Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1514/2023 ~ М-579/2023 от 06.03.2023

                                                                                                              Дело №2-1514/2023

УИД - 24RS0028-01-2023-000724-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    16 октября 2023 года                                                                                    г. Красноярск

Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Настенко А.А.,

при секретаре Филипповой В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению ФИО9 о взыскании невыплаченных средств материального стимулирования,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к КГБОУ ФИО9 о взыскании невыплаченных средств материального стимулирования.

    Требования мотивированы тем, что истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога. ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по собственному желанию. Указывает, что при увольнении истцу не была выплачена годовая премия, учитывая, что календарный год истцом фактически отработан. Считает, что работа педагога-психолога педагогического профиля, а также работа по коррекции недостатков в физическом или умственном развитии обучающихся детей дает основание на получение годовой премии. Премия является частью зарплаты при увольнении и выплачивается в обязательном порядке, факт увольнения не лишает уволенного права на получение годовой премии начисленной перед увольнением. Приводя правовые основания заявленных исковых требований, истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченную годовую премию в размере 46 980 рублей.

    Истец ФИО2, ее представитель ФИО8, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным основаниям, с учетом их уточнений, настаивали на удовлетворении в полном объеме. Дополнительно суду пояснили, что невыплата стимулирующей выплаты при увольнении истца является дискриминацией работника по отношению к другим.

    Представитель ответчика КГБОУ ФИО9 ФИО5, действующая на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, считая их незаконными и необоснованными, указывая, что стимулирующая выплата выплачивается только работникам учреждения, на момент вынесения приказа о выплатах по итогам работы ФИО2 не состояла в трудовых отношениях с учреждением, в связи с чем основания для включения истца в приказ отсутствовали.

    Представить третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Красноярского края ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, считая их необоснованными. Указала, что в Красноярском крае на региональном уровне приняты нормативные правовые акты, устанавливающие системы оплаты труда для работников учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета, а также определяющие особенности установления системы оплаты труда работников краевых государственных автономных учреждений. Стимулирующие выплаты, за исключением выплат по итогам работы, устанавливаются руководителем Учреждения ежемесячно, ежеквартально или на год. Из Положения об оплате труда работников КГБОУ ФИО9 следует, что стимулирующие выплаты, в том числе и выплаты по итогам работы выплачиваются только работникам учреждения. Помимо этого, Положением об оплате труда не установлено безусловной обязанности производить выплаты по итогам работы в обязательном порядке и на регулярной основе. Более того трудовой договор с истицей также не предусматривает обязанности производить выплаты по итогам работы в обязательном порядке. Дополнительно суду пояснила, что в случае, если премия установлена системами оплаты труда, то если премия начислена работнику согласно приказу о премировании, принятому до его увольнения, то она должна быть выплачена. В случае если приказ о премировании работников предприятия был издан после увольнения данного работника, то оснований для включения его в приказ не имеется, так как на момент издания приказа он не состоит с организацией в трудовых отношениях.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директор КГСКУ «Территориальная централизованная бухгалтерия» ФИО7, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

В силу ст. 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовых законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.

Статьей 8 ТК РФ предусматривается, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).

В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ).

При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с КГБОУ «ФИО9» в должности педагога – психолога.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволена в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются копиями трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о приеме на работу №-К от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о прекращении (расторжении) трудового договора №-К от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 13 трудового договора выплата заработной платы работнику производится в сроки и порядке, которые установлены трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.

На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, коллективным договором и локальными нормативными актами (п. 14 трудового договора).

В соответствии с п.п. «г» п. 10 трудового договора работодатель имеет право поощрять работника за добросовестный эффективный труд.

Пунктом 12 трудового договора установлено, что работнику производятся выплаты компенсационного, персонального и стимулирующего характера.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 установлена персональная выплата в размере 10% за заведование элементами инфраструктуры (кабинетом).

Стимулирующие выплаты, начисляются в порядке, установленном Положением об оплате труда работников КГБОУ «ФИО9».

Порядок и условия оплаты труда работников КГБОУ «ФИО9» регулируется положением об оплате труда работников, разработанным в соответствии с Трудовым кодексом, Законом Красноярского края от 29.10.2009 года №9-3864 «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений»; Примерным положением об оплату труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-П; приказом министерства образования и науки Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении видов, условий, размера и порядка установления выплат стимулирующего характера, в том числе критериев оценки результативности и качества труда работников краевых государственных бюджетных и казенных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Красноярского края».

На момент увольнения ДД.ММ.ГГГГ порядок выплат стимулирующего характера определен положением об оплате труда работников, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 4.1 Положения к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работников за качественные результаты труда, а также поощрения за выполненную работу.

В силу п. 4.3 Положения работникам учреждения по решению руководителя в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера:

- выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач;

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемой работы;

- персональные выплаты;

- выплаты по итогам работы.

