - управляющий магазином М. с 10.07 2020 г. по 19.08.2020 г. находилась на «больничном», не осуществляла свои обязанности, не владела информацией о состоянии здоровья персонала, наличии либо отсутствии необходимого в магазине оборудования; в период с 09.08.2020 г. по 19.08.2020 г. в магазине находился один сотрудник, который производил измерение температуры самостоятельно перед выходом на работу; ООО «*» предприняло все зависящие от него меры для выполнения СП 3.1.3597-20.
В судебное заседание защитник Общества с ограниченной ответственностью «*» Б., представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились; ООО «*» также надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как следует из материалов дела, 18.08.2020 г. врио руководителя Роспотребнадзора по Республике Калмыкия С. на основании донесения филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» от 11.08.2020 г. № * о выявлении 10.08.2020 г. положительного результата COVID-19 у лица, посетившего магазин «*», расположенный * по адресу: *, издан приказ № * о проведении эпидемиологического расследования.
В рамках данного расследования 19 августа 2020 г. в 14 часов 36 минут в магазине розничной торговли «*» ООО «*» выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», зарегистрированных в Минюсте РФ 26 мая 2020 г., рег. № 58465: п. 4.4 абзацы 3, 4 СП 3.1.3598-20 – в магазине «*» не осуществляется обеззараживание воздуха, отсутствует оборудование для обеззараживания воздуха; п. 4.4 абзац 5 СП 3.1.3598-20 – в магазине «*» не осуществляется выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, в том числе, не осуществлялось измерение температуры тела работников магазина в период с 09.08.2020 г. по 19.08.2020 г. включительно. В ходе эпидемиологического расследования ООО «*» приобретен бактерицидный УФ рециркулятор Mbox PO-50UV, установлен в магазине «*» 24.08.2020 г., общая площадь магазина * кв.м., обрабатываемая площадь рециркулятором, согласно техническому паспорту, составляет 20 м.
По результатам проведенного в период с 19.08.2020 г. по 31.08.2020 г. эпидемиологического расследования составлен акт № * от 31.08.2020 г., согласно которому в магазине «*» ООО «*» выявлено нарушение СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»: п. 4.4, абзацы 3, 4, 5 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в действиях (бездействии) ООО «*» усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
На основании поручения от 18.08.2020 г. № * врио руководителя Роспотребнадзора по Республике Калмыкия произведен отбор проб смывов на микробиологическое исследование в магазине «*» (акт отбора проб от 19.08.2020 г. № *) и лабораторные испытания отобранных проб (протокол лабораторных испытаний № * от 21.08.2020 г.).
31.08.2020 г. руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия С. в адрес ООО «*» вынесено предписание № *, согласно которому ООО «*» предписано: организовать проведение дезинфекции всех помещений предприятия торговли с применением дезинфицирующих средств вирулицидного (противовирусного) действия кратностью обработки каждые 2 часа; ежедневно перед началом рабочей смены производить термометрию персонала магазина «*», расположенного по фактическому адресу: *, с фиксацией показателей температуры тела персонала магазина в журнале, не допускать к работе персонал с повышенной температурой тела, с признаками ангины и катаральными явлениями верхних дыхательных путей, в случае наличия у работника признаков заболевания, указанный работник должен быть немедленно отстранен от работы; приобрести и использовать согласно инструкции оборудование для обеззараживания воздуха в торговых и вспомогательных помещениях магазина «*» по адресу: *, в срок до 07.09.2020 г.
В связи с выявлением нарушений обязательных требований в отношении юридического лица 14 сентября 2020 года составлен протокол № * об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (дело № *).
Изложенные выше фактические обстоятельства нарушений санитарных правил, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств: приказом врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия от 18.08.2020 г. № * о проведении эпидемиологического расследования; актом от 31.08.2020 г. № * о проведении эпидемиологического расследования; объяснениями управляющего магазином М. от 31.08.2020 г., согласно которым в магазине имелся термометр электронного вида, который сломался, из-за отсутствия в продаже в аптеках термометр был заказан в г. *, доставлен в магазин в 19 часов 00 минут 19.08.2020 г., с момента открытия магазина 10.06.2020 г. до 17.08.2020 г. о требовании по установке в магазине рециркулятора оперштабом не сообщалось, рециркулятор поступил в магазин 24.08.2020 г.; доверенностью от 02.11.2018 г. № *, из содержания которой следует, что ООО «*», адрес местонахождения: *, в лице директора Южного филиала К., действующей на основании Устава, уполномочивает Управляющего магазином М. на управление обособленным структурным подразделением «*» и осуществление функций, направленных на представление интересов ООО «*» вне места его нахождения, в том числе при проведении переговоров, контрольных и надзорных мероприятий; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «*»; договором аренды от 1 октября 2011 г.; предписанием руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия от 31.08.2020 г. № *; иными доказательствами по делу.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, отсутствии в материалах дела доказательств нарушений санитарных правил, принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер для выполнения СП 3.1.3597-20, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (чч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (абзацы 3, 4, 5) мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, 19 августа 2020 г. в 14 часов 36 минут при проведении эпидемиологического расследования вопреки требованиям п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в магазине «*» ООО «*» обеззараживание воздуха путем использования специального оборудования не осуществлялось, указанного оборудования на момент проверки в магазине не имелось, как и в журнале измерения температуры тела сотрудников магазина на рабочем месте - магазин «*» г. Элиста (журнал начат 19.07.2020 г.) - отражены записи об измерении температуры тела сотрудников лишь по состоянию на 7.08.2020 г. в 10, 13, 16, 19 часов и на 08.08.2020 г. – в 10, 13, 16, 19 часов. В последующем ООО «*» приобретен и установлен 24.08.2020 г. в магазине в зоне обслуживания потребителей (в торговом зале на кассе) бактерицидный УФ рециркулятор Mbox PO-50UV, размер обрабатываемой им площади составляет 20 кв.м. (согласно техническому паспорту), площадь торгового зала – * кв.м., общая площадь магазина – * кв.м.
Изложенные обстоятельства усматриваются из акта № * от 31.08.2020 г. с приложениями, в числе которых фототаблица на 3 л., копия технического паспорта на бактерицидный УФ рециркулятор Mbox PO-50UV. Указанный акт подписан лицами, проводившими проверку - начальником ОЗПП Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия А., заместителем начальника ТО «Центральный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Б., а также представителем юридического лица - управляющей магазином М.
При таких обстоятельствах вывод судьи о виновности Общества в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенном при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, является обоснованным, действия юридического лица верно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Данный вывод судьи не опровергается и представленными с жалобой материалами: копией технического паспорта бактерицидного УФ рециркулятора Mbox PO-50UV со штампом его приобретения 03.08.2020 г. (в ООО «*» по адресу: *); табелем учета рабочего времени сотрудников магазина Южного филиала ООО «*» за август 2020 г.; содержанием служебных записок администратора Г. с 09.08.2020 г. по 19.08.2020 г. о проведении замера температуры тела сотрудников магазина.
Ссылаясь на данные материалы, автор жалобы, в частности, указывает на отсутствие акта осмотра, который подтверждал бы отсутствие рециркулятора в помещении магазина с 19 по 24 августа 2020 года.
Вместе с тем, данный довод основан на ошибочном толковании норм законодательства о контрольно-надзорной деятельности.
Согласно приказу врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия от 18.08.2020 г. № 08-00-06/11-95-2020 правовым основанием проведения эпидемиологического расследования являются положения Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-10), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 г. № 15.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в том числе, в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей.
Таким образом, сведения в акте эпидемиологического расследования, составленном с соблюдением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об обстоятельствах выявленных нарушений обязательных требований, которые удостоверены, в том числе, подписью представителя Общества М., не вызывают сомнений, в связи с чем являются относимым и допустимым доказательством виновности юридического лица.
Следовательно, находят подтверждение обстоятельства, свидетельствующие о том, что рециркулятор фактически установлен в помещении магазина спустя 5 дней после проведения эпидимеиологического расследования, площадь обрабатываемого им воздуха значительно меньше площади магазина, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил.
Кроме того, на момент проведения эпидемиологического обследования магазина служебные записки должностным лицам Роспотребнадзора не представлены, журнал измерения температуры тела содержал сведения о замере температуры тела, датированные лишь 7 и 8 августа 2020 г. Вместе с тем, факт нахождения 1 (одного) работника на рабочем месте не исключает обязанности отражения сведений о замерах температуры тела данного лица в соответствующем журнале, как единственном источнике информации, подтверждающем соблюдение обязательного требования о температурном контроле.
Оснований для отмены состоявшегося по делу решения по иным доводам жалобы не усматривается, поскольку они не содержат юридически значимых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, направлены на переоценку исследованных и проверенных судьей доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административное наказание Обществу с ограниченной ответственностью «*» соответствует приведенным выше требованиям и целям, верно назначено судьей с учетом характера совершенного правонарушения и положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящего дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 05 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «*» оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «*» Б. – без удовлетворения.
Судья С.И. Говоров