Согласно п. 4.7 Положения выплаты стимулирующего характера устанавливаются с учетом мнения комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников учреждения, и утверждаются приказом руководителя учреждения.

При установлении размера выплат стимулирующего характера конкретному работнику (за исключением персональных выплат) учреждения применяют балльную оценку (п. 4.8 Положения).

Стимулирующие выплаты, за исключением выплат по итогам работы, устанавливаются руководителем учреждения ежемесячно, ежеквартально или на год         (п. 4.9 Положения).

Определение количества баллов, устанавливаемых для работников учреждения, за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач; за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ осуществляется в соответствии с приложением № к настоящему положению (п. 4.10 Положения).

Приказом министерства образования и науки Красноярского края от 15.12.2009 года № 988 утверждены виды, условия, размер и порядок установления выплат стимулирующего характера, в том числе критериев оценки результативности и качества труда работников краевых государственных бюджетных и казенных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Красноярского края.

Согласно п. 7 приказа, при выплатах по итогам работы учитываются:

- объем освоения выделенных бюджетных средств;

- объем ввода законченных ремонтных объектов;

- инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

- выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения;

- достижение высоких результатов в работе за определенный период;

- участие в инновационной деятельности;

- участие в соответствующем периоде в выполнении важных работ, мероприятий.

Таким образом, вышеприведенными нормативными актами определяются основания стимулирования педагогических работников КГБОУ «ФИО9» и не предусмотрено возможности выплаты поощрения лицам, не являющимся работниками учреждения.

Приказом директора КГБОУ «ФИО9» от ДД.ММ.ГГГГ №-А создана комиссия по распределению выплат стимулирующего характера.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о распределении стимулирующих выплат (по итогам) работникам КГБОУ «ФИО9».

В соответствии со статьей 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истцу начислены и произведены следующие выплаты: районный <данные изъяты>.

Факт получения указанных сумм подтверждается списком перечисляемой в банк зарплаты № от ДД.ММ.ГГГГ и истцом ФИО2 не оспаривается.

Приказ о распределении стимулирующих выплат (по итогам) работникам КГБОУ «ФИО9», о взыскании которой заявляет истец, издан ДД.ММ.ГГГГ, то есть после увольнения ФИО2, сведений о том, что стимулирующая выплата была начислена ранее указанной даты в период работы истца в КГБОУ «ФИО9», материалы дела не содержат.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ уволена из КГБОУ «ФИО9» и по состоянию на день распределения стимулирующих выплат (по итогам) работником КГБОУ «ФИО9» не являлась.

Более того, согласно представленным расчетным листкам в отношении истца, крайним рабочим периодом, предшествующим дате увольнения, то есть временем (периодом) фактической работы, являлся ноябрь 2022 года, поскольку в декабре 2022 года истец находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на больничном листе, ДД.ММ.ГГГГ уволена.

При таких обстоятельствах, исходя из Положения об оплате труда работников КГБОУ «ФИО9» утвержденных ответчиком, с которыми истец был ознакомлен при трудоустройстве, у ответчика не возникает обязанности в случае увольнения работника по его инициативе, выплачивать стимулирующую выплату за рабочий период, предшествующий дате увольнения.

В силу положений ст. 22 ТК РФ, поощрение работника за добросовестный эффективный труд является правом работодателя.

В связи с чем суд приходит к выводу, что указанный вид выплаты стимулирующего характера не относится к числу обязательных выплат, является поощрительной стимулирующей выплатой.

Доводы истца о том, что невыплатой стимулирования по итогам в отношении ФИО2 допущена дискриминация в сфере труда, суд признает несостоятельными, поскольку таковой основан на неверном толковании ст. 3 ТК РФ о запрещении такой дискриминации.

Установление работникам разных поощрительных выплат либо их неначисление одним работникам при начислении другим, поставленное в зависимость от результатов труда работников и их деловых качеств, является правом работодателя, предусмотренном ст. 191 ТК РФ и не свидетельствует о дискриминации.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате истцу стимулирующей части заработной платы не имеется, в связи с чем требования ФИО2 о взыскании стимулирующих выплат основаны на неверном толковании норм материального права и, в силу установленных по делу обстоятельств, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                                                                                            ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1514/2023 ~ М-579/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Егорова Мария Владимировна
Ответчики
КГБОУ Красноярская школа № 3
Другие
Министерство образования Красноярского края
Кривошеев Владимир Степанович
КГСКУ "Территориальная централизованная бухгалтерия"
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Настенко А.А.
Дело на сайте суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
06.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2023Передача материалов судье
13.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2023Подготовка дела (собеседование)
22.05.2023Подготовка дела (собеседование)
22.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
16.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2023Дело оформлено
13.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее